Ирина Степанова
Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения посредством квест-технологии
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте! Современный детский сад, по сути, является важнейшим звеном формирования личности 21 века, обеспечивая защиту ребенка от негативных проявлений окружающей среды, поскольку дети – самая уязвимая часть общества. Формирование навыков безопасного поведения – одна из важнейших задач современности. У детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на опасность, которая свойственна взрослым. В современных условиях остро встает проблема безопасности детей : безопасность на дороге, антитеррористическая безопасность, безопасность в быту и на улице.
Публикация «Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения посредством квест-технологии» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Безопасность, ОБЖ. Квест-игры
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Темочки
Сформированность навыков безопасного поведения является определяющим фактором безопасности жизнедеятельности, и как следствие – снижение различных несчастных случаев с участием детей.
Одна из главных проблем дошкольного образования – потеря живости, притягательности процесса познания. Именно квест-технология, благодаря неординарной организации образовательной деятельности и захватывающему сюжету, позволяет мне оригинально и увлекательно формировать навыки безопасного поведения у дошкольников.
Квест - это увлекательная приключенческая игра для детей в которой необходимо решать самые разнообразные задачи, для того, чтобы достигнуть определенной цели.
Тщательная подготовка к квест-игре дает возможность детям полностью погрузиться в происходящее, включиться в деятельность и получить заряд положительных эмоций.
Самое главное - заинтересовать участников, поэтому немаловажную роль играет выбор сюжета и образовательного пространства, где будет проходить игра. Свое особое признание в детском коллективе нашли такие квест-игры как : «Путешествие в страну Автоландию», «Запутанная история черного ящика», «На просторах интернета», «В поисках Светофора», «Мама, папа, я – безопасная семья». Детей привлекает приключенческий характер квест-игр, где формирование навыков безопасного поведения тесно переплетаются с удовольствием.
Мной были организованы квест-игры в различных формах по месту проведения, например, квест-игра «Приключения индейцев в долине Опасностей» на территории детского сада, квест-игра «Опасный дом старушки Шапокляк» в помещении детского сада, а квест-игра «В поисках Светофора» в комбинированной форме.
При организации воспитательно-образовательного процесса в форме квест-игр придерживаюсь определё нных принципов и условий: все игры должны быть безопасны, должна присутствовать постоянная смена видов деятельности для предотвращения переутомляемости детей, задания должны быть логически взаимосвязанными и последовательными, соответствовать общему сюжету. Например, во время квест-игры «Приключения с инспектором Сфетофоровым» дети постоянно меняли место локации, а также вид детской деятельности, решая проблеммные ситуации, касающиеся дорожной безопасности. Выполняя все задания квест-игры у детей формировались навыки безопасного поведения на дороге.
В процессе квеста выступаю как координатор, направляя детей, «наталкивая» на верное решение, но выводы дети делают самостоятельно, то есть моя задача мотивировать детей на самостоятельный поиск информации.
В квест-играх, разработанных и проведенных мной, методические и образовательные задачи замаскированы игровыми приемами и не вызывают у детей негативной мотивации, а подкрепляют интерес еще и за счёт использования различных видов детской деятельности. В квестах принимают участие и родители, и специалисты, и сотрудники ДПС, что очень нравится воспитанникам.
Квест-игра может медленно переходить в сюжетно-ролевую игру или прием пищи, или сон. Ее можно использовать в течении дня, недели, и тогда чувство ожидания продолжения будет удерживать ребенка в эмоциональном позитиве в течении определенного времени, а желание узнать ответы на вопросы приведет к самостоятельному поиску информации.
Квест-игры — это технология, в которой необходимо проявлять наблюдательной, находчивость, сообразительность, это развитие аналитических способностей и мыслительных операций, тренировка памяти и внимания.
За диагностируемый период времени значительно повысилась эффективность формирования навыков безопасного поведения у дошкольников посредством использования квест-технологии, что свидетельствует о правильном педагогическом подходе к формированию навыков безопасной жизнедеятельности детей. Повторный опрос родителей и анализ их мнений показал, что, став активными участниками общественной жизни и процесса обучения детей основам безопасного поведения, мамы и папы чувствуют себя хорошими родителями, поскольку вносят свой вклад в обучение и видят результаты работы.
Могу сделать вывод, о перспективности дальнейшей разработки системы квест-игр для формирования навыков безопасного поведения у дошкольников. Использование эффективных форм работы поможет достигнуть желаемых результатов, и тогда дети будут чувствовать себя в безопасности. Спасибо за внимание!