Валентина Серенко
Формирование навыков безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность формирования навыков безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста подчеркивается в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».
Содержание этой образовательной области направленно на формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Перед педагогами ставятся такие задачи, как развитие положительного отношения ребенка к себе, к другим людям, к окружающему миру, к коммуникативной и социальной компетентности детей.
Публикация «Формирование навыков безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2023
Представление о безопасном поведении в быту усваивается ребенком в процессе разных видов деятельности и становится регулятором его поведения, которое определяется представлением о том, как следует вести себя в той или иной опасной ситуации.
Как показывает статистика, большинство несчастных случаев
происходит дома. Дом до отказа заполненный различной бытовой техникой и химией, часто представляет мину замедленного действия. Необходимо отметить, что, по мнению исследователей, «охрана человека, здоровье взрослых и детей, предотвращение опасностей в собственной квартире, доме вообще выпало из поля зрения законодателей, политиков, работников правоохранительных органов, здравоохранения, образования, науки и т. п.».
Подтверждением этому служат данные медицинской статистики,
показывающие, что из всего детского травматизма, бытовые травмы
составляют от 50% до 75%; из них 42% травмированных - дети первых шести лет жизни; у детей 4-5 лет доля травм, получаемых дома, свыше 35%. Среди бытовых травм наиболее часто встречаются следующие: ранения и ушибы; ожоги, в том числе пламенем; электро-травмы; отравления; попадание инородных тел в организм человека: уши, нос, рот. Это выводит вопросы обеспечения безопасности детей в быту в разряд наиболее актуальных.
Опасности на улице. Одной из серьезнейших проблем любого города и области является дорожно-транспортный травматизм. До настоящего времени снизить его уровень не удается. Как показывает анализ происшествий с детьми, травмы происходят по неосторожности детей, из-за несоблюдения или незнания правил дорожного движения. Самыми распространенными ошибками, которые совершают дети, являются: неожиданный выход на
проезжую часть в неустановленном месте, выход из-за стоящего транспорта, неподчинения сигналам светофора, нарушение правил езды на велосипедах и т. д. беспечность детей на дорогах зависит от взрослых, от низкого уровня их культуры поведения.
Опасности в природе. К природным опасностям относятся стихийные
явления, которые представляют непосредственную угрозу для жизни и здоровья людей, например, ураганы, наводнения, сели; экстремальные ситуации; растения, животные, грибы и другие явления и объекты. Некоторые природные опасности нарушают или затрудняют нормальное функционирование систем и органов человека. К таким опасностям относятся туман, гололед, жара, барометрическое давление, излучения, холод и др.
Анализ исследовательского поля проблемы формирования опыта
безопасного поведения детей, прежде всего, связан с расширением спектра источников опасности в окружающем мире и отсутствием навыков поведения в различных угрожающих и чрезвычайных ситуациях.
Важно готовить ребенка к непредвиденной встрече с трудностями, уметь сформировать у него представление о самых опасных ситуациях, прививать ребенку навыки безопасного поведения в разных условиях, с родителями, которые должны быть примером для подражания, или без них.
Психолого-педагогические основы формирования у дошкольников
основ безопасного поведения в быту Организация работы по формированию безопасного поведения в быту должна осуществляться с учетом психологических аспектов воспитания и
обучения детей старшего дошкольного возраста.
Содержание, методы и приемы воспитания и обучения дошкольников
безопасному поведению в быту должны учитывать, что дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности нередко приводят к возникновению травмоопасных ситуаций. Таким образом, при организации работы с дошкольниками важно учитывать следующие их характеристики: неумение быстро принимать решения, формировать пространственные программы движения, соразмерять опасность ситуации, предугадывать возможные варианты последствий. Кроме
того, стремление играть в любых ситуациях способствует непредсказуемости и импульсивности в поведении детей.
