Папки-передвижки

Формирование эмоционального опыта у дошкольников в процессе рисования

ирина лебедева
Формирование эмоционального опыта у дошкольников в процессе рисования

Введение

В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания, растет сеть альтернативных дошкольных учреждений, появляются новые программы дошкольного воспитания, разрабатываются оригинальные методические материалы.

На фоне этих прогрессивных изменений развитию эмоционального опыта ребёнка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития. Однако, как справедливо указывали Л. С. Выготский, Ф. В. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. Об этом же писал К. Изард: "Эмоции энергетезируют и организовывают восприятие, мышление и действие". Формирование "умных" эмоций, коррекция недостатков эмоциональной сферы должны рассматриваться в качестве одной из важных, приоритетных задач воспитания.

Публикация «Формирование эмоционального опыта у дошкольников в процессе рисования» размещена в разделах

Развитие эмоционального опыта ребёнка нашло своё отражение в отечественной детской и социальной психологии: в работах таких выдающихся учёных, как Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Ф. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, М. Н. Лисина, Л. И. Божович, а также их учеников и последователей (Л. З. Неверович, Т. И. Репина, Е. О. Смирнова, Л. П. Стрелкова и др.)

К сожалению, результаты их научных исследований многие годы не были в полной мере востребованы педагогической практикой. Радикальные преобразования, происходящие в последние годы в России, ставят особые задачи перед системой дошкольного образования. В качестве основных приоритетов сегодня выступают :личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребёнком, принятие и поддержка его индивидуальности, развитие творческих способностей, забота о его эмоциональном благополучии. В процессе развития происходят изменения в эмоциональной сфере ребёнка. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребёнка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Возникает необходимость в качественном развитии эмоциональной сферы.

То, что писал Л. С. Выготский о феномене «засушенное сердце» (отсутствие чувства, наблюдавшимся у него современников и связанном с воспитанием, направленным на логизированное и интеллектуализированное поведение, не потеряло актуальности и в наше время, когда помимо соответствующей направленности воспитания и обучения, "обесчувствованию" способствует технологизация жизни, в которой участвует ребёнок.

Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает эмоциональный опыт. Современные дети стали меньше отзывчивыми к чувствам других. Поэтому работа, направленная на развитие эмоционального опыта, очень актуальна и важна.

Значимость данной разработки заключается в том, что теоретические и практические знания помогут в семье понять эмоциональный мир ребёнка, лучше узнать его переживания в различных ситуациях, осознать, что именно его тревожит и радует. Это позволит при необходимости оказать каждому ребёнку, который испытывает эмоциональный дискомфорт, особое внимание, помочь преодолеть отрицательные переживания, связанные с жизненными проблемами.

Таким образом, педагог может установить с детьми более доверительные отношения, что облегчит процесс воспитания.

Условия дошкольного учреждения должны способствовать развитию в детях уверенности в себе, которая обеспечивается благодаря успехам ребёнка в разных видах деятельности. Высокую самооценку подкрепляет успешность в обучении, популярность среди сверстников, поэтому для формирования оптимистической жизненной установки и высокой самооценки важно проявлять интерес ко всем делам и событиям в жизни ребёнка, предъявлять требования, соответствующие его возрасту, постоянно давать понять, что для педагога он важен и значим.

Необходимость опыта, новизна педагогических идей, приёмов, методов педагогического воздействия по сравнению с общепринятыми практиками.

Наши занятия помогут научить детей осознанно воспринимать свои эмоции, чувства и переживания, а также понимать эмоциональное состояние других людей. Мы знакомим детей с языком эмоций, выразительными средствами которого являются позы, мимика, жесты; учим пользоваться ими как для выражения собственных чувств и переживаний, так и для лучшего понимания эмоционального состояния других. Также мы стремимся чтобы дети постепенно осознали: одни и те же предметы, действия, события могут быть причиной различных эмоциональных состояний, вызывать разные настроения; что своё внутреннее отличие от других людей и схожесть с ними мы познаем, сравнивая свои ощущения и переживания.

Многие занятия нашей работы для детей среднего возраста предусматривают использование знакомых сказок. Вспоминая основные события и переживания персонажей, дети с помощью педагога смогут сопоставить их с собственным личным опытом. Это поможет им разобраться в некоторых жизненных ситуациях и основных эмоциональных состояниях.

