Ирина Макорина
Формирование вокально-певческих навыков с использованием игровых технологий у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка на тему:
Формирование вокально-певческих навыков с использованием игровых технологий у детей младшего дошкольного возраста
Пояснительная записка
«Особенности вокально-певческого воспитания детей дошкольного возраста»
Процесс формирования и развития певческого голоса оказывает на детей всестороннее воздействие. Он содействует и формированию музыкальных способностей (музыкального слуха, ладового чувства, музыкальной памяти) активизирует работу левого и правого полушария мозга, что повышает работоспособность, настроение и естественным образом тренирует мышцы гортани, связок, расширяет диапазон, а значит речевые и певческие возможности, создает благоприятные условия для формирования общей музыкальной культуры.
Темочки:
- Вокал. Обучение детей пению
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2022
Вместе с тем пение является одним из наиболее сложных видов музыкальной деятельности дошкольников, поскольку является сложным психофизическим процессом, в котором задействованы все жизненно важные системы организма. Скоординировать работу этих систем довольно трудно. Речевая и певческая функция связаны с системой дыхания, органов голосообразования, в пении участвуют дыхательные, грудно-брюшные и спинные мышцы. Тесно связаны между собой голосовой аппарат ребенка и слух.
В связи с этим, те задачи, которые ставятся перед музыкальным руководителем (чистое интонирование, лёгкое непринужденное пение, активная артикуляция, правильное певческое дыхание) являются чрезвычайно трудными для выполнения дошкольниками, поскольку дети, приходящие в ДОУ имеют совсем несформированную речь. Поэтому музыкальному руководителю приходится заниматься не просто певческой деятельностью, а кропотливым музыкально-певческим, физическим, речевым развитием в целом.
Актуальность темы в работе по вокально-певческому воспитанию детей дошкольного возраста.
В данной разработке я представляю опыт работы с детьми младшего дошкольного возраста по формированию и развитию вокально-певческих навыков с использованием игровых технологий. Основанием для выбора направления работы послужили результаты диагностики развития певческих навыков у детей. Результаты оказались неутешительными, было выявлено, что 60% детей имеют достаточно низкий уровень развития вокальных навыков.
В практике моей работы проблема развития певческих навыков детей проявилась, прежде всего, в том, что ребята незначительно использовали певческий потенциал. Как девочки, так и мальчики затруднялись петь в высоком или низком регистрах, «боялись выходить» за рамки речевого диапазона, зачастую, заменяли громкое пение - на крик, а тихое – на шёпот. И все чаще я стала задаваться вопросом: как же формирование певческих навыков, довольно скучную и монотонную деятельность детей преобразовать в интересный и занимательный процесс, эффективный для достижения более качественного и успешного пения моих воспитанников. И я пришла к такому выводу: раз мы имеем дело с детьми, а они больше всего на свете любят играть, нужно попробовать совместить приятное с полезным. В своей работе я сделала упор на то, чтобы научить моих воспитанников управлять своим голосом, используя игровые технологии в образовательном процессе.
Теоретические исследования проблем вокально-певческого воспитания дошкольников в трудах отечественных педагогов музыкантов.
Поиском эффективных методик развития певческого голоса у детей дошкольного возраста занимались еще такие выдающиеся музыканты как Михаил Иванович Глинка и Александр Егорович Варламов - основоположники русской вокальной школы. Они считали необходимым раннее приобщение к правильной вокализации и говорили, что если учить ребенка петь с детства и тогда его голос приобретет гибкость и силу, которые взрослому даются с трудом.
В разные годы теорией развития певческих способностей занимался советский педагог, музыкант Николай Афанасьевич Метлов, который охарактеризовал возрастные особенности голосового аппарата детей, уделив место охране певческого голоса. В работах доктора педагогических наук Натальи Алексеевны Ветлугиной особое место уделяется вопросам выразительности исполнения детьми песенного репертуара.
Также стоит отметить высказывание Георгия Струве, по мнению которого, считалось, что многие годы в работе с детскими голосами самым распространенным являлась форма «эксплуатации» при которой не ведется никакой специальной работы по постановке голоса, в результате чего дети поют каждый в силу своего понимания дела. А если у ребенка нет никаких представлений о голосе, кроме обыденной речи, то этот ребенок будет интонировать речевым голосом, т. е. петь в грудном регистре по мере его природных возможностей.
Так бывает, что чаще всего теория оторвана от практики и несмотря на большой интерес к проблеме певческого развития ребенка и исследования особенностей детского голоса, авторы не предлагали самой методики, с помощью которой можно было бы воспитывать естественное, свободное и полетное звучание детского голоса. Поэтому разработкой методик занимались, как правило, педагоги-практики. Остановимся на некоторых из них.