Оставаясь дома или на улице сам, ребенок получает много новых
впечатлений. Он переполняется эмоциями: радуется, удивляется, проявляет к чему-то интерес, и совсем не обращает внимания на опасность окружающей среды. Он может решить воспользоваться ножом. Чтобы порезать себе яблоко, встать на стул и потянуться за книгой, воспользоваться электроприборами, на улице залезть на дерево за котенком или побежать на дорогу за укатившимся
мячом, неожиданно появиться на дороге на роликовых коньках, самокате, не понимая опасности движущегося транспорта.
В целом поведение детей дошкольного возраста можно обозначить
следующей формулой : «Чем опаснее ситуация, тем в большей степени дошкольник теряется, и поэтому медленнее и менее правильно принимает решение». Для проектирования содержания и форм педагогической деятельности по обучению дошкольников безопасному поведению в быту важно ориентироваться на психологические особенности развития ребенка данного возраста. Решение образовательных задач предполагает использование дополнительной мотивации к познавательной, коммуникативной деятельности через создание целой системы интересов, в том числе и через выбор интересных и значимых для ребенка тем, связанных
с формированием у детей навыков безопасного поведения в быту. Обучение должно быть направлено на достижение целей формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста через решение следующих задач:
- формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
- приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
- передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
- формирование осторожного и осмотрительного отношения к
потенциально опасным для человека и окружающего мира природы
ситуациям.
Педагогические подходы по формированию безопасного поведения у
детей старшего дошкольного возраста
Реализация работы по формированию навыков безопасного поведения в каждой дошкольной организации может осуществляться по-разному. Выбор приоритетных направлений работы методических приемов, материалов, оборудования должен определяться конкретными условиями.
Возможность обучать детей посредством активной интересной для них деятельности - отличительная особенность дидактических игр. Активное участие в такой игре зависит от того, насколько ребенок овладел знаниями и умениями, которые диктуются ее обучающей задачей. Это побуждает дошкольника быть внимательным, запоминать, классифицировать, уточнять свои знания. Ученые отмечают, что в дошкольном возрасте дети не просто участвуют в дидактической игре, а учатся сравнивать предметы, группируют
их на основе определенных признаков, кроме того, учатся объяснять свои действия в ходе игры и анализировать результат.
В психолого-педагогических исследованиях утверждается, что механизм усвоения субъектом опыта его взаимодействия с окружающей действительностью - это по существу процесс приобретения ролей (Л. И. Божович, который особенно интенсивно и успешно происходит в игре. Игра, моделирующая реальность, является эффективным средством ее познания. Поэтому игры как модели определенной предметной деятельности широко используются в области обучения и образования. Т. Г. Хромцова в работе с детьми по формированию навыков безопасного поведения в быту рекомендует следующие игры:
1. «Раз, два, три, что может быть опасно - найди».
Цель: закреплять представления об источниках опасности в доме, развивать сообразительность, быть внимательным.
2.«Острые предметы».
Цель: закрепить представление об острых предметах, колющих и режущих предметах, предостеречь от несчастных случаев в быту.
3. Отгадывание загадок о кухонных принадлежностях.
Цель: закреплять представления о предметах быта, находить отгадку.
4.«Опасные хлопушки».
Цель: закреплять знания правил безопасности при работе с опасными
предметами.
5.«Мамины помощники».
Цель: уточнить представления детей об источниках опасности в доме и предметах правильного пользования.
6.«Так и не так».
Цель: учить отличать опасные для жизни ситуации, воспитывать желание соблюдать правила безопасности.
Л. В. Яковенко предлагает серию дидактических игр не только для
формирования навыков безопасного поведения, но и в ходе выявления уровня сформированности навыков.
Дидактическая игра «Продолжи рассказ» предполагает закрепление
знаний детей о навыках безопасного поведения в быту с помощью сюжетных картинок. Например, на картинке изображено, как девочка держит в руках спички и пытается их зажечь. Детям предлагается рассказать, что же дальше было.
В игре дети учатся предвидеть нежелательную опасную ситуацию, а если она все же произошла – как из нее выйти, без опасности для своего здоровья.
Дидактическая игра «Правильно-неправильно» заключается в определении положительных и отрицательных поступков детей?
- Спичка маленькая, а пожар большой? – правильно.
- При пожаре звони «103» - правильно? (101)
- Лекарства дает только мама. – правильно?
- Осколки с пола собирают веником – правильно и др.
Ответы детей можно сопровождать подобранными иллюстрациями.
Помочь осознанию полученных представлений о правилах поведения, по мнению ученых, может художественная литература. Необходимо отметить, что отношение ребенка дошкольного возраста к литературным фактам имеет действенное, жизненное значение, так как в процессе восприятия произведения он активно внутренне содействует героям и переживает с ними все происходящие события.
Доказано, что дети по аналогии с воспринятым, начинают оценивать свое поведение. Мы рекомендуем следующие произведения: «Детям о безопасности дома» - Яковенко Л. В., серия «Осторожных сказок» - Шорыгина Т. А., «Приключения Стобеда» - Д. Орлова, и др.
Л. В. Яковенко подобрала не только литературные произведения устного народного творчества: пословицы, поговорки, загадки, скороговорки, но и написала ряд авторских литературных произведений, направленных на формирование навыков безопасного поведения в быту у детей дошкольного возраста предлагает использовать художественную литературу которую, она не только подобрала литературные произведения устного народного
творчества: пословицы, поговорки, загадки, скороговорки, но и написала ряд авторских литературных произведений, направленных на формирование навыков безопасного поведения в быту у детей дошкольного возраста.
Шорыгина Т. А. для детей дошкольного возраста написала серию
«Осторожных сказок». В пособии представлены занятия, построенные на анализе поступков героев авторских сказок. В доступной и увлекательной форме дети усваивают правила безопасного поведения дома, содержание которых учит детей быть осторожными с небезопасными предметами, правилами их использования.
Д. Орлова с целью формирования знаний детей о навыках безопасного поведения в быту написала серию рассказов «Приключения Стобеда», в которых мальчик Стобед постоянно попадал в неприятные ситуации из-за незнания правил безопасного поведения.
Методическое сопровождение по формированию у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения
Анкета для воспитателей
1. Проводите ли Вы в ходе учебно-воспитательного процесса занятия по безопасности жизнедеятельности детей?
2. Какие направления работы Вы используете?
3. Какие программы и методическое сопровождение Вы используете в
своей работе?
4. Как Вы считаете, работа по формированию навыков безопасного
поведения в быту у детей дошкольного возраста должна проводиться в дошкольном заведении или в семье?
5. Важен ли пример взрослых: родителей, воспитателей в формировании навыков безопасного поведения?
6. Какие формы работы Вы используете в своей работе?
Анкета для родителей по теме: «Безопасность ребенка дома».
1. Оставляете ли Вы вашего ребенка дома одного?
2. К кому может обратиться Ваш ребенок за помощью? Знает ли он
телефоны родственников, соседей?
3. Оснащены ли электророзетки в Вашей квартире заглушками?
4. Имеет ли Ваш ребенок доступ к газовым и электрическим приборам?
5. Разрешаете ли Вы своему ребенку:
• самостоятельно включать телевизор?
• просматривать телепередачи одному?
4. Пользуется ли Ваш ребенок лифтом без сопровождения взрослых?
6. Где Вы сохраняете опасные для детей предметы?
• лекарство, витамины, термометр;
• спички, зажигалки;
• острые и режущие инструменты.
7. Какие игры любит Ваш ребенок?
8. Учите ли Вы своего ребенка правильно вести себя в сложной,
непредвиденной ситуации?
9. Соглашаетесь ли Вы, что доверительные отношения с детьми влияют на успешность работы по формированию навыков безопасного поведения в быту?
10. Как Вы относитесь к обучению ребенка безопасности жизнедеятельности в семье? в детском саду?
11. Ваши предложения относительно воспитания безопасного поведения у детей в домашних условиях.
