Марина Фёдоровна Райкова
Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников в соответствии с ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
В данной работе раскрывается актуальность проблемы здоровьесбережения воспитанников в дошкольных учреждениях. Воспитатель, обладающий широким спектром здоровьесберегающих образовательных технологий, имеет возможность выбрать те из них, которые обеспечат в конкретных условиях успех конкретного воспитанника. Сборник содержит методические разработки для создания оптимальных условий по обеспечению сохранения здоровья дошкольников 5-7 лет. В сборнике представлены конспекты образовательных деятельностей, консультации для родителей и педагогов в детском саду в разных возрастных группах. Родители (законные представители) воспитанников ДОО становятся непосредственными участниками образовательной деятельности. При необходимости с ними проводится предварительная работа. Непосредственное участие родителей в жизни детей способствует укреплению детско-родительских отношений, развивает интерес и формирует привычку здорового образа жизни в семье.
Темочки:
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2022
В данной работе раскрывается актуальность проблемы здоровьесбережения воспитанников в дошкольных учреждениях. Воспитатель, обладающий широким спектром здоровьесберегающих образовательных технологий, имеет возможность выбрать те из них, которые обеспечат в конкретных условиях успех конкретного воспитанника. Сборник содержит методические разработки для создания оптимальных условий по обеспечению сохранения здоровья дошкольников 5-7 лет. В сборнике представлены конспекты образовательных деятельностей, консультации для родителей и педагогов в детском саду в разных возрастных группах. Родители (законные представители) воспитанников ДОО становятся непосредственными участниками образовательной деятельности. При необходимости с ними проводится предварительная работа. Непосредственное участие родителей в жизни детей способствует укреплению детско-родительских отношений, развивает интерес и формирует привычку здорового образа жизни в семье.
Использование данной методической разработки в педагогической практике способствует реализации системно-деятельностного подхода в образовательном процессе.
У каждого первого дошкольника выявляется сочетание сразу нескольких хронических заболеваний. Воспитание ребёнка начинается в семье. И важно не только научить детей доброте и честности, преподать им уроки нравственности, но и привить интерес к физкультуре, сформировать привычку к здоровому образу жизни. Забота об укреплении здоровья и формировании физических качеств ребёнка является одной из первоочередных задач семьи.
На сегодняшний день одной из главных и значимых задач является сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Она регламентируется разными нормативно- правовыми документами, которые помогают достичь нам определенных результатов стабильности в образовательных учреждениях, а также качественного улучшения здоровья детей дошкольного возраста.
Ряд всех нормативных документов также подкрепляют такие главные задачи современных детских садов, как воспитание здоровой личности и воспитание личности, ориентированной на здоровый образ жизни, организация правильного образовательного и воспитательного процесса, который не навредит здоровью дошкольников, использование доступных каждому дошкольному учреждению средств охраны здоровья и развития дошкольника. Качественное образование может быть достигнуто только лишь при создании определенных условий, которые будут направленны на сохранение и укрепление здоровья воспитанников ДОУ. Все это требует от педагогов особых подходов в образовании и воспитании, основанных на принципах здороьясбережения. Знания, полученные педагогами, по сохранению и развитию здоровья, являются важной составляющей профессиональной компетенции современного воспитателя.
Воспитатель должен обладать таким широким запасов здоровьесберегающих образовательных технологий, чтобы иметь возможность выбирать те из них, которые обеспечат в данных конкретных условиях успех конкретного ребенка. Факторы, которые непосредственно влияют на здоровье дошкольников, могут быть разными, такими, как,учебная нагрузка, средства и методы обучения и воспитания, качество дидактических материалов, педагогические методики, организация физического воспитания, качество оборудования, организация двигательной активности, оздоровительные мероприятия, мотивация дошкольников, взаимоотношения воспитатель-ребенок, ребенок-группа, воспитатель- родители.
Качество оптимальных педагогических, физиолого- гигиенических, социально- психологических условий в учебном процессе способны не только обеспечить сохранение и укрепление здоровья дошкольников, но и повысить многие показатели целостного результата образовательного процесса :обучаемости, воспитанности и социальной активности. Актуальность совместных занятий физической культурой родителей и детей очевидна.