Теоретическое обоснование применения инновационных, игровых методик и практик.
Старшее поколение музыкальных руководителей знакомо с методикой Т. М. Орловой и С. И. Бекиной серии пособий «Учите детей петь» (1986г.). В своей работе автор уделяет серьезное внимание музыкально-дидактическим играм, которые способствуют развитию музыкального слуха дошкольников. Различные наглядные пособия помогают педагогу сразу задействовать в обучении и слух, и зрение, и мышечно-двигательные чувства.
Так в 80-е годы появилась «Комплексная методика музыкально-певческого воспитания» Дмитрия Ерофеевича Огороднова, которая предлагала инновационные технологии для развития вокально-хоровых навыков и в целом музыкальности ребенка. В ней используются специальные приемы развивающие метроритмическое чувство – художественное тактирование с мелодекламцией, ладо-вокальные жесты, алгоритмические вокальные упражнения, позволяющие визуализировать певческие задачи.
Продолжая традиции Дмирия Ерофеевича Огороднова, Виктор Вадимович. Емельянов создает уникальную методику «Фонопедический метод развития голоса», Значение термина «фонопедия» В. В. Емельянов определяет как «комплекс педагогических воздействий, направленных на постепенную активизацию и координацию нервно-мышечного аппарата гортани с помощью специальных упражнений, коррекцию дыхания, на развитие и охрану голоса, а также коррекцию самой личности обучающегося»
Как известно игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, а в Федеральных государственных общеобразовательных стандартах ДОУ игра рассматривается как важное средство социализации личности ребенка – дошкольника. В 2005 году выходит в свет прекрасное учебно-методическое пособие Ольги Валерьевны Кацер «Игровая методика обучения пению», которое и послужило мне отличным инструментом в работе с детьми по данному направлению. О. В. Кацер поставила во главу угла игровой метод обучения пению. Ее авторская методика отличается новизной в последовательности обучения пения и создана она основе опытно - эксперементальной работы с дошкольниками.
На ведущей роли игры в воспитания вокально-хоровых навыков дошкольников построено также учебно - методическое пособия Аллы Анатольевны Евтодьевой «Учите детей, играя». Авторская методика Евдотьевой предлагает игровые практические приёмы, позволяющие развить музыкальный слух ребёнка при помощи игровых распевок. Эти и другие уникальные методики легли в основу моей музыкально - педагогической практики.
Цель и задачи
1. Более подробно изучить инновационные современные методики обучения пению детей дошкольного возраста и формированию у них вокально-хоровых навыков.
2. Выявить наиболее эффективные методы педагогического воздействия на певческий аппарат ребенка с целью его развития.
3. Сформировать систему игровых певческих упражнений, которые бы в доступной форме способствовали развитию таких вокально-хоровых навыков, как певческая установка, певческое дыхание, артикуляция, звукообразование, строй (интонационная чистота) и включить данные упражнения в певческую деятельность детей, развивая их вокально-хоровые возможности.
Этапы работы Работа по теме использования игровых технологий как средство формирования вокально-певческих навыков в моей практической деятельности состояла из 3 этапов, каждый из которых характеризуется особыми направлениями деятельности, методами и приемами, формами предъявления результатов. С ними вы можете познакомиться на экране.
1 этап - диагностика
На 1 этапе исследуем особенности развития у детей певческих навыков. Для этого использовалась диагностика, основанная на наблюдениях за успехами детей, представленная в Программе по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки» И. Каплуновой, И. Новоскольцевой.
Также на этом этапе проведен анализ психолого-педагогической, нормативной литературы по теме работы, также представленная перед вами на экране
Известно, что в процессе музыкальных игровых занятий с младшими дошкольниками участию воспитателя отводиться главная роль. В связи с этим для организации грамотного сотрудничества, конечным результатом которой является повышения компетенции педагогов и достижения максимального успеха в развитии певческих способностей детей, было проведено исследование уровня знаний воспитателей в данной области и степень их заинтересованности в дальнейшей работе. Мною была разработана анкета и предложена коллегам, в которой исследовались не только знания воспитателей по данному виду деятельности в целом, но и готовность педагогов к работе в режиме развивающих игровых технологий. В анкетировании приняли участие 14 воспитателей. Результаты показали, что педагоги имеют достаточно поверхностные знания о влиянии певческой деятельности на физиологические процессы развития ребенка, воспитание эстетического отношения к окружающему миру и формирование гармонично - нравственной личности. А также, имеется пробел знаний в содержании и методах внедрения игровых технологий именно по вопросу музыкального воспитания.
