Анастасия Тетельбаум
Формирование традиций наставничества в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование традиций наставничества в ДОУ
Подготовил: старший воспитатель, Тетельбаум Анастасия Александровна,
МБДОУ «ДС № 340 г. Челябинска»
Традиции наставничества была заложена в период существования СССР. Формы наставничества были достаточно разнообразны: лекции и беседы; педагогические и методические совещания; групповые и индивидуальные консультации; семинары практикумы для молодых специалистов и др.
Публикация «Формирование традиций наставничества в ДОУ» размещена в разделах
В период перестройки с изменением Концепции дошкольного воспитания (1989) и введением вариативных образовательных программ для детских садов традиция наставничества была ослаблена. Молодые специалисты, которые приходили работать в детский сад, часто оказывались более осведомленными в вопросах современной педагогической теории, чем воспитатели со стажем. Однако на практике им не хватало опыта, В этих условиях опытные педагоги брали на себя на себя функцию контроля, предупреждая возможные ошибки в работе молодых. Наставничество осуществляли на общественных началах опытные воспитатели. Контроль проводился в основном в форме наблюдения за педагогическим процессом или в форме беседы. Оптимальный результат такого взаимодействия был возможен лишь при условии, если молодые охотно принимали помощь, а опытные интересовались инновационными методиками. Именно такая ориентация педагогов друг на друга и на передовой опыт позволила заговорить о необходимости формирования организационной культуры коллектива детского сада. уже не только о возрождении традиции наставничества, но и об изменении ее функций.
Взаимодействие наставника с молодым воспитателем было направлено на:
- формирование у всех педагогов коллектива личностных установок, связанных с совместным решением проблемных ситуаций при их обсуждении с родителями детей и другими специалистами ДОУ;
- овладение проектной деятельностью по моделированию и корректированию процесса комплексного сопровождения развития ребенка.
Появилась необходимость в формировании культуры наставничества.
Основная ценность культуры наставничества в детском саду заключается в том, чтобы сделать знания и умения человека, только поступившего на работу, практико-ориентированными и динамичными, мобильными в использовании, адекватными поставленным целям. Теоретические и методические основы становления профессиональной педагогической деятельности в процессе формирования традиции наставничества на данный момент только разрабатываются. В основном заслуга в этом принадлежит детским садам, которые берут на практику и на работу по специальности студентов педагогических колледжей и вузов, обучающихся на четвертом-пятом курсах.
Создание доброжелательной обстановки в ДОУ - одна из задач руководителя и старшего воспитателя. Этому могут способствовать предложенные шуточные тесты для начинающих и опытных педагогов и последующая беседа с каждой группой. (Приложение 1, 2)
Что же включает в себя понятие наставничество?
Наставничество – способ передачи знаний, умений, навыков молодому специалисту от более опытного и знающего, предоставление помощи и совета, оказание необходимой поддержки.
Наставничество – тип подготовки к работе, обеспечивающий занятость работника с поддержкой опытного наставника, что способствует изучению работы на практике.
Наставничество – это процесс целенаправленного формирования личности, ее интеллекта, физических сил, духовности, подготовки ее к жизни в целом, к активному участию в трудовой деятельности.
Наставничество, на мой взгляд – это постоянный диалог, межличностная коммуникация, цель которой помочь молодому педагогу понять корпоративную культуру и технологию работы. Одним из основополагающих моментов здесь должна стать обоюдная готовность наставника и молодого специалиста к совместной работе: готовность наставника к передаче опыта и, несомненно, готовность молодого педагога воспринимать этот опыт.
Основными задачами деятельности педагога-наставника считаю :
— побуждать молодого воспитателя к поиску эффективных современных методов и приемов образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста;
— ориентировать начинающего педагога на творческое использование передового педагогического опыта в своей профессиональной деятельности;
— способствовать успешной адаптации молодого специалиста в образовательном учреждении;
— ускорить процесс профессионального становления воспитателя и развития способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности.
Профессиональные качества наставника
1. Корпоративность. Обладать высоким уровнем лояльности к организации, является носителем ключевых ценностей корпоративной культуры.
2. Осведомленность. Иметь системное представление о работе своего подразделения и организации в целом.
3. Работоспособность. Обладать значительным опытом в сфере своей профессиональной деятельности.
4. Перцептивность. Иметь желание быть наставником, стремление помогать подопечному.
5. Способность обучать. Уметь структурировать опыт работы, с передачей его для молодого специалиста, с четким и последовательным изложением необходимой информации. Быть способным к конструктивной критике.
6. Ответственность. Наставник должен быть заинтересован в успехах своего подопечного, неся личную ответственность за решение возникших проблем при обучении.
7. Активность. Уметь мотивировать других.
8. Коммуникабельность. Строить доверительные отношения с партнерами по коммуникации.
9. Влиятельность. Иметь необходимые личные качества и навыки для влияния на других.
10. Целеустремлённость. Уметь преодолевать трудности, проявлять настойчивость, выдержку, решительность, требовательность.
11. Креативность. Иметь потенциал для собственного профессионального роста.
Эффективность наставничества объясняется его индивидуальным характером, никакая другая форма обучения не может быть столь адресной и приближенной к реальным условиям. Очень важно не только оценивать труд наставников, но и признавать его ценность.
Приложение 1
Тест для молодых специалистов.
Из приведенных пословиц и поговорок выберите те, которые, на Ваш взгляд, в наибольшей степени отражают Ваше отношение к деятельности молодого специалиста.
