Жанна Владимировна Полуэктова
Формирование здорового образа жизни у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Моё педагогическое кредо: «Воспитание у детей активной жизненной позиции в отношении собственного здоровья».
Здоровый образ жизни является одним из важнейших факторов сохранения здоровья и благополучия ребенка, определяющим качество жизни, способствующим лучшей адаптации организма к социально-педагогическим требованиям в дошкольном учреждении, к меняющимся жизненным бытовым ситуациям. Поэтому основным направлением моей работы является формирование у детей потребности ведения здорового образа жизни.
Темочки:
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для педагогов
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2021
Формирование здорового жизни – воспитание комплекса разнообразных знаний, правил, умений и навыков, которые дети могут применять на практике. Такой образ жизни создает у них мотивацию и стремление быть здоровыми, ценить хорошее самочувствие, уметь защитить себя и своих сверстников от вредных влияний среды и нежелательных контактов.
Формирование у детей потребности вести здоровый образ жизни осуществляется мной через создание комплекса педагогических условий.
1. Реализация здоровьесберегающих педагогических технологий по всем разделам образовательной работы.
2. Использование современных прогрессивных методов и приемов обучения.
Для того, чтобы обучение было максимально продуктивным и не приводило к утомлению, я уделяю большое внимание организации, содержанию и методике проведения занятий. При проявлении признаков утомления устраняю их своевременным отдыхом, сменой деятельности и позы дошкольников.
3. Индивидуальный подход к ребенку сообразно его уровню развития, биологическому и психологическому возрасту.
Среди всех условий важнейшим является индивидуальный подход к ребенку. Поэтому я стараюсь использовать такой подход при организации всех видов деятельности с дошкольниками.
4. Соблюдение рационального режима дня, обеспечивающего смену разнообразной деятельности и отдыха.
Одно из главных условий правильного построения режима дня – обеспечение его соответствия возрастным психофизиологическим особенностям ребенка. Соблюдая это условия, я слежу за тем, чтобы темп проведения всех режимных моментов, длительность занятий, время, отведенное для игровой и двигательной деятельности детей, продолжительность пребывания детей на воздухе, длительность сна соответствовали установленными нормам.
5. Создание условий для удовлетворения биологической потребности детей в движении.
В дошкольном возрасте биологическая потребность в движении является ведущей и оказывает мобилизирующее влияние на интеллектуальное и эмоциональное развитие ребенка, его привычки и поведение. В связи с этим во время прогулки или в помещении я поощряю стремление детей двигаться, предлагая различные подвижные и спортивные игры, побуждаю участвовать в них каждого ребенка; направляю деятельность чрезмерно активных детей, своевременно корректирую ее чередованием интенсивных и спокойных игр, побуждаю малоподвижных детей к активным действиям; предоставляю широкий ассортимент физкультурных пособий; предусматриваю адекватный для каждого ребенка объем нагрузки.
6. Организация здоровьесберегающей среды.
Создавая здоровьесберегающее пространство, я слежу за характером предметно-игровой среды, за воздушно-тепловым режимом помещения, качественным составом воздуха, уровнем освещенности, т. е. факторами, которые влияют на работоспособность, активность, самочувствие и здоровье детей.
7. Реализация системы мероприятий по оздоровлению детей.
В своей работе я применяю группы средств, действия которых направлено на повышение защитных механизмов самого организма:
средства двигательной направленности (утренняя гимнастика, гимнастика пробуждения, физкультминутки, минутки покоя, двигательные переменки между занятиями, подвижные и спортивные игры, прогулки, физкультурные досуги, походы);
комплекс закаливающих мероприятий ( воздушные: облегченная одежда, прогулки в любую погоду, босохождение; водные: полоскание горла и рта, хождение по «дорожкам здоровья»; солнечные);
профилактические и стимулирующие упражнения (дыхательная гимнастика, точечный массаж, упражнения по предупреждению плоскостопия, с сохранением осанки, пальчиковая гимнастика, самомассаж, психогимнастика);
проведение занятий, мероприятий, способствующих формированию осознанного отношения к собственному здоровью и основ безопасности жизнедеятельности;
соблюдение гигиенических факторов (выполнение норм СанПиНа, личная и общественная гигиена).
Кроме этого в групповой комнате выращиваются растения-фильтры, летучие выделения которых улучшают общее самочувствие детей; используется «цветовой режим» - цвет интерьера помещения, игрового инвентаря, оформление стен содействуют более эффективному психофизическому развитию детей.
8. Формирование у детей навыков здорового образа жизни на основе гигиенического воспитания и обучения.
Для успешного решения задач по гигиеническому воспитанию я использую различные педагогические приемы: прямое обучение, показ, упражнение в выполнении действий в процессе игры, систематическое напоминание о необходимости соблюдения гигиенических правил; заучивание потешек, чтение литературных произведений (К. И. Чуковского «Мойдодыр», «Федорино горе», «Доктор Айболит», В. В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо», разыгрывание сценок на основе сюжетов этих произведений. В своей работе я сочетаю словесные и наглядные методы: использую специальные наборы наглядных материалов по гигиеническому воспитанию, красочные сюжетные картинки, сюжеты сказок. Одновременно с гигиеническим воспитанием знакомлю детей с элементарными правилами безопасности жизнедеятельности.
9. Реализация различных форм систематической работы с родителями.
Чтобы в семье сложились доброжелательные отношения, внимательное отношение к ребенку, соблюдался режим дня, я веду с семьями работу по повышению их педагогической и гигиенической культуры, слежу, чтобы требования к воспитанию и оздоровлению дошкольников дома и в детском саду были согласованными. Работа с родителями строятся по следующим направлениям:
беседы, консультации;
памятки, информационные стенды;
консультации психолога, инструктора по физкультуре;
вовлечение родителей в проведение оздоровительных мероприятий (экологические акции, физкультурно-массовые мероприятия);
фотовыставки.
В результате такой работы у детей происходят позитивные изменения в состоянии здоровья и физического развития:
улучшение физического развития и физической подготовленности, повышение общей работоспособности, стабилизация психического благополучия;
оптимизация эмоционального благополучия ребенка, его гармоничного духовно-нравственного, физического и умственного развития;
снижение количества часто болеющих детей, предотвращение развития хронических заболеваний.