Также на данном этапе был проведен анализ РППС по теме работы, который выявил необходимость ее оснащения (были разработаны пособия, картотека музыкально-дидактических игр, музыкальная фонотека, наглядный материал с применением ИКТ, сформирована системы эффективных методов, приемов, игровых упражнений, способствующих развитию и закреплению вокальных навыков у детей, которые активно применялись на 2-ом этапе моей работы.
Внедрение игровой технологии
И мы переходим с вами ко 2 - практическому этапу моей работы.
Но прежде чем познакомить Вас с некоторыми методами и приемы игровой технологии, хотелось бы напомнить общую последовательность обучения пению - это:
• формирование и развитие подвижности голосового аппарата, снятие напряжения артикуляционных мышц (языка, губ, щек, неба);
• формирование и развитие певческого дыхания;
• формирование и развитие навыков ясной дикции;
• формирование и развитие певческой интонации;
• работа над разучиванием песни;
С чего же следует начинать? Я начинаю свою работу с формирования правильной певческой установки.
Правильная певческая установка должна с одной стороны укреплять мышечный аппарат ребенка верхнего плечевого пояса и шеи, с другой стороны – напротив, способствовать снятию напряжения и расслаблению этих групп мышц, которые развивают раскованность, свободу корпуса, рук - то, что нам и нужно. И, здесь на помощь приходит естественная потребность ребенка быть в постоянном движении. Ведь оно способствует укреплению и мышечной системы, развитию координации, моторики. И когда все действия с детьми на этом этапе сопровождаются на занятии игрой, то процесс формирования певческой осанки проходит без напряжения, в естественном ритме.
Например, мы можем устроить: “Примерку пиджачка”, “Поход на рынок”, «Березку», Упражнение «Как рыжик научился петь»
Веселое упражнение «Сидит дед», Упражнение «Баба Яга».
1 этап игровой технологии - Речевой
Игровую методику обучения детей пению я реализую в два этапа. Речевой и певческий. Работа над развитием певческой культуры начинается с речевого этапа.
Моя цель на этом этапе заключается в том, чтобы легко и незаметно подготовить детей к пению
Поэтому начинать свою работу с детьми на первом этапе следует с речевых игр.
Для формирования и развития подвижности голосового аппарата, снятие напряжения артикуляционных мышц я использую различные артикуляционные гимнастики.
К примеру: «Как язычок отдыхал на море» «Как язычок гулял в лесу» «Как язычок лепил снеговика» «Как язычок пил чай с друзьями», «Как язычок катался на велосипеде». Это целые истории, которые детям очень нравятся. В начале занятия я отвожу этому буквально 1 - 2 минутки. Слушая сказку, ребята становятся не только исполнителями заданий, но и активными участниками сказочного путешествия своего язычка.
Следующим этапом развития певческих навыков должна стать работа над формированием и развитием певческого дыхания.
Чтобы разогреть мыщцы дыхательной системы, в самом начале полезно использовать игры на дыхание без звука. Мы с ребятами превращаемся в «ветер» и своим дыханием рисуем разные образы ветра - сильного и холодного, теплого и ласкового, после чего закрепляем навык вдоха и выдоха с разным положением корпуса и головы дыхательной гимнастикой «Ветерок». Также предлагаю детям взять яркие «воздушные шарики» и попробовать их надуть, украшаем музыкальный зал. Это упражнение тренирует интенсивный вдох и равномерный выдох (Упражнение «Надуй шарик»). По желанию детей мы можем отправиться в «Цветочный магазин». В этом упражнении формируется навык спокойного вдоха и выдоха, с задержкой дыхания. Этот интерактивный игровой прием очень нравится детям. В упражнении «Ежик и грибочки». Я превращаю ребят в ежиков, на экране появляется картинка с осенними листочками и ребята дуют на листочки, за которыми где-то прячется грибок.
Игровые моменты могут быть тематическими. Осенью – я даю детям образ покачивающихся на ветру колосков, весной – образ пробуждающегося цветка, а летом превращаю ребят в «деревья», где их руки веточки, а кисти – листочки. Мы дышим, покачиваясь, наши веточки отходят вправо и влево (Упражнение «Кач-Кач»). А ко Дню защитника Отечества я включаю в занятие разминку «Азбука морза», в котором мы тренируем равномерный вдох с задержкой и выдох, и по показу музыкальному руководителя меняем сигналы флажками.
