Дилара Бармакова
Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста на современном этапе
▼ Скачать + Заказать документы
Ключевым вопросом государственной политики является существенное повышение качества жизни граждан Российской Федерации. Главной стратегической задачей в реализации поставленных задач является сохранение и укрепление физического и психологического здоровья детей.
Проблема воспитания культуры здоровья у всех участников образовательного процесса является особенно актуальной на современном этапе развития общества. Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к состоянию здоровья детей дошкольного возраста.
Публикация «Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста на современном этапе» размещена в разделах
В соответствии с Федеральными государственными требованиями образовательные области «Здоровье», «Физическая культура» занимают ведущее место в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения.
Известно, что здоровье – одно из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. Согласно Конвенции «О правах ребёнка» каждый ребёнок имеет право на здоровый рост и развитие.
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психологического здоровья детей. Ведь, именно до семи лет идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Поэтому главными задачами по укреплению и сохранению здоровья детей в дошкольном учреждении является формирование здорового образа жизни, как одной из главных ценностей жизни. Необходимо направить выбор ребёнка в любой ситуации на сторону полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребёнку правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи решаются путем создания целостной системы по сохранению и укреплению физического, психологического и социального благополучия дошкольника.
На современном этапе выделены следующие основные элементы здорового образа жизни детей дошкольного возраста :
• выполнение режима дня;
• рациональное питание;
• двигательная деятельность;
• закаливание;
• соблюдение культурно-гигиенических правил поведения;
• осуществление психоэмоциональной регуляции своего поведения;
• наличие медицинской активности (профилактика заболеваний).
Формирование здорового образа жизни у дошкольников проходит через интеграцию всех образовательных областей и видов детской деятельности:
• познавательно-исследовательской;
• чтение художественной литературы;
• коммуникативной;
• продуктивной;
• музыкально-художественной;
• игровой;
• двигательной;
• трудовой.
Большое значение в работе по формированию здорового образа жизни приобретает организация работы с родителями. Ни одна, даже самая лучшая программа и методика не могут гарантировать полноценного развития, если семья не будет придерживаться принципов здорового образа жизни. Поэтому очень важно оказывать необходимую помощь родителям. Привлекать их к участию в совместных мероприятиях детского сада.
Цель работы с родителями – сформировать у взрослых членов семьи понимание важности и значения здорового образа жизни для ребёнка и их собственного здоровья, расширить их осведомлённость в этой области. Для реализации данной цели необходимо вести работу с родителями по двум направлениям:
• формирование у родителей знаний о здоровом образе жизни;
• формирование умения организовать в семье здоровый образ жизни.
Формы взаимодействия с родителями воспитанников, направленных на формирование знаний :
• дни открытых дверей;
• общие и групповые родительские собрания;
• участие родителей в мероприятиях группы и детского сада: проектная деятельность, развлечения, конкурсы, выставки, викторины, просмотр НОД, семейные театры и проекты, коучинг-сессии.
Формы взаимодействия с родителями воспитанников, направленных на развитие умения:
• дневник здоровья (родители ведут дневник, в котором описывают всё то, что они сделали полезного для своего здоровья и здоровья окружающих);
• дегустационный зал (дегустация и объяснение алгоритма приготовления полезных для здоровья блюд);
• обобщение опыта семейного воспитания по формированию ЗОЖ семьи в виде самопрезентации, стендового доклада, фотоотчёта, семейной газеты.
Воспитание здорового ребёнка возможно только при условии, если соблюдаются единые требования детского учреждения и семьи в вопросах воспитания, оздоровления, распорядка дня, двигательной активности, соблюдения культурно-гигиенических правил поведения, закаливания, психоэмоциональной регуляции поведения, рационального питания.
При целенаправленном воспитании, обучении, закреплении в повседневной жизни правил здорового образа жизни, соответствующей мотивации активной двигательной деятельности отношение детей к своему здоровью как к величайшей ценности в жизни становится основой формирования у детей потребности в здоровом образе жизни. В свою очередь, наличие этой потребности помогает решить важнейшую психологическую и социальную задачу – становление у ребёнка позиции созидателя в отношении своего здоровья и здоровья окружающих.