Ушакова Анна Сергеевна
Формирования знаний природы у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Приоритетным направлением дошкольной образовательной системы является воспитание экологической культуры, то есть поиск средств обучения для формирования у детей осознанной позиции в отношении природы.
Одним из основных методов ознакомления детей с природой является наблюдение. Наблюдение - это целенаправленное, систематическое восприятие человеком предметов и явлений окружающего мира. Это связано с показом изменяющихся явлений. Его цель – не только познакомить детей с предметами или явлениями, но и привести к пониманию изменений в окружающей ситуации. Дети смотрят живую и неживую природу, ее изменения.
Публикация «Формирования знаний природы у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Наблюдения помогают детям овладеть познавательной активностью, формирует способность различными способами обследовать объекты, следовать предлагаемому плану наблюдений, а затем и самостоятельному планированию.
Цикл представляет собой ряд взаимосвязанных наблюдений за конкретным объектом уголка природы или местом в детском саду. Каждое из наблюдений цикла имеет содержание, цель, не повторяет другие наблюдения, но связано с ними. В сумме все наблюдения одного цикла формируют у детей конкретные и четкие представления об этом объекте - его строении, функционировании (различных проявлениях, поведении, условиях жизни.
Цикл наблюдений позволяет ребенку чувственно и самостоятельно приобрести систему конкретных знаний о животных или растений, которые живут по соседству с ним. Цикл наблюдений как организационно-методическая форма педагогического процесса имеет ряд преимуществ.
При циклическом распределение всего объема знаний на «порции» осуществляется постепенное и более надежное усвоение.
Каждое последующее наблюдение позволяет демонстрировать детям новые стороны и особенности уже знакомого объекта природы, одновременно уточнять и расширять развитые представления.
Достоинством цикла является и его протяженность во времени - распределение наблюдений, следующих одно за другим в течение довольно длительного времени. Повторное использование (но с разным содержанием) обращение к одному объекту в течение 1-3 месяцев формирует у детей устойчивый познавательный интерес к нему. А у детей дошкольного возраста есть потребность в новых наблюдениях, которые они делают самостоятельно (что особенно ценно, без мотивации и руководства воспитателя. И, в конечном счете, проведение цикла наблюдений в повседневной жизни в разные сроки экономит время на занятиях и действительно работает с разными детьми.
Цикл проводится долго - одно, два наблюдения запланированы на неделю. На каждом животном в уголке природы во всех возрастных группах делают отдельный цикл наблюдений - дети должны знать и любить тех питомцев, которые являются их постоянными соседями. Специальные циклы наблюдений посвящаются представителям растительного мира - для комнатных растений, ели и березы (рябины, яблони и др.) на территории дошкольного образовательного учреждения, к первоцветам, а также зимующим птицам, часто встречающимся с насекомыми. Все, что постоянно находится рядом с детьми, чтобы их заметили, чтобы привлечь его внимание, заинтересовать.
В зависимости от объекта и возраста детей наблюдения могут быть случайные, идут несколько минут (краткосрочные) и долгосрочные, которые проводятся на протяжении многих дней, а иногда и недель.
Особенно важны длительные непрерывные наблюдения. Для накопления знаний о росте и развитии растений и животных, сезонных изменениях в природе, наблюдения за объектами неживой природы, используются – длительные наблюдения. Дети при этом сравнивают наблюдаемое состояние объекта с тем, что было раньше. Длительного наблюдения ценны тем, что они позволяют детям уловить последовательность в наступлении явлений природы, установить причинноследственные связи.
Циклические наблюдения позволяют планировать работы с учетом возрастных и психологических особенностей своих учеников.
Дети младшего дошкольного возраста делают наблюдения не только под моим руководством, но и старшеклассниками нашей группы, вроде как передавая социальный опыт детям.
В ходе совместной деятельности педагогов и воспитанников старшей подгруппы мы направляем наблюдение, объясняем его цель, задаем вопросы, которые обращают внимание детей на объект или явление. Также специальные наблюдения с детьми старшей группы, с использованием такого методического приема, как сопоставление, сравнение характеристик предметов или явлений по различию и сходству делаются. При сравнении объектов природы дети легко устанавливают признаки различия, формы такие процессы, как анализ и синтез. Идя на прогулку, можно заметить, как ребенок дошкольного возраста взаимодействует с природой, проявляет ли осторожное отношение к ней. В ходе обучения, у воспитателя есть возможность формирования экологических знаний, норм и правил взаимодействия ребенка с природой, формирования эмпатии к ней, активности в решении некоторых экологических проблем.
Сущность наблюдения как метода состоит в чувственные восприятия детьми дошкольного возраста природных объектов через различные формы созерцания. Этот метод позволяет научить детей выделять наиболее значимые признаки окружающих их объектов, например, сходства и отличия живой и неживой природы.
Для организации визуального метода обучения необходимо учитывать следующие требования:
- ребенок дошкольного возраста должен самостоятельно видеть предмет и что с ним происходит, иметь возможность прикоснуться к нему, почувствовать его запах, услышать звуки, которые он издает; - наблюдение должно быть ограничено во времени. У дошкольников – от 3 до 10 минут;
- в структуру наблюдения входит следующее: введение, основная часть и вывод, где сначала воспитателю необходимо заинтересовать детей, в где дети получают основные данные об объекте, за которым они наблюдают, а в заключении педагог должен сделать выводы с детьми, для повышения настроя на обучающий процесс;
- последнее требование предполагает подготовку и организацию необходимых действий животных.
В ходе организации наблюдательного, учебно-воспитательного процесса необходимо обеспечить методический комплекс и классификацию знаний, а также установление наиболее рационального отношения предмета и предмета наблюдения. Наблюдение как полный образовательный и познавательный процесс выступает во взаимной мыслительной практике воспитателя и дошкольника, когда деятельность педагога направлена на решение образовательных и воспитательных задач.
Метод наблюдения, влияющий на чувствительную сферу, развивает разнообразные окраски отношения к окружающей реальности у ребенка. Во время наблюдения за окружающей средой упоминается эстетическая часть образования. Дети значительно уязвимых к изменяющимся проявлениям, поэтому необходимо систематически наблюдать, как летают разные птицы, стрекозы превращаются и листва танцует в воздухе. Благодать в фауне имеет обширную площадь расположения.
Наблюдение за зоологическим разнообразием планеты Земля, каждый раз пробуждает эстетическое удовлетворение при условии, что воспитатель делает акцент на нем. Взаимосвязь с природой возникает при творческом подходе воспитателя к способам ее реализации. Рационально объединять наблюдения с эскизами объектов дикой природы, непосредственно из природы.
Для становления ребенка как субъекта деятельности важно предоставить ему возможность самостоятельно находить информацию адекватно цели, изучать и использовать освоенные способы действия. Одним из эффективных средств, обеспечивающих успешность познания, является использование детьми моделей и активное участие в процессе моделирования.
Моделирование в детском саду - это совместная деятельность воспитателя и дошкольника, направленная на создание и использование моделей. Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками.
Цель моделирования в детском саду - обеспечение успешного усвоения детьми знаний об особенностях объектов природы, существующей их структуре, связи и отношения между ними. Модели могут представлять собой материальные предметы или быть математическими, графическими, действенными, информационными (очевидно, и образные, логико-символические, а также процесс создания и использования этих моделей и модели деятельности.
В процессе экологического воспитания ребенка дошкольника необходимо получить много информации, а моделирование помогает ему в этом.
Использование метода моделирования в работе с детьми дошкольного возраста позволяет решить следующие проблемы:
- развивает интеллектуальную активность, изобретательность, наблюдательность, умение сравнивать детей;
- учит выделять основные признаки объектов, классифицировать объекты, выделять противоречивые свойства объекта;
- помогает видеть, понимать визуальные коммуникации и зависимость во всем мире; - способствует развитию речевых навыков, интеллектуальных процессов и в целом интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.
В дошкольном обучении можно применять различные типы моделей, например.
1. Предметные - в них воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей любых объектов. Это могут быть технические игрушки, в которых отражается принцип устройства механизма; модели конструкций. Например: с детьми старшего возраста можно сделать глобус (папье-маше на мече или на воздушном шаре, или другим способом). Такой глобус позволяет давать информацию о Земле постепенно и небольшими порциями: в течение учебного года вставлять континенты, обозначать государства, города, моря, которые так или иначе предстали перед глазами детей, печатать письма с их именем.
2. Тематические и схематические модели. В их основные признаки, связи и отношения представлены в виде моделей объектов. Например: полосы бумаги различных оттенков зеленого цвета могут использоваться при абстракции цвета листьев растений; изображение геометрических фигур на карточке - при абстракции и замене формы листьев; полосы бумаги другой фигуры (гладкой, холмистой, грубой) - при абстракции и замене характера поверхности частей растений - листьев, стеблей и др.
3. Графические модели (графики, схемы и т. д.) в целом применяются признаки, связи и отношения явлений (условно). Примером такой модели может служить календарь погоды, который хранят дети, используя специальные символы значков для обозначения явлений у неживой и живой природы. Например: при формировании понятия «рыбы» старшей группы используется модель, в которой отражаются существенные, визуально воспринимаемые признаки этой систематической группы животных: среда обитания, своеобразная структура конечностей (ребер, форма тела, тело крышки, разветвленное дыхание, в котором показана адаптация рыб к водной среде обитания.
Таким образом, работа по формированию у детей дошкольного возраста знаний о природе требует от педагога грамотного применения на практике педагогических знаний и создания необходимых педагогических условий.