От качества дыхания зависит и характер (начало) звука в пении: твердый или мягкий. С малышами лучше использовать мягкую атаку звука, так как спокойное дыхание гарантирует речь и пение без напряжения. Излишнее напряжение дыхательных мышц повышает интонацию, недостаток напряжения – понижает. Предлагаю деткам игровой момент «Задувание свечи на тортике», в нем мы тренируем ровный, спокойный вдох – и очень медленный равномерный выдох. Для этого упражнения мы берем либо разноцветные полоски бумаги и используем их как свечи, дуем на них очень медленно. Также игровой момент в этом упражнении может быть интерактивным – мы задуваем анимационную свечу на экране.
В свои музыкальные занятия включаю также игры с голосом - это подражание звукам окружающего мира: человеческому (крик, смех, плач, голосам животных (мяукать, хрюкать, куковать) и звукам природы (капать, тикать). Звукоподражания очень выразительны. Звуковой массаж голосовых связок, проводимый в игровой форме - это самый простой и доступный способ профилактики и оздоровления голоса ребенка.
Начинаю с элементарных игр со звуком, где отрабатывается на выдохе произношение звонких и глухих согласных. Для этого я использую любимые образы животных «Ежик» (звук Ф) «Кошечка (звук Ш)», а также образ работающих механизмов и предметов «Метла» (звук Щ, «Насос» (звук С, «Пильщики» (звук З) с использование жестов, небольших движений. Усиливаю двигательную активность и отрабатываю навык в подвижной игре «Пчелки» (звук Ж
Звуковыми эффектами я формирую слуховые представления в играх:
«Мотор» большой и маленькой машины - пропеваем с детьми звук мотора «др-р-р-р» в низком и высоком регистре. «Ночная песня филина», которое детям нравиться обыгрывать, поскольку смысловое значение каждого «Ух!» разное – здесь уместны различные речевые интонации, произнесенные в разном темпе с различным эмоциональным настроем, обыгрывая образ движением. Согласная «х» помогает выдохнуть весь остаток воздуха из легких. Превращаемся в образы животных, подражая им голосом и пластикой. Обыгрываем «Песенку кота» (муррр, «Бегемотика» (Хр-р) «Комарика» (ЗЗ-зз) (мальчики большие комары – девочки маленькие – звучим в 2 голоса) «Назойливой Мухи» (назойливый долгий звук в среднем регистре)
Существует такой голосовой прием «глиссандирование». Для детей он очень полезный, так приводит связки в «рабочий» тонус. Этот навык достигается в игре: «Заработали моторы», где мы пытаемся с ребятами пробовать повышать и понижать высоту звука – наших моторчиков в соответствии с текстом упражнения.
Далее я перехожу к упражнениям, в которых тренируем выдох более открытых гласных «О», «А». Обращаю внимание на звукоизвлечение. Ротик всегда должен быть похож на солнышко. Деткам обьясняю, что если ротик открывают круглый, а не растянутый, как у Буратино, то звукоизвлечение будет культурным и эстетичным, звучание естественным и красивым! В веселой «Песенке про смех» мы с ребятами хихикаем в разных регистрах, в соответствии с образами медвежат, цыплят и мышат. Используем толстый средний речевой голос и высокий. Игра разряжает детей эмоционально.
2 этап – Певческий
2 этап игровой технологии - Певческий. Целью этого этапа является формирование и развитие звуковысотного слуха, чистого интонирования, и работа над разучиванием песенного материала. Самое главное на начальном этапе становления певческого голоса не требовать от детей четкого интонирования. Оно будет развиваться со временем, параллельно музыкальному слуху. В этом возрасте нужно активизировать голосовой аппарат детей более щадящими способами.
Я ввожу детей в образы и обыгрываю эти упражнения коротким сказочным сюжетом.
Интонационные игры:
«Червячок» (с понижением интонации);
«В лесу» Заблудились мы в лесу, и кричим: «А -у, а -у» (с повышением интонации);
«Ослик» Видел ослика вчера, он кричал: «И-а, и-а» (с понижением интонации); «Три синички» Три синички танцевали, на лугу траву помяли (высокий регистр)
А корова: «Му-му-му, эту травку ни возьму!» (низкий регистр);
«Самолет» Что ревешь, самолет? – у-у-у-у
Может, заболел живот? – у-у-у-у (с повышением интонации и силы звука)
Может у тебя не те пассажиры в животе? у-у-у-у (волнообразно)
Развививает звуковысотный слух и помогает детям найти высокий голосок короткая попевка «Репка» с поступательным движением голоса вверх (Если дружно мы потянем, репку сразу же достанем). Также, для развития музыкального слуха и чистого интонирования использую музыкально-дидактические игры «Помоги Маше» (помогаем Машеньке отыскать домик для птенчика) «Поющая гусеница» (гусеница ноет, песни петь не может, просит помочь ребят, игра «Куда пошла Матрешка? (Матрешка двигается по лесенке, а ребята на слух определяют куда двигается мелодия, матрешка останавливается и мы фиксируем звук голосом,какой услышали, я помогаю)». Они - наглядны, понятны детям, поэтому могут использоваться в самостоятельной музыкальной деятельности в группе. Также с Помогают добиваться чистого интонирования такие классические приемы как: пение а capella, пение с сопровождением металаффона, так как у него очень высокий звук, он побуждает детей петь в высокой позиции звонким звуком и пение с солистом.
