Людмила Кандаурова
Формирование здорового образа жизни посредством внедрения здоровьесберегающих технологий
▼ Скачать + Заказать документы
От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В последнее десятилетие во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода, накапливающиеся раздражения в обществе, связанные с неудовлетворительным экономическим положением, - лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье дошкольника.
Публикация «Формирование здорового образа жизни посредством внедрения здоровьесберегающих технологий» размещена в разделах
Поэтому в настоящее время задача сохранения и укрепления здоровья детей, как физического, так и психического, приобщения его к здоровому образу жизни и овладению современными здоровьесберегающими технологиями в ДОУ является одной из значимых и приоритетных.
Тем более, что федеральный государственный образовательный стандарт выдвигает новые требования к выпускнику дошкольного учреждения: здоровый ребенок – это, прежде всего, «выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни».
Руководствуясь основной общеобразовательной программой дошкольного образования МБДОУ детского сада №72 «Акварель», за основу которой взята программа «Радуга» под редакцией Т. Н. Дороновой, работа нашего дошкольного учреждения направлена на достижение трех основных целей:
• сохранять и укреплять здоровье детей, формировать у них привычку к здоровому образу жизни;
• способствовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребенка;
• обеспечивать каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства.
Исходя из поставленных целей, осуществляется решение следующих задач:
• формирование знаний о здоровье и здоровом образе жизни; воспитание бережного и заботливого отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;
• развитие мотивационных установок по профилактике болезней, в том числе особенностей нервно-психического здоровья и развития детей;
• совершенствование практических навыков здорового образа жизни.
Первые представления о здоровье и здоровом образе жизни формируются уже в дошкольном возрасте.
Как правило, речевые нарушения не возникают на фоне полного здоровья. Большинство детей с нарушениями речи имели различные отклонения во время внутриутробного развития, катальные патологии или серьезные заболевания в первые годы жизни.
Нарушения речи отражаются на психическом развитии ребенка, формировании его личности и поведения. Именно поэтому коррекционная работа должна способствовать не только исправлению речевых нарушений, но и оздоровлению всего организма ребенка, способствовать его полноценному психическому, физическому и личностному развитию.
Здоровьесберегающие технологии – это шанс взрослых решить проблему сохранения здоровья дошкольника не формально, а осознанно, с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.
В связи с этим для повышения результативности всего воспитательно-образовательного процесса в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи, в целях формирования основ здорового образа жизни у дошкольников, используются следующие здоровьесберегающие технологии :
Закаливание. Закаливающие мероприятия проводятся после дневного сна. Наша группа использует для этого комплекс упражнений по методике Аветисова. Закаливание водой, полоскание рта после каждого приема пищи вырабатывают у детей привычку и желание соблюдать правила личной гигиены.
Артикуляционная гимнастика готовит органы речи наших воспитанников к правильному произношению звуков родного языка. Следует отметить,что это огромный каждодневный труд. Чтобы ребенку было интересно, стараемся создать игровое настроение, хвалим его за старание. Если у ребенка что-то не получается, нужно дать ему время – и он обязательно научится. Ежедневный труд приносит положительные результаты: если в начале работы движения языка и губ были напряженными, то постепенно скованность исчезает, движения становятся свободными и координированными. (О. И. Крупенчук, Е. Колесникова, Н. В. Новоторцева)
Пальчиковая гимнастика полезна для всех, но больше в ней нуждаются те дети, у которых наблюдается общее недоразвитие речи. Развивая руку ребенка, мы тем самым активизируем речевую моторику и подготавливаем руку детей к письму. (В. Цвынтарный, Нищева)
Коррегирующие упражнения на развитие координации движений и речи носят игровой, сюжетный характер, способствуют укреплению мышц спины, плечевого пояса, брюшного пресса – «мышечного корсета». Выполняя упражнения, дети учатся управлять своими движениями, производить их ловко, координировано в соответствии с текстом. (Нищева)
Дыхательная гимнастика стала неотъемлемой частью оздоровительной работы. Комплексы дыхательной гимнастики способствуют выработке правильного дыхания, предупреждению простудных заболеваний. От правильного дыхания в значительной степени зависит здоровье детей. Для дыхательных упражнений используем не только воображаемые предметы (понюхать цветок, попыхтеть, как паровоз, и раздаточный материал (перышки, снежинки, бабочки и т. д.). При проведении дыхательных упражнений, часто используем звуковое подражание, например, как шумят листья: ш-ш-ш и т. д., тем самым автоматизируем поставленные звуки в речи.