Специальные занятия предоставляют возможность побеседовать со старшими детьми о чувстве страха и одиночества. Однако не следует забывать и о правилах безопасного поведения: нельзя воспитывать в детях абсолютное бесстрашие, напротив, им надо объяснять, как важно в некоторых случаях быть осторожными (например, при контактах с чужими людьми; в ситуациях, когда остаёшься один дома). При этом целесообразно побеседовать с детьми о необходимости доверия к близким, которые не дадут в обиду, помогут справиться с грустью и тревогой.

В старшем дошкольном возрасте дети уже должны иметь представление об основных настроениях и эмоциональных состояниях людей, знать, что в выражении чувств участвуют и мимика, и жесты, и поза. Мы учим их не только выражать свои эмоции так, чтоб они были ясны окружающим, но и понимать по внешним проявлениям, какие чувства в тот или иной момент может испытывать другой человек. Дети учатся соотносить собственные эмоции с состоянием природы, погодой, а также с соответствующими событиями и индивидуальными предпочтениями.

В старшем дошкольном возрасте предлагается учить детей не только распознавать по внешним признакам различные настроения и эмоциональные состояния, но и анализировать их причины; не только понимать настроение другого, но и принимать его позицию.

Знакомя детей с эмоциями, соответствующими праздничному настроению, целесообразно рассказать, что хорошее настроение зависит от отношения окружающих друг к другу.

Порой даже взрослому трудно выразить словами свои переживания, так как у каждого человека они бесконечно многообразны. Поэтому необходимо развивать и обогащать соответствующий словарный запас детей.

Использование новых подходов и путей воздействия для достижения цели.

Для развития эмоционального опыта у детей мы проводили познавательные занятия, на которых использовали разнообразные методические приёмы для знакомства детей с эмоциями. При составлении серии занятий мы предусматривали знакомство только с восьмью эмоциями. Имеется широкий диапазон научных точек зрения на природу и значение эмоций. Мы же будем опираться на теорию фундаментальных эмоций К. Е. Изарда, согласно которой эмоции рассматриваются как основная мотивационная система человека, а так же как личностные процессы, которые придают смысл и значение человеческому существованию. Мы, полагаем, что знакомство детей с фундаментальными эмоциями должно стать содержанием первого этапа работы. На занятиях дети проживают эмоциональные состояния, вербализуют свои переживания, знакомятся с опытом сверстников, с культурным наследием человечества (литературой, живописью, музыкой, а также упражняются в изображении новых эмоций.

СРЕДНЯЯ ГРУППА Цель непосредственно образовательной деятельности (НОД) первого этапа:

- познакомить детей с эмоциями : радостью, горем, гневом, страхом, удивлением;

- учить детей различать эмоции по схематическим изображением;

- учить понимать свои чувства и чувства других людей и рассказывать об этом;

- продолжать учить детей передавать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства;

- учить слушать и понимать музыкальные произведения;

- учить отражать эмоции в рисовании.

Цель НОД второго этапа:

- продолжать знакомство детей с эмоциями радости, горя, гнева, страха, удивления;

- закрепить полученные на предыдущих занятиях знания и умения;

расширить представления детей об эмоциях, предлагая их дифференцировать;

- развивать эмпатию, воображение;

- закреплять умения рисовать знакомые эмоции;

Цель НОД третьего этапа:

- учить детей эмоционально отзываться на переживания других людей, т. е. развивать эмпатию. И отражать эти эмоциональные переживания в рисовании.

Четвё ртый этап заключительный:

- итог работы с детьми развлечение «Страна сказок».

Руководство формированием эмоционального опыта в процессе рисования

I этап

1. Проживание эмоционального состояния.

2. Вербальное переживание.

3. Мимическое отражение.

4. Знакомство с опытом сверстников.

5. Знакомство с культурным наследием человечества (литература, живопись, музыка).

6. Отражение эмоций в рисовании.

II этап, как первый, но добавляется дифференциация и распознавание эмоций.

Ill этап

1. Знакомство с литературными произведениями.

2. Распознавание эмоций.

3. Сопереживание эмоциональному состоянию литературных персонажей и людей.

