Юлия Кирдяпкина
Формирование взаимоотношений дошкольников в сюжетно-ролевой игре
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование взаимоотношений дошкольников в сюжетно-ролевой игре
От того, как сложатся отношения ребенка в первой в его жизни группе сверстников – в группе детского сада – во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба.
Залог успешного психического здоровья ребёнка заключается в том, что бы он в будущем мог общаться, строить и поддерживать дружеские взаимоотношения и взаимодействовать, сотрудничать с людьми.
Публикация «Формирование взаимоотношений дошкольников в сюжетно-ролевой игре» размещена в разделах
Сюжетно-ролевые игры рассматриваются как деятельность, имеющая большое значение для развития ребенка дошкольного возраста. Отечественные исследователи придают игре важное значение в обеспечении дружеских взаимоотношений детей,поскольку именно в ней ребенок сталкивается с необходимостью согласовывать свои действия с другими,подчиняться правилам, оказывать помощь. Особенно это касается сюжетной игровой деятельности старших дошкольников. Сюжетно-ролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников и занимают значительное место в их жизни.
Творческая сюжетно-ролевая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания.
В старшем дошкольном возрасте дети уже способны сопереживать как успеху, так и неудачам ровесника, готовы помочь и поддержать его, у них снижается острота и напряженность конфликтов, непосредственное и бескорыстное желание помочь сверстнику, подарить или уступить ему. Очевидно, что опыт первых контактов со сверстниками становиться тем фундаментом, на котором надстраивается дальнейшее социальное и нравственное развитие ребенка.
Для развития положительных взаимоотношений в коллективе большую роль играет развитие у детей навыков культуры поведения. Правильная организация быта в детском саду, доверительная и дружелюбная атмосфера, окружающая детей, внешняя и внутренняя культура педагога-необходимые условия для воспитания культуры поведения. Обеспечивая усвоение детьми правил поведения, воспитатель заботится о том, чтобы дети при этом усваивали и нравственные нормы: умение уступить, вовремя помочь товарищу и пр. В любом случае нужно помнить о легкой ранимости ребенка, об уважении к его личности. Формирование отношений между детьми строится на основе взаимных симпатий детей, их привязанности к детскому саду, умения оценивать поведение сверстников и свое. Воспитателю следует постоянно наблюдать за общением детей в игре и других видах совместной деятельности. Установлению доброжелательных отношений способствует умение детей общаться, приветливо разговаривать друг с другом. Важно обсуждать с детьми те или иные факты и случаи, имеющие место в их общении со сверстниками в совместной деятельности, побуждая выражать свое отношение к поступкам. Воспитатель обращает внимание детей на недопустимость грубых, резких обращений и ответов, в которых выражается пренебрежительное отношение к интересам и желаниям сверстника. Кроме разговоров с детьми, нужно обязательно показать им конкретные ситуации, замеченные воспитателем в их общении друг с другом, например, во время дежурства, одевания на прогулку, в играх, чтобы дать детям возможность увидеть себя со стороны и усвоить это поведение. Воспитатель может использовать для этого кукольный, теневой театр и театр игрушек. Персонажи спектаклей помогают детям усвоить необходимые при общении правила вежливости. Поэтому мы можем сказать, что игра формирует личность ребенка, создает в его психике конструкты, помогающие ориентироваться в мире.
Реальные взаимоотношения детей ярче всего проявляются в сюжетно-ролевой игре, поэтому формирование навыков и умений, которые положительно влияют наразвитие взаимоотношений детей и на положение каждого ребенка в группе сверстников (организаторских умений, навыков общения иповедения, эмоционального отношения к сверстникам) наиболее эффективно в данном виде детской деятельности. Успех развития взаимоотношений между детьми, воспитания различных нравственных качеств – в систематичности, возможном использовании любой педагогической ситуации, в правильном руководстве взрослого сюжетно-ролевой игрой.