Теоретическое и слуховое распознавание высоких, средних звуков очень важно закреплять на практике голосом. Для этого существует раздел «Распевание». Со временем я поняла, что детям такое распевание становится скучным и не интересным, потому что оно однообразно и монотонно. Поэтому стала искать новые методики и пробовать «игровое распевание» с детьми по методике Аллы Анатольевны Евтодьевой. Оно отнимает не так много времени на занятии, но имеет прекрасный результат потом, при исполнении песен.
Сказочные образы, такие как «Кот и мышка», «Лиса и воробей» «Медвежонок и пчела», «Колобок и зверята», «Курочка ряба, дед и Баба», «Медведь и Машенька» знакомы и понятны детям, а контрастность их озвучивания намеренно расширяют диапазон. Уникальность такого игрового распевания заключается еще в том, что может плавно переходить в конкретную игру или танец. Некоторые приемы:
К примеру: Распевка «Дюймовочка и жук» может быть исполнена как приглашение к парному танцу, когда мальчики-жуки приглашают девочек – дюймовочек на танец, спев сначала свои партии.
Распевка «Лиса и воробей», «Кот и мыши» «Колобок и звери» могут звучать не как распевки в чистом виде, а как игровые песенки, после которых начинается игра в «догонялки»
Распевка «Грибы» логично перетекает в зарядку, а песенка «На лесной полянке» в музицирование на музыкальных инструментах. Это очень удобно - обьединить пение с другим видом детской музыкальной деятельности - музыкально-ритмическими движениями, игрой на детских музыкальных инструментах или подвижными играми.
Хочется отметить, что на первоначальном этапе работы над песней огромное значение имеет первое знакомство с произведением. Очень важным в восприятии песни является ее эмоциональное, интонационно чисто и грамотное исполнение. Сейчас, конечно много технических средств, способных передать высокое качество звука. Но я предаю огромное значение живому, собственному исполнению, как под минусовку, так и под инструментальное сопровождение.
Немного остановлюсь на игровых приемах разучивания песни, знакомство и работа над которой также может быть нетрадиционным и игровыми моментами, которые возможно будут для вас интересными.
Часто детки извлекают резкий, открытый звук, гортанный крик, который и пением-то трудно назвать. А крик - это враг пения, так как отрицательно влияет на точное интонирование и ведет к потере звонкости голоса. Поэтому я «превращаю» всех детей в птиц, лошадок, медведей или зайцев. Условно, птицы летают по всему залу, а как только детки слышат раскаты грома (звук барабана, сразу собираются на своем «дереве», сидят и тихо исполняют всю песенку или ее припев. Если совсем поют тихо – ищем – где у нас кнопка громкости? /нажимаем на пупочек – хохочут…/, и детки поют звонче! Как только прекращаем петь, дети «птицы» вновь начинают летать по всему залу (лесу или парку). Если детям надоедает один образ, предлагаю выбрать другой.
Неточное пение отрицательно влияет на общее звучание и создает трудности для поющих детей. В этом случае предлагаю детям разделиться на «птичек» - правильно поющих и «рыбок» - с неустойчивой интонацией, координацией слуха и голоса. Использую такой игровой прием. Для начала предлагаю всем детям петь «рыбками», старательно артикулируя, но без пения вслух. А затем и «птичками» и «рыбками». Таким образом, дети «рыбки» эффективно совершенствуют свой музыкальный слух и координацию, прислушиваясь к «птичкам», деткам с чистой интонацией.
Вышеописанная система работы позволяет повысить эффективность педагогической деятельности в разделе «Пение».
Уважаемые коллеги, надеюсь, что мой опыт окажется полезным как молодым и начинающим свою практику педагогам для знакомства с игровыми методами и приемами в пении, используемые на занятии, так и педагогам со стажем, которые хотят усовершенствовать свой педагогический опыт.
Спасибо за внимание!