Оксана Ловцова
Формирование здоровьесберегающих технологий у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование здоровьесберегающих технологий у детей дошкольного возраста.
‘’Я не боюсь ещё и ещё раз сказать: забота о здоровье - важнейшая работа воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы» (В. Сухомлинский)
Публикация «Формирование здоровьесберегающих технологий у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Здоровье сберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения.
Здоровье – это одна из главных ценностей жизни. Поэтому каждый должен думать о своем здоровье, знать свое тело, научиться заботиться о нем. И поэтому интегрированный курс «Валеологии» и в группе – важный этап непрерывного валеологического образования ребёнка.
Цель валеологии: разработка технологий «первичного конструирования», формирования здоровья и расширения резервных возможностей организма (увеличение количества и качества здоровья).
Принципы валеологического образования:
Принцип «Не навреди!» определяет, что в обучении детей можно использовать только те способы, методы, технологии и средства, которые:
просты, то есть, легки в освоении и не требуют значительных материальных затрат, для усвоения этих технологий достаточно иметь желание быть здоровым;
доступны, то есть, могут быть освоены самостоятельно и осознанно людьми разного возраста;
безопасны, то есть все оздоровительные педагогические технологии не могут причинить вреда детям.
эффективны, то есть быстро дают положительный результат. При этом дети имеют возможность отслеживать каждый свой шаг и контролировать свое состояние;
экспертируемы, то есть дают возможность легко измерять результаты деятельности по изменению состояния здоровья при помощи простейших диагностических методик.
Задачи валеологического образования в ДОУ
• формировать знания о человеке, о его болезнях, ценностях человеческой жизни;
• формировать у детей с ранних лет валеологическое сознание, бережное и заботливое отношение к собственному здоровью, здоровью других людей, как высочайшей ценности;
• формировать практические умения и привычки по укреплению личного здоровья;
• воспитывать у детей мотивации здорового образа жизни и мотивационные установки на приоритет здоровья перед болезнями;
• воспитывать у детей желание активно участвовать в оздоровлении окружающих людей, используя приобретённые теоретические знания и элементы практических привычек.
В своей работе я стала активно внедрять валеологическую программу по своей возрастной группе. В своей группе, прежде всего, я обновила и пополнила материалами и информацией «Уголок здоровья» и «Информация для родителей».
Мероприятия, совместные с родителями:
• 1. Родительское собрание «ЗОЖ - что это такое?»
• 2. Конкурс семейных работ направленных на укрепление здоровья.
• 3. Досуг «Мы здоровыми растём»
• 4. Совместные праздники «Мама, папа и я – здоровая семья»
• 5. Конкурс детско-родительского творчества «Со здоровьем не шути»
• 6. Музыкальное развлечение «В гости к Витаминам»
• 7. Инсценировка пьесы-сказки «Колобок - ледяной бок»
• 8. Семинар практикум для родителей «Первая помощь при травматизме, отравлениях»
• 9. Оформление фото - выставки «Каким я был - каким я стал»
10. Создание альбома «Здоровый образ жизни нашей
Огромное значение, я придаю двигательной активности детей в течении дня. Активная двигательная деятельность детей состоит из следующих компонентов:
• утренняя гимнастика;
• двигательная разминка во время перерыва между занятиями (с преобладанием статических поз);
• физкультминутки;
• подвижные игры и физические упражнения на прогулке;
• дифференцированные игры-упражнения;
• прогулки-походы близлежащий парк;
• оздоровительный бег;
• гимнастика после дневного сна;
• занятия кинезиологией;
• самостоятельная двигательная деятельность;
• оздоровительные досуги и развлечения;
На протяжении всего времени работы, веду поиск эффективных закаливающих мероприятий, которые можно легко применять в условиях нашего центра:
• 1. закаливание воздухом:
утренний прием на свежем воздухе (теплый период);
контрастные воздушные ванны;
сон с доступом свежего воздуха (теплый период);
постоянное облегчение одежды с учетом сезона и температурного режима;
солнечные ванны.
2. закаливание водой:
• умывание в течение дня холодной водой;
• постепенное обучение полосканию рта прохладной водой;
• обливание стоп.
3. дополнительные закаливающие процедуры:
• элементы самомассажа;
• пальчиковая гимнастика;
• хождение босиком;
• сон без маечек;
• гимнастика для глаз по Базарному;
• дыхательная гимнастика по Стрельниковой;
• психогимнастика, релаксация, аутотренинг по Чистяковой;
• ароматерапия.
• Кинезиология;
Сочетая, двигательную активность с оздоровительными мероприятиями в нашем центре создается комплексный подход к физкультурно-оздоровительной работе, что положительно влияет, прежде всего, на укрепление здоровья детей.
Формы реализации в досуговой деятельности:
• 1. Развлечение на тему: «Путешествия в страну Здоровье»
• 2. Спортивное развлечение: «День здоровья»
• 3. Утренник «Мы здоровыми растём»
• 4. Литературно - спортивное развлечение «Страна Неболейка».
• 5. Викторина на тему: «Врачом ты можешь и не быть…»
• 6. Досуг на тему: «Что мы знаем о закаливании»
• 7. Музыкальное развлечение «Не шали со здоровьем»
• 8. Досуг на тему «Жизнь - это движение»
Формы реализации в игровой деятельности.
