Татьяна Белобрюхова
Формирование эмоциональной выразительности у детей дошкольного возраста в танцевальной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Передавать свои эмоции, чувства и настроение можно не только с помощью голоса, но и через танцевальные движения, пластику. В исполнении танца недостаточно лишь правильно и технично выполнять танцевальные движения. Ведь танец это маленькое представление, но дети ещё не профессионалы, хотя уже артисты. Ребёнку сложно запомнить последовательность всех движений, комбинаций и перестановок. И очень часто, усердно стараясь исполнить всю эту последовательность, ребенок танцует весь номер с серьезным выражением лица, сосредоточившись, будто решает математическую задачку. А ведь умение выразить эмоции и образ, используя при этом мимику, пантомимику, жесты и голос является неотъемлемой частью успешного исполнения танцевальной композиции. Эмоциональная выразительность - это умение красиво и понятно для окружающих выражать свои эмоции и чувства. Она зависит от уровня развития мимики, степени развития пластики ребёнка, разнообразия и богатства жестов, темперамента. Лицо должно работать, гармонировать с движениями. Поэтому развитие артистичности и эмоциональной выразительности детей является основной задачей педагога хореографа.
Публикация «Формирование эмоциональной выразительности у детей дошкольного возраста в танцевальной деятельности» размещена в разделах
В процессе занятий необходимо использовать игры и упражнения, которые решают такие задачи, как развитие фантазии, снятие эмоционального и физического напряжения, снятие зажимов и раскрепощение, постановка дыхания, дарят эмоциональный заряд и уверенность. Лучший способ для развития выразительности лица, сохраняя при этом детскую непосредственность, является игра, ведь именно игра в дошкольном возрасте - это основной вид деятельности. Поэтому большая часть занятия хореографией уделяется играм с использованием образов и перевоплощений, пальчиковым и дыхательным играм, творческим заданиям, а также играм на внимание.
Для этого можно использовать следующий комплекс упражнений под названием «Радуга настроения», который состоит из трех частей:
1. Разминка.
2. Маски.
3. Живое лицо.
В процессе разминки выполняются упражнения для всех частей лица, которые проходят по принципу постепенного усложнения координации и увеличения темпа.
Вот основные элементы движений разминки:
Поджать губы в ниточку.
Изобразить воздушный поцелуй.
Нижней губой постараться дотянуться до носа, то же самое двумя губами.
Надуть поочередно, то одну, то другую щеку.
Надуть две щеки.
Втянуть две щеки.
Сморщить и расслабить нос.
Приподнимание ноздрей по очереди (как будто вдыхаем носом воздух).
Моргнуть двумя глазами.
Моргать поочередно.
Глаза поднять вверх и опустить вниз.
Движение глаз из стороны в сторону.
Движение глаз по кругу в одном направлении и в другом.
Поднять вверх брови «удивиться».
Опустить брови вниз «нахмурится».
Во второй части «маски» дети выполняют упражнения на развитие мимики.
На этом этапе нужно постараться добиться яркого и выразительного лица, исполняя то или иное упражнение. В дошкольном возрасте детям сложно создать яркую и выразительную маску. Этому их нужно научить и объяснить.
Упражнения на развитие мимики:
Радостная улыбка – рот растянуть в улыбку, губы и зубы приоткрыты, глаза широко открыты.
Удивление – нижняя челюсть оттягивается вниз, рот раскрывается буквой «О», брови поднимаются вверх, глаза раскрываются изо всех сил.
Испуг – голова втягивается в плечи, глаза сильно зажмуриваются, губы поджимаются.
Плач – этот вид маски можно проучивать как живое лицо, только следить за тем, чтобы дети не использовали руки и голос.
Кокетство – голова слегка наклонена или повернута, губы поджаты, глаза смещены до отказа в сторону вверх или вниз.
Ненависть – губы и зубы сжаты, голова наклонена вперед, глаза смотрят исподлобья.
«Маски» выполняются под музыку. Одну музыкальную фразу дети удерживают «маску», на другую отдыхают, постепенно увеличивая скорость возникновения и исчезновение «маски». Постепенно дети добиваются быстрых переходов из одной «маски» в другую. Эти упражнения должны проходить «красной нитью» через все занятие. Допустим, на танцевальной разминке : одно упражнение делаем с улыбкой, другое с грустью. Одну и ту же танцевальную комбинацию можно исполнить с разными «масками», учитывая один нюанс: движения должны соответствовать той или иной «маске».
В заключительной части упражнение «живое лицо», где происходит эмоциональная передача образа : лицо не «застывает» в маске, а находится в движении, переходя из одного оттенка масок в другой. Здесь подключается работа всего тела, а именно руки, корпус, наклоны и повороты головы.
Дети с большим удовольствием занимаются этими упражнениями. Это не занимает много времени на занятии, но доставляет детям радость, поднимает настроение. Необходимого эффекта можно достичь, если занятия будут регулярными.
Еще одним хорошим средством развития артистизма и эмоциональности являются этюды на изображение животных, они развивают фантазию и наблюдательность детей.
Использование игр, творческих заданий, комплексов упражнений для мышц лица обогатят исполнительское мастерство дошкольников, позволяя педагогу перейти к более сложным видам хореографии. Дети могут исполнить не просто танец, а мини-спектакль, где у каждого ребенка будет своя, пусть небольшая, роль или образ.
Благодаря постоянной и целенаправленной работе по развитию эмоциональности и артистизма, дети становятся более раскованными, яркими и неповторимыми. И тогда им будет по плечу любой танцевальный образ. Если считать человеческое тело оркестром, а части тела – инструментами, то чем больше задействованы все инструменты, тем богаче, ярче, красочнее наш танец.