1. Поступление на работу в детский сад:
а) ищи зайца в бору - на опушке сидит
б) ехал к вам, да заехал к нам.
в) попался как кур в ощип.
2. Первый самостоятельный опыт работы:
а) Прежде веку не помрешь.
б) Лететь летаю, а сесть не дают.
в) как ступил, так и по уши в воду.
3. Отношение к наставничеству :
а) Наука учит только умного.
б) Болящий ожидает здравия даже до смерти
в) Кабы знать, где упасть, таки соломки бы подослал.
4. Проведение занятий с детьми:
а) Пал не пропал, встал не устал.
б) Учи других - и сам поймешь.
в) Ехала кума неведомо куда.
5. Проведение режимных моментов:
а) День - в день, топор - в пень.
б) Жив Курилка.
в) Что ни хвать, то ерш да еж.
б. Родительские собрания:
а) Не трудно сделать, да трудно задумать.
б) Первый блин комом.
в) Жаловался всем, да никто не слушает
7. Участие в педагогическом совете:
а) Живет и эта песня для почину.
б) Стрелял в воробья, а попал в журавля.
в) Фасон дороже приклада.
8. Итоги учебного года:
а) Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что доброго мастерства.
б) 3а ученого (битого) двух неученых (небитых) дают.
в) Вечер - плач, а заутре - радость.
Если преобладают ответы типа а - у Вас сформированы устойчивые представления о себе как потенциальном педагоге (каким Вы могли бы стать) и реальном педагоге (как Вы себя оцениваете). Это позволяет Вам уже сейчас учиться у более опытных коллег и успешно работать по выбранной специальности.
Если преобладают ответы типа б - у Вас недостаточно дифференцированы пред-ставления о себе как о реальном и потенциальном педагоге. Вы привыкли учиться и ра-ботать, не задумываясь над тем, что меняетесь в ходе этого процесса. Попробуйте по-смотреть на себя со стороны: Вы увидите, что у Вас уже вырабатывается свой собственный, присущий только Вам стиль педагогической деятельности.
Если преобладают ответы типа в – у Вас занижена самооценка как самообразовательной, так и профессиональной деятельности. Это приводит к неуверенности в своих силах и пассивности. Попробуйте придумать идеальный образ себя-педагога, и Вы убедитесь, что разница между нашими возможностями и желаниями намного меньше, чем Вам кажется.
Такие тесты, несмотря на их юмористическую направленность, позволяет определить одно из самых важных качеств молодого специалиста - "педагогическую стрессоустойчивость" : для ответов типа а она является нормальной типа б - неустойчивой, типа в - свидетельствует о необходимости оказания психологической помощи в процессе адаптации (корректирующего контроля со стороны наставника, его эмоциональной поддержки).
Приложение 2
Тест для опытного воспитателя
Отметьте, какие из пословиц и поговорок, на Ваш взгляд, в наибольшей степени соответствуют представлениям о Вашей деятельности.
1. Воспитатель детского сада - это.
а) Добрая лошадка все свезет.
б) Без матки пчелки -пропащие детки.
в) Под трубами повиты, под шеломом взлелеяны, концом копия вскормлены.
2. Педагогический коллектив - это.
а) В мире, что в море.
б) У одной овечки да семь пастухов.
в) Склеенная посуда два века живет.
З. Обучать детей - значит.
а) Что посеешь - то и пожнешь.
б) Была бы нитка, дойдем и до клубка.
в) В дорогу идти - пятеры лапти сплести.
4. Воспитывать детей - значит.
а) Сей день не без завтра.
б) Высоко летаешь, да низко садишься.
в) Наказом воевода крепок.
5. Работа с родителями - это.
а) Перемелется - все мука будет.
б) В добрый час молвится, в худой промолчать
в) По способу пешего хождения.
Ключ к тесту
Если преобладают ответы типа а - Вы в большей степени ориентированы на выполнение преподавательской, коррекционно-развивающей культурно-просветительской работы. В качестве наставника Вы способны показать, чему нужно учить детей и как это лучше всего делать. Отрицательным моментом общения с Вами молодого специалиста может стать преобладание дидактического, поучающего стиля взаимодействия. Постарайтесь быть более демократичным! Если преобладают ответы типа б - лучше всего Вам удается реализация научно-методической и воспитательной функций педагога. В качестве наставника Вы способны оказать психологическую и эмоциональную поддержку Вашему подопечному с целью выявить его педагогический потенциал. Отрицательным моментом общения с Вами молодого специалиста может стать преобладание излишне демократичного и либерального стиля взаимодействия. Иногда Вашему подопечному понадобится и более жесткая инструкция по ориентировке в сложных педагогических ситуациях. Если преобладают ответы типа в - приоритетными направлениями Вашей деятельности являются управленческое и социально-педагогическое. В качестве наставника Вы можете научить молодого специалиста рассматривать педагогическую проблему с разных сторон и упрощать ее (в сложной ситуации выделять одну-две ключевые составляющие, а также объединять усилия с другими специалистами ДОУ и родителями воспитанников для достижения оптимальных результатов педагогического процесса. Отрицательным моментом общения с Вами молодого специалиста может стать формирование у него представления о Вас как об идеальном педагоге, уровня которого достичь просто невозможно. Постарайтесь с присущим Вам чувством юмора объяснить, что Вы начинали точно так же.