Цель реализации методической разработки – соблюдение принципов здоровьясбережения позволит в дошкольном учреждении решить многие проблемы, связанные со здоровьем воспитанников.
Ожидаемые конечные результаты: повышение функциональных возможностей организма дошкольников, рост уровня физического развития и физической подготовленности детей, повышение приоритета здорового ораза жизни, повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни, повышение уровня самостоятельности и активности дошкольников в двигательной деятельности, повышение профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении здоровья дошкольников, а также поддержка родителями деятельности ДОУ по воспитанию здоровых детей.
Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у детей, педагогов и родителей ценностные ориентации, напрвленные на сохранение и укрепление здоровья детей, педагогов ДОУ и родителей воспитанников.
Конспект открытой образовательной деятельности по познавательному развитию
в старшей группе на тему
«Путешествие в страну Здоровья»
Цель: формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни.
Задачи: развивать связную речь, учить пользоваться предложениями из трех-четырех слов, закреплять у детей представления о здоровом образе жизни, развивать зрительную и слуховую память, слуховое внимание, логическое мышление через игровые упражнения, формировать потребность в ежедневной двигательной активности, развивать инициативу, самостоятельность и творчество в двигательной активности, способность к самоконтролю, самооценке при выполнении движений, расширять представления о составляющих здорового образа жизни и факторах, разрушающих здоровье, о роли гигиены и режима дня для здоровья человека, воспитывать у детей любовь к здоровому образу жизни, учить применять правила сохранения и укрепления здоровья в повседневной жизни, развивать активность в самостоятельной двигательной деятельности, формировать у детей потребность в здоровом образе жизни, прививать интерес к физической культуре и спорту и желание заниматься ими.
Предварительная работа: чтение художественной литературы, беседы, игры.
Оборудование: карта страны Здоровья, предметы гигиены (мыло, мочалка, полотенце, зубная паста, зубная щетка, расческа, туалетная бумага, ватные палочки) и предметы общего пользования (игрушка, книга, ключ, зеркало, карточки-пиктограммы (грусть, радость, карточки с изображением продуктов питания.
Содержание:
Дети с воспитателем входят в зал. Здороваются с гостями, после чего воспитатель привлекает внимание детей к себе.
Воспитатель:
Ребята, посмотрите, что нам сегодня принесли. Как вы думаете, что это такое? (ответы детей). От кого это письмо? (ответы детей).Надо открыть и мы узнаем, что в нем. (открывают, находят конверты с заданиями и письмо. «Чтобы быть здоровым, бегать и играть, надо вам, ребята, пять правил соблюдать. Вы узнаете правила эти, если выполните все задания…» и подпись ЗОЖ….). Ребята, что это за правила? Кто–нибудь знает (ответы детей). А хотите узнать? (ответы детей).Что надо сделать, чтобы узнать правила здоровья? (ответы детей). А задания, наверное, в этих конвертах. Ой ребята, смотрите, в конверте еще что-то осталось. Что это такое (достает карту и вешает на мольберт).Может быть ы приступим к выполнению заданий? Какой же конверт выбрать? Какое задание мы будем выполнять первым (рассматривают карту, находят начало маршрута и кнверт с соответствующим символом. Задание 1 – «Мойдодыр»).
