Ольга Черникова
Формирование знаний о героях Старооскольского края в годы Великой Отечественной войны у старших дошкольников с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование знаний о героях Старооскольского края в годы Великой Отечественной войны у старших дошкольников с ТНР
Аннотация: в статье рассматривается актуальность темы военно-патриотического воспитания старших дошкольников. Описывается педагогический опыт автора по нравственно-патриотическому воспитанию, раскрывается содержание работы по данной теме. В статье рассмотрены достоверные события военных лет на территории Старооскольского края.
Публикация «Формирование знаний о героях Старооскольского края в годы Великой Отечественной войны у старших дошкольников с ТНР» размещена в разделах
- День Победы. 9 мая, детям о войне
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Темочки
Всё дальше и дальше отдаляются события боевых действий 40-х годов XX века. С каждым годом все меньше остается в живых ветеранов Великой Отечественной войны, которые воевали и защищавших нашу Родину, людей, которые знают, что такое война, сколько горя и страданий она принесла.
Постепенно живые и горячие события, тех далеких лет, становятся историей для будущего поколения и нашей страны. Поколения советского периода имеют представления о войне тех далеких времен и знают героев великой Отечественной войны из рассказов ветеранов, своих дедов и отцов, из кинофильмов о войне, которые смотрели советские дети. Соответственно, эти события отражались в детских играх. Дети играли во дворах «войнушку». Играть в «войнушку» было не так-то просто! Требовались именно «немцы», а в «немцев» играть никто не хотел. Все хотели быть победителями. Ведь «немцев» наши побеждали всегда и другого быть не могло! Играя, дети входили в образ своих героев : нападали, защищались, боролись, партизанили, захватывали в плен и, наконец, побеждали.
Будет ли знать об ужасах войны подрастающее поколение нашего времени и будущего?
В книгах и школьных учебниках мы можем прочитать о Московской, Сталинградской, Курской битвах, а о войне и героях Старооскольского края мы можем узнать из местных источников.
Каким же образом формировать знания у старших дошкольников о героях Старого Оскола, чувства гордости и уважения за людей, сражавшихся в годы Великой Отечественной войны?
Важным условием успешной работы в нравственно-патриотическом воспитании является взаимодействие с родителями воспитанников ДОУ, совместная деятельность педагогов и детей.
Работая над этой проблемой, нами собран значительный материал о войнах-бронебойщиках, который был представлен детям в организованной образовательной деятельности: беседы, досуги, организованная образовательная деятельность, экскурсии к памятникам героев-старооскольцев, возложение цветов.
Особенно запоминающимся событием для дошкольников стала беседа по теме «Улица 17-ти Героев».
В ходе беседы воспитанникам старшей группы был задан интересный вопрос: «Как, вы, думаете, почему одна из улиц Старого Оскола носит название «17 Героев?». Можно сказать с уверенностью, что дети впервые слышали о таком названии. Ни взрослые, ни родители, ни мы сами педагоги дошкольного учреждения, никогда не рассказывали им об этом. Это оказалось действительно так. Свои размышления и выводы дети сделали, прослушав рассказ о воинах-бронебойщиках города Старого Оскола.
Дошкольники слушали рассказ о военных действиях, которые происходили на территории Старооскольского края в 1943 году.
Недалеко от Старого Оскола находится поселок Горшечное. Через поселок Горшечное и хотел прорваться вражеский противник, который хотел захватить город. Военные части Советской Армии, каждый раз успешно поражали и отбрасывали врага назад.
Так было и 31 января 1943 года в бою у разъезда Набокино, на 592 км у Майсюковой будки.
Стрелковое подразделение и взвод бронебойщиков немедленно были отправлены на оборону этого пункта. Взвод из воинов-бронебойщиков состоял из семнадцати человек. Командовали взводом старший лейтенант Валентин Плотников и младший лейтенант Василий Бондаренко.
Немцы шли с автоматами за плечами, не подозревая о том, что в снежных окопах сидят советские солдаты. По сигналу лейтенанта Бондаренко бойцы открыли огонь. Вражеские солдаты в панике отступили. Началась перестрелка.
Неожиданно поступили данные от разведчиков о том, что к будке приближается до пятисот немецких солдат. Вскоре вражеская колонна как черная туча подошла к Майсюковой будке. Завязался долгий бой - семнадцать советских бойцов против пятисот немецких солдат.
Силы были неравны. Шансы на победу совсем малы. Оставался один выход – бить врагов с близкого расстояния, чтобы как-то продержаться и максимально выполнить приказ.
Снег был устлан трупами вражеских солдат. Были и потери со стороны бойцов-бронебойщиков.
Рябушкин Павел Егорович дважды был ранен, но стрелял в врагов до последних сил. Фашисты приближались все ближе и ближе к его окопу. Когда немцы вплотную подошли к Павлу Егоровичу, он бросил в них гранату. Немцы были уничтожены. Павел Егорович от взрыва был контужен и потерял сознание. Его нашла группа разведчиков Ивана Васильевича Кукушкина. Павел Егорович истекал кровью, но жизнь его была спасена.
Битва шла не на жизнь, а на смерть! Фашисты, не смотря на многочисленное свое войско, потеряли более трехсот человек. А, что же с нашим взводом? От взвода бронебойщиков остались в живых только четверо: Тихон Петрович Бабков, Абдбек Бутбаев, Василий Иванович Кукушкин и Павел Егорович Рябушкин.
Остальные тринадцать бойцов - пали смертью храбрых. Их славные имена хранит летопись Великой Отечественной войны. Войны-герои захоронены в братской могиле №1 на улице Ленина.
Кукушкину Василию Ивановичу и Рябушкину Павлу Егоровичу присвоено звание Почетных граждан города Старый Оскол. В честь памяти славных защитников одна улица Старого Оскола названа именем 17-ти Героев.
Врагу не удалось прорваться в город. Семнадцать молодых воинов отстояли оборону города. [1, стр. 254]
Старшие дошкольники с тяжелыми нарушениями речи группы № 5 «Акварелька» МБДОУ детского сада № 44 посвятили этим знаменательным событиям свои рисунки. Каждый ребенок под впечатлением этого рассказ отобразил свой сюжет, свои чувства и переживания. Дети в своих рисунках передали образ советского солдата – сильного и бесстрашного. Затем состоялась выставка рисунков и вечер памяти войнам-бронебойщикам. На вечер памяти были пригашены родители детей старшей группы. Дети читали стихи, посвященные войнам-бойцам Старооскольского края, и рассказывали родителям о подвиге 17-ти воинов-бронибойщиков по сюжету своего рисунка.
Каждый ребенок вложил частичку своего сердца памяти героям-солдатам. Рассказ о воинах-бронибойщиках всколыхнул чувства ребят. Перед детьми «возникли» воображаемые картины боевых действий.
5 февраля в День освобождения Старого Оскола от гитлеровских захватчиков состоялась экскурсия к братской могиле воинов-героев. Дети возложили цветы и почтили память минутой молчания.
Таким образом, если мы – потомки, отцов и дедов военного и послевоенного времени, будем хранить память о героях - старооскольцах великой Отечественной войны в своих сердцах и передавать частичку своего сердца через достоверные события и рассказы военного времени своим детям, а дети другому поколению, то можно с уверенностью сказать, что воины-герои бессмертны и их память живет в наших сердцах.
Список использованной литературы:
1. На Юго-Западном направлении, Воспоминания командарма (Книга I);
2. Путь Октября 1980 год 23 февраля;
3. Октябрьские зори 1980 год 23 февраля;
4. Путь Октября 1980 год 11 декабря;
5. Путь Октября 1980 год 20 декабря;
6. Зори 1988 год 21 сентября;
7. Дайнес В. О. Жуков. Рождённый побеждать. – М. : Яуза, Эксмо, 2008;
8. Замулин З. Курский излом. Решающая битва Великой Отечественной. – М. : Яуза, Эксмо, 2008.