Оксана Беленко
Формированию связной речи детей 4–5 лет посредством метода сказкотерапии
Речь детей 4-5 лет отличается подвижностью и неустойчивостью. Дети могут ориентироваться на смысловую сторону слова, однако объяснение значения слова у многих вызывает затруднения. Большинство детей не владеют в достаточной степени умением строить описание и повествование. Они нарушают структуру и последовательность изложения, не могут связывать между собой предложения и части высказывания. На этом этапе развития ребенка важно развивать связную речь.
Публикация «Формированию связной речи детей 4–5 лет посредством метода сказкотерапии» размещена в разделах
Формирование связной речи является первым и важным условием полноценного развития ребенка. Оно проходит долгий и сложный путь. В норме к школьному возрасту ребенок должен иметь большой словарный запас, владеть навыками словообразования и словоизменения, у него формируется правильное звукопроизношение, фонематические процессы, что дает ему возможность успешно овладевать программным материалом в школе. От уровня сформированности связной речи будет зависеть обучаемость и успеваемость ребенка в школе, его адаптация и социализация в коллективе. Речь, будучи основным видом коммуникативной деятельности, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она и формируется. Все функции коммуникации реализуются именно через речь, речевую деятельность. Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений, обеспечивающее общение и взаимопонимание. Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает установить контакт с другими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, – все это является решающим условием для развития полноценной личности. Связная речь – это не только последовательность слов и предложений, но и последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях. Проблема информационного перенасыщения и снижение коммуникативных связей у детей все чаще приводит к развитию речевых нарушений,в том числе и несформированности связной речи. Поэтому важно вовремя заметить и скорректировать отставания, для дальнейшего успешного обучения в школе.
Овладение речью происходит только в живом,непосредственном общении,когда ребенок не только слушает,но и отвечает,когда он сам включен в диалог. Причем включен не только слухом и артикуляцией,но и всеми своими действиями мыслями и чувствами. Для решения задач по формированию связной речи прекрасно подходит метод сказкотерапии, данный метод помогает решить сразу несколько задач :продуктивного обучения детей, накопления их познавательного, эмоционального, жизненного опыта, стимулированию речевой активности детей, развитие их индивидуальных способностей.
Именно поэтому использование метода сказкотерапии, как нетрадиционный метода работы с детьми. Работа со сказкой обеспечивает воздействие на все стороны речи ребенка и позволяет достигнуть наиболее эффективных результатов.
В результате работы по методу сказкотерапии дети научаются составлять связные повествовательные высказывания,пересказывать небольшие тексты по плану,составлять рассказы – описания по плану,составлять связный структурированный рассказ по серии картинок.