Наталья Ибрагимова
Формирование знаний у детей дошкольного возраста о правилах дорожного движения методом проблемных ситуаций
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольники - особая категория пешеходов и пассажиров. Реакции детей по сравнению с реакциями взрослых замедленны. Например, у взрослого пешехода на то, чтобы воспринять обстановку, обдумать ее, принять решение и действовать, уходит одна секунда. Ребенку для этого потребуется 3-4 секунды. Дети медленно и чаще неправильно принимают решение, так как теряются, не зная, что делать. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров звучит на недоступной для них дорожной лексике, требует от детей абстрактного мышления, затрудняет процесс обучения и воспитания. Ребенку трудно понять, что такое тормозной путь, каково время реакции водителя, что такое транспортный поток. У них плохо распределяется внимание, поведение непредсказуемо, они практически ежедневно «ставят на себя эксперимент», вследствие чего попадают в зону опасности. Вот почему с самого раннего возраста детей необходимо не только учить безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения, но и формировать устойчивые навыки безопасного поведения в любой дорожной ситуации, положительное отношение к решению этой задачи. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольное учреждение, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.
Публикация «Формирование знаний у детей дошкольного возраста о правилах дорожного движения методом проблемных ситуаций» размещена в разделах
Задача взрослых - развить в малыше понимание опасности, которую таит в себе автомобильный мир. Важно сделать это до того, как ребенок не перенял, не принял неправильных стереотипов поведения на дороге, на сегодняшний день, преобладающих во взрослой среде. «Правил дорожных на свете не мало, и научить детей бы нам не мешало….». А, как известно, чтобы учить чему- то другого, нужно сначала, научиться самому.
В связи с этим в последнее время возросло внимание современной педагогики и практики образования к вопросам дорожной безопасности, что обусловлено главной особенностью современного мира — его высокой динамичностью. Совершенно очевидно, что чем раньше дети получат сведения о том, как они должны вести себя в качестве пешеходов на улице, тем меньше станет случаев детского дорожно-транспортного травматизма.
Актуальность связана еще и с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями в социуме.
Кроме того, на состояние детского дорожно-транспортного травматизма оказывают влияние сезонные факторы, такие как сокращение светового дня и неблагоприятные погодные условия.
Во всех ДТП с участием детей-пешеходов виноваты, в первую очередь, взрослые, которые не выучили с ребенком правила безопасного поведения на дороге, не отработали с ним на практике маршрут движения от дома до образовательной организации, а также правила перехода проезжей части и посадки в общественный транспорт. Некоторые родители не только откровенно игнорируют эту обязанность, но и сами нарушают правила в присутствии детей, провоцируя тем самым новые нарушения ПДД уже со стороны ребят.
Сотрудники ГИБДД выделяют следующие категории причин ДТП:
Водители. В эту группу включаются все нарушения правил автолюбителями, в результате которых возникают аварии. Например, это может быть превышение скорости или та же езда в пьяном состоянии.
Пешеходы. Как ни странно, кроме знакомого многим обывателям перехода в неположенном месте, эта категория предусматривает и порядка 9 других опасных действий пешеходов на дороге. В их числе быстрый выход из-за препятствия, движение вблизи транспорта и т. д.
Условия на дороге. В эту группу можно включить плохую видимость и недостаточное качество дорог.
Транспорт. Неполадки с самой техникой также становятся причинами ДТП. Например, если возникли технические проблемы с управлением, это повышает риск аварии.
Данная классификация причин ДТП позволяет сформировать ряд проблемных ситуаций для разрешения их детьми и формировать у детей безопасную модель поведения на дороге.
Вопрос о безопасности детей на дороге остаётся жизненно важным, и поэтому необходимо в дошкольном возрасте формировать культуру поведения на проезжей части дороги и тротуаре.
Актуальность также подтверждается Федеральным государственным образовательным стандартом. В соответствии с ФГОС ДО задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей должны решаться интегративно в ходе освоения всех образовательных областей (линий развития) наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением. Деятельность воспитателя направлена на достижение целей : формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира). Вся повседневная деятельность человека направлена на удовлетворение физиологических, социальных и духовных потребностей, включая и обеспечение безопасности. По словам К. Д. Ушинского: «Все, что усваивается человеком впоследствии, никогда не имеет той глубины, какой отличается все усвоенное в детские годы».
В данное время в дошкольной педагогике наметилось противоречие между простым накоплением знаний о правилах дорожного движения и неумением применять эти знания в реальных ситуациях на улицах города.
Важным остается тот факт, что дошкольники не способны разрешить конфликт между знаниями правил дорожного движения и их применением в повседневной жизни. В связи с этим дети испытывают трудности в формировании навыка безопасного поведения на дороге в повседневной жизни и часто становятся участниками ДТП.
