Зоя Гаврилова
Формы организации труда детей дошкольного возраста в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Труд детей дошкольного возраста в детском саду организуется в трех основных формах :
• поручения
• дежурства
• коллективная трудовая деятельность.
Поручения – это задания, которые воспитатель дает одному или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные возможности, наличие опыта, а также воспи-тательные задачи.
Темочки:
Поручения могут быть кратковременными или длительными, индивидуальными или общими, простыми (содержащими в себе одно не сложное конкретное действие) или более сложными, включающими в себя целую цепь действий.
Выполнения трудовых поручений способствуют формированию у детей интереса к труду, чувства ответственности за порученное дело. Ребенок должен сосредоточить внимание, проявить волевое усилие, чтобы довести дело до конца и сообщить воспитателю о выполнении поручения.
В младших группах поручения индивидуальны, конкретны и просты, содержат в себе одно или два действия (разложить ложки на столе, принести лейку, снять с куклы платья для стирки и т. д.). Такие элементарные задания включают детей в деятельность, направленную на пользу коллектива.
В средней группе воспитатель поручает детям самостоятельно постирать кукольное белье, вымыть игрушки, подмести дорожки, сгрести песок в кучу. Эти задания боле сложны, содержат в себе несколько действий и элементы самоорганизации (подготовить место для работы, определить последовательность ее и т. п.).
В старшей группе индивидуальные поручения организуются в тех видах труда, в которых у детей недостаточно развиты умения, или тогда, когда их обучают новым уме-ниям. Индивидуальные поручения даются также детям, нуждающимся в дополнительном обучении или особо тщательном контроле, то есть при необходимости индивидуализиро-вать методы воздействия.
В подготовительной группе при выполнении общих поручений дети должны про-являть необходимые навыки самоорганизации, и поэтому воспитатель более требователен к ним, переходит от разъяснения к контролю, напоминанию.
Дежурства – форма организации труда детей, предполагающая обязательное, вы-полнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива. Дети поочеред-но включаются в разные виды дежурств, что обеспечивает систематичность их участие в труде. Назначение и смена дежурных происходит ежедневно. Дежурства имеют большое воспитательное значение. Они ставят ребенка в условия обязательного выполнения опре-деленных дел, нужных для коллектива. Это позволяет воспитывать у детей ответствен-ность перед коллективом, заботливость и понимание необходимости своей работы для всех.
В младшей группе в процессе выполнения поручений дети приобретают навыки, необходимые для накрывания на стол, становятся более самостоятельными при выполне-нии работы. Это позволяет в средней группе ввести дежурства по столовой. Ежедневно за каждым столом работает один дежурный. Во второй половине года вводятся дежурства по подготовке к занятиям. В старших группах вводится дежурства по уголку природы. Дежурные ежедневно сменяются, каждый из детей участвует во всех видах дежурств.
Коллективный труд - наиболее сложная форма организации труда детей. Он широ-ко используется в старшей и подготовительной группах детского сада. Навыки становят-ся более устойчивыми, а результаты труда имеют практическую и общественную значи-мость. Дети уже имеют достаточный опыт участия в разных видах дежурств, в выполне-нии разнообразных поручений. Возросшие возможности позволяют педагогу приучать детей договариваться о предстоящей работе, работать в нужном темпе, выполнять задание в определенный срок. В старшей группе воспитатель использует такую форму объедине-ния детей, как общий труд, когда дети получают общее для всех задание и в конце работы подводится общий итог.
В подготовительной группе особое значение приобретает совместный труд, когда дети оказываются в зависимости друг от друга в процессе работы. Совместный труд дает педагогу возможность воспитывать положительные формы общения между детьми: уме-ние вежливо обращаться друг к другу с просьбой, договариваться о совместных действи-ях, помогать друг другу.