Массаж и самомассаж проводится учителем-логопедом в индивидуальном порядке. При регулярном проведении данной технологии, дети овладевают простейшими приемами самомассажа (поглаживание, растирание, разминание, потряхивание). Элементы массажа и самомассажа применяются нами для снятия нервной возбудимости, утомляемости и т. д.
Коррекционно-развивающие игры. Любопытно наблюдать, как под воздействием предложенных игр, дети становятся более организованными, активными, уравновешанными. Зажатые раскрепощаются, гиперактивные успокаиваются. И, конечно же, они приобретают навыки представлять, воображать, фантазировать и т. д. В данном случае игра «Подарим друг другу комплименты» создала у детей доброе настроение по отношению к своему сверстнику и психологический комфорт в группе. (Лесина, Попова)
Зрительная гимнастика направлена на улучшение и сохранение зрения, является профилактикой близорукости и дальнозоркости. «Волшебные» игры для глаз - это тренировка глазных мышц детей и успех здорового зрения в будущем. Например, «Письмо носом» : закрыть глаза и, используя нос, как кисточку, рисовать им в воздухе. (Базарный)
Логопедические игры с мячом. Организуя такие игры, мы стараемся отвлечь внимание ребенка от речевого дефекта, таким образом, побуждаем его к общению. И не только. Данные игры нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гипервозбудимых детей. (Воробьева, Крупенчук).
Физкультурные минутки проводятся, зачастую с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность.
В состав упражнений для физкультминуток включаем:
• упражнения по формированию осанки
• укреплению зрения
• укрепления мышц рук,
• отдых позвоночника
• упражнения для ног
• релаксационные упражнения для мимики лица
• массаж области груди, лица, рук, ног
• упражнения, направленные на выработку рационального дыхания
Использование указанных оздоровительных технологий проходит в игровом варианте не только на образовательной деятельности по физическому воспитанию, но и в других видах образовательной деятельности, а так же в режимных процессах. Поэтому обучение и оздоровление происходит с легкостью, упражнения и оздоровительные техники остаются надолго в памяти ребенка.
Учитывая требования к построению образовательного процесса в ДОУ, использование указанных оздоровительных технологий проходит в игровом варианте, уделяя большое внимание комплексно-тематическому принципу его построения и принципу интеграции образовательных областей, поэтому обучение и оздоровление происходит с легкостью, упражнения и оздоровительные техники остаются надолго в памяти ребенка.
Тематическое планирование каждого дня взаимодействует с лексической темой недели, обеспечивая взаимодействие воспитателя с учителем-логопедом. Погружение в тему дает возможность педагогу интегративно решить задачи по формированию здорового образа жизни детей в разных областях и использовать все виды детской деятельности, организуя их с учетом интересов и желаний дошкольников.
Следует отметить, оздоровление детей базируется на следующих принципах:
• комплексности, что подразумевает использование оздоровительных технологий с учетом состояния здоровья детей, структуры учебно-воспитательного процесса, экологических и др. условий;
• непрерывности проведения оздоровительных и профилактических мероприятий;
• максимального охвата всех нуждающихся в оздоровлении детей;
• индивидуальности, что предполагает контроль в период процедур за реакцией организма каждого ребенка;
• формирования положи тельной мотивации у детей и персонала ДОУ к проведению профилактических и оздоровительных мероприятий.
Таким образом, учитывая принципы, применяемые в работе, каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребенка привычку к здоровому образу жизни.