Формирование безопасного поведения у детей старшего дошкольного
возраста в быту является педагогическим условием включения их в жизнь, становления и развития у них готовности эффективно действовать в непредсказуемых, опасных, критических условиях.
Анализ безопасного поведения и его проявлений у ребенка, требует
соблюдения следующих принципов по формированию безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста.
Принцип, полноты. Содержание работы по формированию навыков
безопасного поведения должно быть реализовано по всем разделам. Если какой-либо раздел выпадает из рассмотрения, то дети оказываются не защищенными от представленных в нем определенных источников опасности.
Принцип системности. Работа по формированию навыков безопасного поведения должна проводиться системно, весь учебный год при гибком распределении содержания методического сопровождения в течение дня.
Специально организованные занятия целесообразно проводить в первой половине дня. Что же касается игры, театрализованной и других видов нерегламентированной деятельности детей, то эти формы работы могут осуществляться как до обеда, так и во второй половине дня; для этого можно выбрать определенный день недели или работать тематическими циклами (каждый день в течение недели с последующим перерывом в две-три недели).
Также надо иметь в виду, что тематический недельный план не может
предвосхищать все спонтанно возникающие ситуации и сложности, и от педагога в любой момент могут потребоваться дополнительные объяснения, ответы на вопросы, организация игровой ситуации, привлечение соответствующей художественной литературы.
Принцип учета условий городской и сельской местности. Известно, что городские и сельские дошкольники имеют разный опыт взаимодействия с окружающей средой и формирования навыков безопасного поведения. Так, у городских детей особые проблемы возникают именно в условиях сельской местности (как обращаться с печкой, как ориентироваться в лесу, как вести себя с домашними животными). И наоборот, сельские дети, попадая в город, часто оказываются не подготовленными к правильному поведению на улице, в общественном транспорте, с незнакомыми взрослыми. Иными словами, у каждого ребенка существует свой опыт осознания источников опасности, что определяется условиями проживания и семейным воспитанием.
Компенсировать его неосведомленность в правилах поведения в непривычных для него условиях возможно только в процессе целенаправленной педагогической работы дошкольного учреждения работы по формированию навыков безопасного поведения.
Принцип интеграции. Работа по формированию навыков безопасного
поведения может быть реализована как самостоятельная, так и выступать как составная часть комплексной работы по основам безопасности жизнедеятельности дошкольников. При этом ее содержание органично вплетается в содержание основной комплексной работы.
Выбор наиболее подходящего методического сопровождения
формирования навыков безопасного поведения зависит от общей организации педагогического процесса дошкольной организации. Вместе с тем, для большей эффективности следует использовать разнообразные формы работы (как специально организованные занятия, игры и развлечения, так и отдельные режимные моменты, например, гигиенические и оздоровительные процедуры). Иными словами, разрабатываемое педагогами методическое сопровождение формирования навыков безопасного поведения в быту не должно быть искусственной надстройкой, его следует естественно и органично интегрировать в целостный педагогический процесс.
Принцип координации деятельности педагогов. Тематические планы
работы воспитателей и специалистов по формированию навыков безопасного поведения должны быть скоординированы таким образом, чтобы избежать повторов и последовательно развертывать определенные темы. Например, инструктор по физвоспитанию, комментируя физические упражнения, рассказывает об их пользе, опираясь на уже имеющиеся у детей сведения о строении организма человека. Учитель-логопед в содержание отдельных занятий включает такие темы, как опасные ситуации, связанные с контактами
с бытовыми приборами.
Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях ДОО и семьи. Основные направления работы по формированию навыков безопасного поведения должны стать достоянием родителей, которые могут не только продолжать беседы с ребенком на предложенные педагогами темы, но и выступать активными участниками педагогического процесса.
Система традиционных и инновационных современных педагогических технологий позволит сформировать у детей умения предвидеть возможные опасные ситуации, правильно анализировать и адекватно вести себя, то есть действовать безопасно в тех условиях, которые могут встретиться на жизненном пути каждого.