Татьяна Малосилкина
Формирование у детей основ духовности и патриотизма при ознакомлении со старинными русскими праздниками, традициями
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из главных задач образовательной и воспитательной деятельности дошкольного учреждения является воспитание нравственности, духовности, культурно-художественной социализации подрастающих граждан нашей Родины. В эпоху перемен, когда идет разрушение личности, подмена истинных нравственных ценностей на ложные, неприемлимые для сознания русского человека, воспитанного на высоких моральных принципах, обращаемся к своим истокам-народной культуре, традициям, обычаям, фольклору, где находим ответы на многие вызовы современности. Народная культура питает душу красотой, утверждает любовь к жизни, уважение к историческому прошлому, учит стойкости. Работая по проблеме воспитания у детей основ нравственности, духовности, патриотизма, я разработала программу "Формирование у детей основ духовности и патриотизма при ознакомлении со старинными русскими праздниками, традициями". В основу этой программы взяла опыт своей работы по развитию речи, творческих способностей детей посредством театрализации, где я также обращалась к народной культуре.
Публикация «Формирование у детей основ духовности и патриотизма при ознакомлении со старинными русскими праздниками, традициями» размещена в разделах
Программа построена на принципах развивающего обучения, направлена на развитие детей в разных видах деятельности, особое внимание направлено на личностный подход к семьям воспитанников.
Данная программа позволяет обратиться к историческому опыту нашего народа, что немало важно для воспитания гражданина; знакомит детей с красотой родного языка, воспитывает любовь и уважительное отношение к родителям, родственникам, родному дому, малой и большой Родине. Эти задачи решаются во всех видах детской деятельности:на занятиях, в играх. театрализованных представлениях, праздниках. Ребенок приучается говорить правильно, выбирать между добром и злом:хорошими выражениями и сленгом; находит свое место в социокультурном пространстве.
Цель программы:формирование духовно-нравственной личности посредством использования красоты родного языка, традиций, обычаев народа, народных праздников.
Новизна:возрождение традиций семейного воспитания, освоение бесценного культурного опыта поколений.
Задачи:
знакомить детей с истоками народной культуры, произведениями устного народного творчества, декоративно-прикладного искусства, народным театром;
развивать коммуникативные умения детей в публичных выступлениях (праздниках).
воспитывать понимание смысла фольклорных праздников, их связи с бытом, традициями, окружающей природой.
Что дает праздник :всякая душа празднику рада!
Праздник дарит радость, воспитывает доброту, поэтическое восприятие мира, обогащает и развивает речь.
Пословицы, поговорки, скороговорки:
Принадлежность к этносу.
Обогащение словарного запаса фразеологизмами.
Воспитание нравственности.
К. Д. Ушинский: «Пословицы, поговорки помогают выломать язык ребенка на русский лад».
Русский фольклор :
Дает прекрасные образцы русского языка.
Воспитывает культуру речи.
Развивает творческие способности детей.
Восстанавливает связь времен.
Воспитывает нравственность.
Русские народные сказки :
Учат правде жизни.
Делают речь образной.
Развивают творческое воображение.
Воспитывают нравственные чувства.
Драматизация сказок приучает детей переводить образы воображения на язык жестов, мимики, слов.
Язык сказок – становится детским достоянием.
Совместная творческая деятельность детей и родителей :
Участие в съемках фильма по русскому народному празднику «Русская ярмарка».
Участие в съемках фильма «Колядуем всей семьей».
Участие детей в концерте ко дню работников дошкольного образования.
Мастер-класс КВН «Путешествие со сказкой» с родителями.
Мастер-класс «Русские традиции»-приветствие делегатам родительской конференции.
Участие в дне открытых дверей:
«Рождественский подарок».
«В гостях у Коляды».
Результаты диагностики:
знакомство детей с народными праздниками, традициями, историческим прошлым своего народа
показало, что у детей появилось чувство сопричастности к культурному наследию народов России;
сформировались нравственные качества как доброта, сострадание, трудолюбие;
родители проявляют активное участие в совместной деятельности с ДОУ по духовно-нравственному воспитанию детей.
Структура программы:
Программа «Круглый год» предназначена для работы с детьми с 3 до 7 лет.
Формы организации образовательного процесса-групповые, индивидуальные.
Праздники проводятся в младших группах 1 раз в сезон, в старших-2 раза.
Количество праздников в год :
Младшая группа-4, средняя-6, старшая-6, подготовительная к школе-8.
Количество занятий в год:
Младшая группа-9, средняя-11, старшая-14, подготовительная к школе-16.
Организуются выставки, конкурсы, мастер-классы, КВН, пополняется развивающая среда.
В приложении к программе содержится перспективное планирование по месяцам, включающее темы, задачи, конспекты занятий, народные праздники, театрализованные представления, народные игры, хороводы, дидактические игры, компоненты создания развивающей среды.
Л. Н. Толстой: «Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра». Это высказывание великого писателя актуально и в наши дни. Свою работу по воспитанию нравственных чувств строю, предлагая детям самим выбирать между этими двумя принципами: делать добро или зло.