татьяна карпова
Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ
Карпова Татьяна Иннокентьевна
воспитатель МБДОУ «Детский сад № 170»
город Оренбург
Публикация «Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
В последнее время часто возникают дискуссии о толерантном мире, так называемом мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является единственная в своём роде и неприкосновенная человеческая личность. Но мало произносить красивые слова, толерантность нужно воспитывать, путем развития хороших привычек, манер, культуры межличностного общения, искусства жить в мире непохожих людей.
В решении задач формирования толерантности особая роль должна быть отведена дошкольному образованию и воспитанию как начальному этапу в нравственном развитии ребенка. Период дошкольного детства очень важен для развития личности ребенка: на протяжении всего дошкольного периода интенсивно развиваются психические функции, формируются сложные виды деятельности, закладываются основы познавательных способностей.
Дошкольное детство – это время достижений и проблем не только одного маленького человечка, но и всего общества в целом. В этом возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения. Они положительно влияют на человека, преображают его, возвышают в более гармоничное состояние.
Формирование толерантности целесообразно начинать со старшего дошкольного возраста, так как, именно этот возраст является сенситивным для воспитания нравственности и толерантности, именно в этом возрасте интересы старших дошкольников выходят за пределы непосредственно воспринимаемого мира и направлены на особенности другого человека, его характерные черты, действия.
К концу дошкольного периода ребенок начинает ставить себя на место другого человека; смотреть на происходящее с позиций других, понимать мотивы их действий; самостоятельно строить образ будущего результата своего действия.
Осуществляя работу по формированию толерантности у детей дошкольного возраста, можно выделить следующие задачи:
– формировать представления о человечестве, как семье на планете Земля, уважение к разным национальным культурам;
– знакомить с другими странами и народами;
– формировать интерес к жизни других народов, желание жить в мире;
– воспитывать культуру толерантности.
Работа по реализации этих задач строится поэтапно.
На первом этапе работы была изучена литература по проблеме социально-нравственного развития детей дошкольного возраста, определены принципы отбора содержания и своеобразие структуры педагогического процесса, выявлены особенности средств и методов формирования толерантности. Все это помогло создать систему работы по формированию толерантности, которая реализуется по 4 направлениям:
- Организованная деятельность воспитателя с детьми (НОД)
- Самостоятельная деятельность детей
- В ходе режимных моментов
- Работа с родителями
Эта система работы под общим названием «Мы разные, но мы вместе» знакомит детей с культурой и обычаями народов других стран, (особенно – земляков земли Оренбургской, помогает познать себя и других людей, формирует умения дружить, находить правильный выход из трудных ситуаций в общении, формирует чувства сопереживания, сочувствия к людям, дает знания о правах человека.
В системе выделены следующие принципы:
1. Содействие взаимопониманию и дружбе между народами в соответствии с п. 1,2 статьи 26 Декларации прав человека.
2. Представление возможности познания себя, как человека.
3. Совпадение интересов с общечеловеческими.
4. Доступность.
В построении педагогического процесса были установлены основные положения:
– опора на общечеловеческое начало;
– учет детского развития;
– чувство свободного выбора деятельности;
– соединение эмоционально-оценочного, когнитивного, деятельностного компонентов развития в деятельности;
– применение полученных знаний и выражение своего отношения в играх, рисовании, лепке и других видах деятельности.
На втором этапе - началась работа по реализации данной системы, где использовались различные формы :
– беседы, наблюдения, рассказы детей, отдыхавших в других странах;
– праздники, развлечения «Мы дети одной планеты Земля», «Мы разные, но мы вместе»;
– сюжетно-ролевые игры с использованием национальных костюмов;
– русские народные игры, игры народов мира, своих земляков разных национальностей «Оренбургская мозаика национальных подвижных игр»;
– проведение русских народных праздников – Масленица, Жаворонки, Колядки и др. ;
– игры – занятия, сочинение сказок и историй самими детьми;
– трудовые поручения (трудовые десанты, акции «Сделаем чище планету»;
– создание мини-музея «Русская тряпичная кукла»;
– создание познавательно-исследовательских проектов «Кукла в национальном костюме» и «Жилища народов мира»;
– посещение городского комплекса «Оренбургская национальная деревня», музея «Славянский базар».
Для повышения познавательной активности детей использовались следующие приемы и методы обучения:
– упражнения детей в элементарном анализе и сравнении предметов (дома теплых и холодных стран; одежда для различного климата и т. д.);
– постановка вопросов проблемного характера и самостоятельный поиск ответов на свои же вопросы;
– наблюдение – живое общение с окружающим миром и природой, которое способствует эмоциональному отклику детей, расширяет их кругозор;
– создание игровых ситуаций (воображаемое путешествие, рассказ от имени воображаемого героя, использование сюрпризных моментов;
– игры – диалоги, чтение художественной литературы, драматизация, проигрывание инсценировок на правила поведения в обществе, прослушивание музыкальных произведений композиторов разных стран мира, просмотр мультфильмов.
Реализация данной системы способствовала обогащению предметно-развивающей среды.
е можно оформить уголок «Наша Родина Россия», сшить «Ковер Дружбы», составить картотеку игр народов мира, пополнить картотеку мультфильмов народов России из серии «Гора самоцветов», смастерить кукол в национальных костюмах, сшить на детей национальные костюмы своих земляков, пополнить дидактические игры и пособия по теме проблемы. Все это позволит сформировать у детей умение управлять своим эмоциональным состоянием, рассказывать о своих чувствах и переживаниях, познакомит с культурой народов мира, играми сверстников из других стран.
Сильное впечатление оказывает чтение художественной литературы, оно способствует эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений. Дети живо и доверчиво воспринимают читаемые им сказки, стихи, рассказы, рассматривают иллюстрации к книгам. Поэтому можно организовать библиотечку сказок народов мира.
Особое место как средству формирования толерантности отводилось общению, т. к. оно лучше всего выполняет задачи корректировки воспитания чувств и отношений в совместных играх, занятиях, трудовых поручениях.
Для мотивации детей можно поселить в группе куклу - негритенка Джона,
который будет принимать активное участие в жизни детей, и на занятиях и в путешествиях в другие страны, узнавать культуру, игры, кухню народов мира, традиции и обычаи своих земляков разных национальностей и т. п.
Для того, чтобы процесс формирования толерантности носил комплексный характер и способствовал развитию интеллекта, чувств нравственных основ личности, в работе использовались различные методы стимуляции познавательной активности детей. Тогда дети находятся в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы и применяют свои знания в разных видах деятельности.
Не надо забывать, что главным институтом воспитания ребенка является семья. То, что в детские годы закладывается семьей, будет прочным фундаментом для дальнейшей жизни, поэтому работа должна проводиться в тесном контакте с родителями. Совместно с родителями можно проводить праздники «Хоровод друзей», «Наша разноцветная планета», «Дружат дети на планете», привлекать родителей к оформлению мини-музеев, вместе создавать проекты, показывать мастер-классы по изготовлению кукол в национальных костюмах. Вместе организовывать различные экскурсии в музеи и на выставки, в театры и т. д. Можно провести анкетирование с родителями «Толерантны ли вы?», родительское собрание «Поговорим о толерантности».
В результате проведенной работы у детей изменятся взаимоотношения внутри детского коллектива, в общении со взрослыми. Они станут проявлять больше терпения, будут более внимательнее и добрее к окружающим людям, смогут выражать свое мнение, уважая мнение других, будут стремиться находить выход из конфликтной ситуации мирным путем. Дошкольники расширят свои знания о мире людей, сформируется адекватная оценка людей другой национальности в зависимости от их нравственных качеств, а не особенностей внешности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Ашикова, С. Прикоснись ко мне добротой /С. Ашикова//Дошкольное воспитание. 2003 .№2
Вульфов,Б. З. Воспитание толерантности : сущность и средства /Б. З. Вульфов // Внешкольник. 2002. № 6
Декларация принципов толерантности. (Утверждена резолюцией 5.61 Генеральной Конференцией ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г.)
Смирнова,Е. Дошкольный возраст : формирование доброжелательных отношений /Е. Смирнова// Дошкольное воспитание. 2003.№ 9
Исполнитель:
Карпова Татьяна Иннокентьевна
тел. моб. 8-912-341-95-65