Дидактические игры:
• 1.«Угадай профессию»
• 2.«Части тела человека»
• 3.«Кому что нужно для работы»
• 4.«Внутренние органы»
• 5.«К какому врачу пойдём?»
• 6.«Что хорошо, что плохо?»
• 7.«Это я, это я, это все мои друзья»
• 8.«Витаминная семья»
• 9.«Что на картинке?»
• 10.«Мой день»
• 11.«Какие из перечисленных действий могут привести к повреждению кожи?»
• 12.«Шкатулка здоровья»
• 13.«Чудесные витаминки»
• 14.«Полезное - вредное»
• 15.«Кукла Маша обедает»
• 16.«Умею – не умею»
• 17.«Подбери одежду для прогулки»
• 18.«Я начну, а ты продолжи»
Формы реализации в исследовательской деятельности.
Опытническая деятельность:
• 1. «Сравнение чистых и грязных рук»
• 2. «Рассматривание через лупу грязных рук»
• 3. «Сравнение отстоянной и только налитой воды из-под крана»
• 4. «Значение воздуха для организма»
• 5. «Состояние детей после сна, прогулки и приёма пищи»
Формы реализации проекта в продуктивной деятельности детей.
• Конструирование из бумаги «Автомобиль скорой помощи»
• 2. Конструирование из строительного материала «Скорая помощь»
• 3. Лепка «Врач» (фигурка человека в белом халате и колпаке)
• 4. Оформление выставки детско-родительского творчества по ЗОЖ (валеологическое направление).
• 5. Рисование «Моё сердце», «Мы закаляемся»
• 6. Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм.
• 7. Конкурс детских рисунков по мотивам сказки «Доктор Айболит»
• 8. Создание коллективной работы «Здоровый образ жизни всем полезен»
• 9. Аппликация плаката «Витамины на грядке»
• 10. Выставка рисунков «Я расту здоровым»
Ознакомление с художественной литературой:
• 1. К. Чуковский - «Айболит», «Мойдодыр», «Федорино горе»
• 2. А. Барто - «Девочка чумазая», «Мы с Тамарой ходим парой», «Сто одёжек»
• 3. С. Михалков – «Про девочку, которая плохо кушала»
• 4. В. Маяковский - «Что такое хорошо, что такое плохо?»
• 5. Г. Зайцев- «С добрым утром», «Дружи с водой»
• 6. Г. П. Шалаева, О. М. Журавлёва, О. Г. Сазонова- «Правила поведения для воспитанных дете»
• 7. А. Усачёв - «Футбольный мяч»
• 8. А. Крылов - «Как лечили петуха»
• 9. И. Токмакова -«Мне грустно - я лежу больной», «Колыбельная»
• 10. С. Маршак - «Вот какой рассеянный», «Колыбельная», «Вот тебе под спинку», «Робин - Бобин», «Великан»
• 11. М. Ефремова - «Наше тело»
• 12. В. Нестерёнок – «Хитрая подушка»
• 13. И. Семёнова - «Неболейка»
• 14. Ю. Прокопович - «Зачем носик малышам»
• 15. Б. Заходер «Ма Пари-Кари»
• 16. М. Берестов «Найди дорожку»
• 17. Э. Мошковская «Мой замечательный нос»
• 18. Пословицы и поговорки о здоровье
• 19. Загадки о здоровье
Нельзя оставить без внимания специальные занятия – «Уроки здоровья». Предметом изучения, которых при обучении детей основам валеологии является собственное тело ребенка. Дети получают научно обоснованные знания о своем организме: функциях, возрастных и половых особенностях, возможностях, условиях сохранения и укрепления здоровья. Представления об основах жизнедеятельности человека раскрываются при помощи элементарных опытов и экспериментов. «Уроки здоровья» проводятся один раз в неделю во второй половине дня, начиная со средней группы.
Они включают в себя следующие разделы:
• Они включают в себя следующие разделы:
• «Вот я какой!»;
• «Из чего я сделан»;
• «Кожа или живая одежда»;
• «Скелет и мышцы»;
• «Мое сердце»;
• «В стране легких или путешествие воздушных человечков»;
• «Мое здоровье»;
• «Мое дыхание»;
• «Мои органы слуха»;
• «Мои органы зрения»;
• «Мой язык и зубки»;
• «Мои защитники»;
• «Внутренние органы»;
• «Моя семья»;
• «Правила для жизни».
Проведённая работа дает положительные результаты. У детей активизируется словарный запас, появляется интерес и расшириряются знания о формировании здорового образа жизни окружающей действительности. Все знания, полученные на занятиях, с детьми закрепляются индивидуально. Благодаря полученным знаниям, дети становятся увереннее в себе и в своих силах; получают представление о здоровом образе жизни; осознают важность гигиенической и двигательной культуры; приобретают знания о здоровье и средствах его укрепления, а также выработались практические навыки безопасного поведения и разумных действиях в непредвиденных ситуациях, формируется потребность в соблюдении здорового образа жизни. Положительный результат в работе не был- бы достигнут без совместной деятельности педагогов, медиков и родителей.