Включенность детей в деятельность, является важным условием его развития. Когда ребенок вовлечен в процесс обучения, он не является объектом воздействия, а он выступает субъектом. Это позволяет ребенку максимально реализовать свой духовно-психологический потенциал, проявить свои творческие способности, свою самостоятельность, самобытность, стать инициатором, исследователем. Вследствие такой вовлеченности в процесс обучения, дети усваивают необходимые знания и приобретают навыки практического применения этих знаний, формируют у себя некие модели поведения, которые при необходимости с легкостью реализуют в повседневной жизни.
Проблемная ситуация является наиболее перспективным методом включения ребенка в процесс обучения. Следовательно, необходима такая организация непосредственно образовательной деятельности, которая предполагает создание под руководством воспитателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению.
В нашей стране исследования в области проблемного обучения в полной мере начались в 60-х годах 20-го века. Разработкой проблемного обучения как концепции занимались с того времени и занимаются сегодня многие ученые и практики: М. Н. Скаткин, И. Я. Лернер, В. Оконь, Н. А. Менчинская, М. А. Данилов, Ю. К. Бабанский, М. И. Махмутов, А. М. Матюшкин, А. В. Хуторской, Е. В. Ковалевская, В. Ф. Аитов и мн. др.
Проблемный тип обучения обеспечивает не только достижение результата (усвоение системы знаний, но и овладение учениками процессом получения этого результата (усвоение способов деятельности по овладению знаниями). Одним из видов обучения, способствующих развитию ребенка, который способен менять самого себя, осмысленно относиться к учению, быть субъектом деятельности является проблемное обучение. Главная цель учебно-воспитательного процесса, согласно концепции проблемного обучения состоит в том, чтобы обеспечить каждому ребенку условия для развития как само изменяющегося субъекта учения, или создать такие условия, чтобы ребёнок хотел, любил и умел учиться.
Проблемное обучение — это процесс обучения, детерминированный системой проблемных ситуаций, в основе которого лежит особый вид взаимодействия учителя и учащихся, характеризующийся систематической самостоятельной учебно-познавательной деятельностью учащихся по усвоению новых знаний и способов действия путем решения учебных проблем (М. И. Махмутов).
М. И. Махмутов, В. Т. Кудрявцев считали, что одним из типов развивающего обучения, является проблемное обучение, в котором сочетаются самостоятельная поисковая деятельность детей с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом принципа проблемности; процесс взаимодействия воспитателя и ребенка ориентирован на формирование мировоззрения детей, их познавательной самостоятельности, развитие мыслительных способностей. К. Бабанский отмечает, что начальным моментом в системе проблемного обучения является создание проблемной ситуации как структурной единицы проблемного обучения.
Основным звеном проблемного обучения является проблемная ситуация, которая позволяет выявить глубину знаний о безопасном поведении у детей дошкольного возраста. Поэтому важно поддерживать у детей интерес к поиску новых знаний, умение анализировать, ставя перед ними проблемные ситуации.
С. Л. Рубинштейн открыл феномен проблемной ситуации как источника мыслительной деятельности. Он выделил три основных признака проблемной ситуации : неизвестное, противоречие и потребность.
Проблемная ситуация – это, по определению А. М. Матюшкина, «особый вид мыслительного взаимодействия субъекта и объекта; характеризуется таким психическим состоянием, возникающим у субъекта (дошкольника) при выполнении им задания, которое требует найти (открыть или усвоить) новые, ранее не известные субъекту знания или способы действия».
Приемы, которые можно использовать при создании проблемной ситуации :
-проблемная ситуация возникает при преднамеренном столкновении педагогом жизненных представлений детей (или достигнутого им уровня знаний) с научными фактами, для объяснения которых у них не хватает знаний и опыта. Преднамеренно столкнуть жизненные представления детей (или достигнутый ими уровень знаний) с научным фактом можно с помощью: опыта, рассказа об опыте, различных наглядных средств, ТСО, практических заданий, в которых дети допускают ошибки или не выполнимых заданий;
-проблемная ситуация возникает при несоответствии известного и требуемого способа действия, когда мы побуждаем детей выполнять новые задания старыми способами;
-проблемную ситуацию можно создавать, побуждая детей к сравнению, сопоставлению и противопоставлению противоречивых фактов, явлений, мнений ученых, писателей, сказочных героев, мнений самих дошкольников, различных вариантов тестов произведений, сказок, видов искусств;
-проблемную ситуацию можно создать, учитывая и используя типичные ошибки детей или односторонний подход к явлениям;
-проблемную ситуацию можно создать при побуждении детей к выдвижению гипотез, предварительных выводов и обобщений. Противоречие возникает в результате столкновения различных мнений детей, а также между выдвинутым предположением и результатом его опытной проверки.
Изучив и проанализировав взгляды отечественных и зарубежных психологов и педагогов, Артюх И. П. пришла к выводу о целесообразности использования проблемных ситуаций в процессе формирования у дошкольников навыков безопасного поведения на улице.