4. Отражение своих сопереживаний в рисовании.

IV этап

1. Распознавание эмоций.

2. Мимическое отражение.

3. Сопереживание эмоциональному состоянию литературных персонажей.

4. Отражение своих сопереживаний в рисовании.

Для достижения поставленной цели: выявить психологические условия накопления эмоционального опыта дошкольников в процессе рисования мы организовали психологические условия для формирования эмоционального опыта у детей в процессе рисования. Мы провели серию НОД, которая состоит из четырёх этапов в средней группе и трёх этапов в старшей группе. На занятии дети проживают эмоциональные состояния, вербализуют свои переживания, знакомятся с опытом сверстников, с культурным наследием человечества (литературой, живописью, музыкой, а также упражняются в изображении эмоций.

Работу на первом этапе в средней группе мы начали со знакомства детей с основными эмоциями (радость, горе, страх, удивление, гнев). Дети учились понимать свои чувства и чувства других, рассказывать об этом и рисовать. Не все дети сразу раскрылись, некоторые вели себя скованно и зажато, отказывались от выполнения этюдов. Например, Егор сидел надувшись, сложа руки; Даниил Н. не хотел рисовать. Постепенно дети привыкли к таким НОД и не протестовали, а активно играли со всеми детьми. Также многие дети сталкивались с трудностью в обозначении своих эмоций, в высказывании своих впечатлений.

На втором этапе детям предлагалось на НОД закрепить полученные знания об эмоциях, дифференцируя их, а также рисовать знакомые эмоции. На этом этапе дети испытывали сложность в том, что нужно было различать сразу по две-три эмоции. А также им необходимо было работать коллективно, что вызвало определённые трудности. Например, небольшая подгруппа детей на листе бумаги должна была нарисовать рисунок, обозначающий одну эмоцию. С помощью воспитателя трудности были преодолены и дети научились работать сообща, понимать желание других и учитывать их.

На третьем этапе задача была усложнена: детей учили эмоционально отзываться на переживание других людей и отражать эти переживания в рисовании. Дети рисовали по содержанию стихотворений Б. Заходера "Кискино горе", А. Барто "Мяч"; по содержанию этюдов Б. И. Чистяковой "Новая кукла", "Собака лает и хватает за пятки",этюд по сказке "Снегурочка".

В своих рисунках большинство детей правильно отражали настроение героев стихов, сказок, этюдов.

На четвёртом этапе был подведён итог работы с детьми в средней группе — проведено развлечение "Страна сказок".

Старшая группа

Цель НОД первого этапа: Закрепить полученные на предыдущих занятиях знания основных эмоций (радость, горе, гнев, удивление, страх, обощающие средства (мимика, пантомимика, используемые для восприятия, анализа и понимания того или иного эмоционального состояния. Научить различать эмоциональные состояния стеснительности, стыда и отвращения.

Цель НОД второго этапа: Формирование представлений о существовании понятий, обозначающих эмоции, с помощью наглядных средств. Учить понимать, что каждое эмоциональное состояние имеет своё название, признаки, качества, свойства, а также силу проявления.

Цель НОД третьего этапа: Закрепить знания об эмоциях, продолжить развитие способности чувствовать настроение в музыке; развивать эмпатию.

I этап

-Беседы о различных эмоциональных состояниях;

-упражнения-этюды для выражения с помощью мимики и пантомимики определённых эмоций, для различения сходных и противоположных эмоциональных состояний;

-составление рассказов на заданную тему, отражающих эмоциональные переживание ребёнка;

-рисование эмоциональных состояний под музыку.

II этап

-Составление пиктограмм из частей и дорисовывание их;

-соединение пиктограмм мимики и движения;

-методика написания «письма»;

-выделение эмоциональных состояний на материале сказки;

-изменение с помощью красок одного эмоционального состояния в другое.

Ill этап

Итог развлечение «В царстве Снежной королевы».