Воспитатель:
Ребята, вы, знаете, кто это и из какой сказки? (ответы детей). Как вы думаете, почему первое задание от Мойдодыра? (ответы детей). У него очень интересное имя ; Мой До Дыр! Что это значит? Это значит очень хорошо, старательно и чисто. Прочитаем его задание ( читает : А вы знаете как правильно мыть руки?) (ответы детей). Но ведь не только мыло помогает нам избавиться от микробов. Есть у Мойдодыра и другие помощники. Про них говорят – предметы эти гигиеничные, очень –очень личные. Назовите их (полотенце, мочалка, расческа, зубная паста и другие). У многих из них должен быть один хозяин, а некоторыми могут пользоваться все члены семьи. ( достаеи из корзины и кладет на стол : мыло, мочалка, шампунь, зубная паста, зубная щетка, расческа, полотенце). Задание такое- разложить эти предметы в контейнеры. В контейнер, где три смайлика положить те предметы, которыми могут пользоваться все члены семьи, а в контейнер, где один смайлик положить те предметы, которыми пользуется только один человек. Ребята, мы выполнили задание? Можем отправляться дальше? (ответы детей)
Воспитатель:
Откроем второй конверт. Задание 2- «Винни Пух». На конверте иллюстрация Винни Пуха, который застрял в норе у Кролика. Ребята, как вы думаете, почему здесь такая картинка? Почему он застрял? Почему он толстый? Что надо делать, чтобы быть стройным? (ответы детей). Ребята, послушайте задание от Винни Пуха: «Я хотел вырасти большим и красивым, поэтому ел много конфет, меда и сгущенки. Мне никто никогда не говорил, что я буду толстым и слабым. Помогите мне разобраться, какие продукты полезно кушать, а какие вредно. И я обязательно исправлюсь.». А вы знаете, какие продукты полезны для нас, а какие вредны (ответы детей). Я сходила в магазин и купила много разных продуктов. Помогите мне. Пожалуйста, разобраться какие продукты полезные, а какие вредные. (Дети должны разложить продукты по разным корзинам. В зеленую – полезные, в красную – вредные).
Воспитатель:
Вы все отлично справились с заданием. Выполнили его правильно. Послушайте пожелание от Винни Пуха : «Кушай овощи и фрукты, рыбу, молокопродукты- вот полезная еда, витаминами полна?». Найдем следующий конверт?.(Задание 3 _ «Лидочка» их с/х А. Барто «Веревочка»).Читает задание «Я качаюсь на качели, на скакалочке скачу, ведь здоровый образ жизни очень я вести хочу». А вы, ребята, хотите вести здоровый образ жизни? Что вы знаете о спорте? Сможете по картинкам определить виды спорта? (ответы детей).(Н экрене появляютя наборы картинок- нужно назвать вид спорта). Молодцы, все виды спорта назвали? (ответы детей). А сами спортом давно занимались? Может нам тоже пора размяться ми сделать зарядку (динамическая пауза).
Воспитатель:
Пора нам открывать следующий конверт. Посмотрим от кого он? Лт Айболита. ( Читает письмо : «По утрам ты закаляйся, водой холодной обливайся. Будешь ты всегда здоров. Тут не нужно лишних слов. Солнце, воздух и вода – ваши лучшие друзья»). Как вы думаете, ребята, а почему доктор Айболит написал так, что солнце, воздух и вода- наши лучшие друзья?. Чем полезны наши друзья для нас? (ответы детей). Молодцы, правильно. Теперь все знают, как нужно закаляться, чтобы не болеть. Можем с вами открывать наш следующий конверт? (подходят к карте и ищут соотвествующий символ).Это задание от кого? (от Карлсона). Читаем задание ; «Вредные привычки брось навсегда, чтоб не случилась с тобою беда!. Умей сказать «нет»! вредным привычкам, и тогда в твоей жизни все будет отлично!». Как вы думаете, ребята, почему Карлсон дает нам такие советы? (ответы детей). А у вас есть вредные привычки? А какие вы знаете вредные привычки?.(ответы детей). У меня есть одна интересная игра. Называется «Хорошо –плохо». Поиграем? (ответы детей).
Вредные привычки всем мешают жить. Сними нам не надо никогда дружить.
Воспитатель:
Посмотрите, у нас остался последний конверт. Откроем его? (ответы детей). Читает письмо : «Я здоровье сберегу- сам себе я помогу!». Какая интересная фраза. Ребята, расскажите мне, а как вы будете помогать себе укреплять свое здоровье? Что нужно делать? (ответы детей).
Воспитатель:
Ну вот и закончилось. ребята, наше с вами путешествие по стране Здоровья. Что вам больше всего понравилось и запомнилось в нашем путешествии? Как вы будете применять полученные знания для укрепления своего здоровья (ответы детей). Я предлагаю вам подняться в группу и закрепить всет наши знания о здоровом образе жизни рисунками.
Мы умеем думать
Мы умеем рассуждать.
Что полезно для здоровья,
То и будем выбирать!.
До свидания. Будьте здоровы.