Людмила Самсоник
Формирование в дошкольном детстве системы знаний об окружающей среде
▼ Скачать + Заказать документы
Знание не обеспечивают полноты умственного развития, однако без них он невозможен. Поэтому основы умственного воспитания дошкольников составляет ознакомление с окружающим миром, в процессе которого дети усваивают разнообразные знания. Определение объема и содержания знаний, обеспечивающих полноценное развитие ребенка дошкольного возраста - одна из традиционных проблем педагогики. Первенство в решении этой проблемы принадлежит Я. А. Коменского. В работе «Материнская школа» педагог изложил программу знаний, взяв за основу принцип энциклопедичности. Это означает, что в дошкольном возрасте недопустимо ограничивать познания окружающей действительности отдельными аспектами. Малыш воспринимает мир целостно, так, и знания его должны быть разнообразными (о природе, труде, экономике, небесные светила и др.).Я. А. Коменского определил еще одно требование к знаниям маленьких детей : они должны стимулировать воспитание. Эти принципы (энциклопедичность знаний и их воспитательный характер) учтены в современных программах для дошкольников.
Темочки:
Долгое время объем необходимых для развития ребенка знаний определялся по программам воспитания. Условно по материалам их разделяют на: сведения о природе, предметный мир, труд и профессии, о явлениях окружающей жизни. В разделе о явлениях общественной жизни были представлены преимущественно материалы политического характера (Октябрьская революция, вожди).
За последнее десятилетие разработано много альтернативных программ с четко определенным объемом знаний об окружающем мире : «Малыш», «Ребенок», «Ребенок в дошкольные годы», «Украинское дошкольного»»«Я в мире». Общим для них является то, что в центре их внимания - человек (человек и природа, человек и другие люди, человек и художественные образы, человек и его личность, индивидуальность).
Любой предметное содержание знаний усваивается каждым ребенком по-разному: из разных источников в виде представлений (образы конкретных предметов, понятий (обобщение знаний о группе предметов, объединения на основе общих существенных признаков, знаний-сообщений, которые получает от взрослых в виде объяснений, рассказов, из литературных произведений.
За дошкольных лет ребенок, который посещает детский сад, усваивает знания, которые можно разделить на две категории:
Первую категорию составляют те знания, которые он усваивает без специального обучения, в повседневной жизни, общаясь со взрослыми, сверстниками, во время игр, наблюдения. Они в основном хаотические, бессистемные, случайные, а иногда искаженно отражают действительность.
Знание второй категории более сложные. Они могут быть усвоены только в процессе специального обучения, на занятиях. Содержание их уточняется, систематизируется, обобщается.
А. И. Запорожец, М. Подд ’яков, ИИ. Саморукова и другие педагоги в результате исследований обнаружили, что наивысшего уровня умственного развития можно достичь, если сообщать детям не разрозненные знания - сведения, а систематизированы, отражающих важнейшие связи и зависимости определенной сферы действительности (связь между ростом растений и условиями их существования и др.).
Усвоение систематизированных знаний развивает у ребенка умение выделять разные стороны действительности и объединять их в целостные представления о мире, создает важные предпосылки для овладения такими формами теоретического мышления, которые особенно ценны для современных программ обучения в начальной школе.
Помимо формирования у детей определенных знаний, умений и навыков, воспитатель помогает им осознать практические задачи, которые можно решать с помощью этих знаний. Они учатся выращивать рассаду овощей, зная, что весной высадят ее на своем огороде.
Что естественно воспитатель устанавливает связи, тем легче ему управлять мотивацией познавательной активности дошкольников.
Понимать - значит уметь выразить мысль своими словами. А воспитатель нередко требует дословного перевода того, о чем говорит сам, и тогда запоминание воспринимается как понимание. Понимание - результат осмысления и собственного изложения. Механизм понимания глубоко индивидуален, как индивидуальные мышления и память.
Задача воспитателя - научить видеть смысл умственного труда и испытывать радость от поиска способов решения задачи. Тогда у ребенка появляется стремление испытать усвоенный способ в самостоятельной деятельности - игре или выполнении трудовых поручений.
Воспитывать привычку к умственному труду и практического применения знаний и умений означает мотивировать познавательную активность детей, управлять вниманием, запоминанием, организовывать и направлять их творческую деятельность.