Продолжая свою работу в старшей группе, мы на первом этапе провели серию НОД, направленных на закрепление полученных знаний основных эмоций (радость, горе, гнев, удивление, страх). А также познакомили с новыми эмоциональными состояниями (стеснительности, стыда и отвращения). Дети воспринимали новый материал с интересом, с желанием выполняли этюды на выражение эмоций стыда, стеснительности, отвращения. Больше всего дети испытывали затруднения при выражении эмоции стеснительности. Чтобы помочь детям, мы предложили рассмотреть, изображённую на картине девочку, которая стесняется. После беседы детям предложили найти отличия стеснительности и стыда. Для закрепления новых эмоций были проведены этюды: "Девочка застеснялась", "Провинившийся". Но самое яркое, запоминающее для детей является рисование красками и цветными карандашами. В своём рисунке они придумывают, творят, живут. Дети не хотят заканчивать НОД и просят ещё чистые листы для новых рисунков. На втором этапе мы посвятили больше времени рисованию. Например, когда дети учились определять эмоциональные состояния по изображённым движениям, они не только дорисовывали соответствующие эмоции, но и «надевали фигурки в одежду». Они подбирали "подходящий", по их мнению, цвет для неё. На следующем занятии дети подбирали подходящие друг к другу пиктограмму-лицо и пиктограмму-фигуру и соединяли их и дорисовывали. Затем мы раздавали детям незаконченные (в некоторой степени неопределённые) пиктограммы и предлагали, используя соответствующий цвет, дорисовывать их.

Научив детей определять эмоциональное состояние по изображённым движениям, мы перешли к методике написания "Письма". Т. е. дети выбирают одну или несколько пиктограмм и, раскладывая их по порядку, соединяют в один рассказ ("письмо"). В начале дети чаще всего выбирали одну пиктограмму и составляли рассказ из двух-трёх предложений. Но постепенно у детей появился интерес, и они подбирали по три - четыре пиктограммы, составляя более длинные "письма".

Следующую НОД мы посвятили сказке "Царевна-лягушка", целью которого было научить детей определять эмоциональные состояния героев сказки. В конце занятия мы предложили детям нарисовать по выбору главных героев, используя только один, наиболее подходящий цвет. Затем дети объясняли, почему они выбрали тот или иной цвет для передачи эмоционального состояния героя сказки. Свой выбор цвета для характеристики персонажей дети, например, объясняли так: "Кощей - злой", коварный, у него чёрное сердце". "Василиса Премудрая - добрая, хорошая, красивая, ей больше красный цвет подходит".

Далее мы знакомили детей с явлением изменчивости эмоционального состояния. Детям предлагали листы бумаги двойного формата, который они складывали пополам. На одной стороне дети рисовали то эмоциональное состояние, которое они выбрали, затем накладывали рисунок на другую сторону листа, рисунок отпечатывается на другой стороне. Далее они добавляли к отпечатанному рисунку новые краски и получают другое эмоциональное состояние. При этом мы рекомендуем детям дать название полученным состояниям. Например, Андрей сначала нарисовал «страх», используя чёрный цвет, а затем красной краской изменил это состояние. При выполнении этого упражнения некоторые дети задумывали конечный результат и целенаправленно подбирали краски, а других захватывал сам процесс смешивания цветовой палитры, и уже в конце они могли определить, что у них получилось.

Ill этап работы был завершительным. Мы провели итоговую НОД: развлечение «В царстве Снежной королевы».

Цели НОД:

- закрепить знания об эмоциях;

- продолжить развитие способности чувствовать настроение в музыке;

- развивать эмпатию.

Публикации по теме:

Герои сказок, помогающие дружить. В последнии годы происходит активное реформирование системы дошкольного образования: растет сеть альтернативных дошкольных учреждений, появляются.

Обзор программ по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста. Презентация. Презентация состоит из семи слайдов, включающих в себя обзор программ по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста: 1. Основные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование эмоционального опыта у дошкольников в процессе рисования
Опубликовано: 3 августа 2013 в 18:49
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
13 мая. Всемирный день одуванчика. Передвижка «Одуванчик»

13 мая отмечает свой праздник один из ярких весенних символов – одуванчик. Эти цветы радуют нас в мае своим жизнерадостным видом, прогоняя все воспоминания о холодной и долгой зиме.

12 мая. День экологического образования. Передвижка «Экологическое воспитание...

Ежегодно 12 мая в России отмечается День экологических знаний. Этот праздник призван популяризировать экологические знания во всех науках и повлиять на формирование у населения экологической...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД