Анастасия Устьянцева
Формы и методы духовно-нравственного воспитания в дошкольном образовательном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы
Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста осуществляется при использовании определенных методов и форм организации деятельности детей. Это способы педагогического воздействия, посредством которых осуществляется формирование личности ребенка в соответствии с целями и задачами нравственного воспитания.
Темочки:
С вступлением в силу требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в работу воспитателя вносятся изменения, изменяются и формы духовно-нравственного воспитания детей. Деятельность по формированию духовно-нравственных качеств личности интегрируется в пять образовательных областей дошкольного образования.
Система мероприятий духовно-нравственной направленности предусматривает следующие варианты:
-Участие в ежегодных муниципальных конкурсах духовно-нравственной направленности.
-Подготовку и участие в детских праздниках, развлечениях, кукольных спектаклей, театральных представлений.
-Организацию культурно-массовых развивающих и здоровьеукрепляющихмероприятий.
-Участие педагогов и воспитанников ДОУ в международных, региональных, муниципальных конкурсах детского творчества, в конкурсах методических разработок;
-Организация и участие педагогов и детей в социальных акциях; организация экскурсий для детей старших групп.
Данные формы организации подходят для проведения различных праздничных дней, посвященных той или иной теме воспитательного процесса, для формирования духовно-нравственных качеств личности детей в более торжественной обстановке. С проведением данных мероприятий формируются такие качества личности, как любовь к сверстникам, уважение к старшим, почитание традиций, бережное отношение к природе и многие другие.
В повседневной жизни детская деятельность под руководством педагога может носить воспитывающий духовно-нравственный характер и способствовать развитию дошкольников. Могут использоваться следующие формы организации совместной деятельности педагога и воспитанников :
• игры-путешествия;
• виртуальные экскурсии по достопримечательным местам;
• путешествия по страницам книг древнерусского и бурятского народа;
• театральные представления;
• праздничные развлечения, праздники;
• познавательные викторины;
• сюжетно-ролевые игры, игры драматизации;
• разыгрывания нравственно - этических ситуаций;
• тематические беседы - рассуждения, на диалоговой основе;
• ситуативные беседы;
• художественно-продуктивная деятельность.
В деле духовно-нравственного воспитания ребенка большое значение имеет взаимодействие педагога с семьей. Взаимодействие сотрудников и родителей в деле духовного воспитания детей проходит через: непосредственное общение педагога с родителями, а также на родительских собраниях, на которых обсуждаются насущные вопросы воспитания детей. Могут использоваться такие формы работы с родителями как: семинары-практикумы; круглые столы; тематические встречи; тематические беседы, консультации, родительские клубы.
Всю работу по развитию у дошкольника нравственных качеств мы ведем вместе с родителями: сообщаем им о достижениях и проблемах детей, консультируемся с ними об индивидуальных особенностях каждого ребёнка, выявляем происхождение тормозящих развитие факторов, обучаем самих родителей приемам и методам нравственного воспитания в семье.
Совместно с родителями можно проводить фольклорные праздники, которые сопровождаются выставками детского и взрослого творчества.
Воспитание детей зависит и от личного примера воспитателя, его поведения, отношения к воспитанникам, мировоззрения, деловых качеств, авторитета. Сила положительного примера педагога увеличивается, когда он своей личностью, своим авторитетом действует систематически и последовательно. Кроме того, сила положительного воздействия воспитателя будет возрастать и тогда, когда воспитанники убедятся, что между его словом и делом нет расхождений, ко всем он относится ровно и доброжелательно.
Иными словами, внешние воспитательные воздействия способствуют формированию положительных черт характера и нравственных качеств только при условии, если они возбуждают у детей положительное внутреннее отношение и стимулируют их собственное стремление к моральному развитию.
В деятельности дошкольного учреждения прослеживаются несколько направлений работы с детьми.
1. Духовно-образовательное.
Здесь педагоги строят образовательный процесс с учетом уровня нравственного, духовного и социального развития детей.
2. Воспитательно-оздоровительное направление предусматривает народные игры различной направленности. Здесь могут быть и подвижные, и сюжетно-ролевые игры. Также можно организовать походы, прогулки и другие различные выезды на природу.
3. Культурно-познавательное.
В течении года в детском саду можно проводить множество праздников. Предварительно детям разъясняются подробно некоторые традиции, обычаи, слова, связанные непосредственно с данным праздником. К празднику дети мастерят подарки, украшения, учат стихи, песни, танцы. В совместной деятельности дети легче осознают правила доброй и благочестивой жизни.
А совместные посещения библиотеки, краеведческого музея и помогают усвоению детьми правил культуры поведения, вызывают эмоциональные и эстетические переживания, которые очень важны для создания благоприятного климата, общего духовно-нравственного воспитания дошкольников.
3. Нравственно-трудовое направление (все виды труда, продуктивная деятельность) Труд ребёнка - дошкольника невелик и несложен. Однако он необходим для формирования его личности.
Включение труда в систему воспитания делает возможным целостное развитие личности ребенка. Формирование доброго разумного отношения к природе, предусматривает не столько накопление знаний о природе, сколько воспитание любви к ней. Умение глядеть на мир с любовью свидетельствует о позитивном развитии духовно-нравственной и социокультурной сферы ребенка.
На занятиях художественно-продуктивной деятельностью дети во всех возрастных группах в зависимости от своих возможностей стараются передать в своих рисунках, аппликациях и других произведениях ручного труда красоту своей родины: цветов, деревьев, птиц, животных.