Юлия Князева
Методы и приемы формирования толерантности у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание толерантности стало в последнее время актуальной проблемой на мировом уровне. Своё отношение к иному человеку начинает формироваться у ребёнка примерно с 4-х лет, основываясь на элементарных проявлениях общечеловеческих чувств и непредубеждённых знаниях. Проявления отношений осмеяние, передразнивание, опасения и т. д., в основе которых лежат следующие факторы:
• • детская непосредственность;
• • ограниченный жизненный опыт;
• • детская бестактность и т. д.
Публикация «Методы и приемы формирования толерантности у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Таким образом, проблему толерантности, можно отнести к воспитательной и начинать работу в этом направлении необходимо с дошкольного возраста, поскольку именно тогда закладываются ценностные основы мировоззрения.
«Толерантность» – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).
В решении задач формирования толерантности особая роль отведена дошкольному образованию и воспитанию как начальному этапу в нравственном развитии ребенка. Терпимость, уважение, принятие и правильное понимание культур мира должно прививаться уже в раннем возрасте, в детском саду. Относиться с уважением и почтением к представителям различных национальностей является неотъемлемым условием толерантного воспитания, и воспитатели должны довести до сознания детей то, что все люди равны в своих достоинствах и правах, хотя и различны по своей природе. Период дошкольного детства очень важен для развития личности ребенка: на протяжении всего дошкольного периода интенсивно развиваются психические функции, формируются сложные виды деятельности, закладываются основы познавательных способностей
Достижение данной цели возможно при решении конкретных задач:
• • формирование негативного отношения к насилию и агрессии в любой форме;
• • формирование уважения и признания к себе и к людям, к их культуре;
• • развитие способности к межнациональному и межрелигиозному взаимодействию;
• • развитие способности к толерантному общению, к конструктивному взаимодействию с представителями социума независимо от их принадлежности и мировоззрения;
• • формирование умения определять границы толерантности.
Основные направления по формированию толерантности у детей :
• • Развитие толерантного самосознания у родителей и педагогов
• • Изучение национальных особенностей других народов на примере фольклора
• • Формирование навыков коммуникации
• • Позитивное отношение к людям с ОВЗ, разной национальности, вероисповедания
Формы воспитания толерантности у дошкольников :
• • проведение праздников, и других массовых форм, с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира; театрализованная деятельность дошкольников, в основе которых лежат сказки народов мира;
• • сюжетно-ролевые игры дошкольников, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия;
• • русские народные подвижные игры;
• • проведение русских народных праздников, например таких как “Масленица, “Рождество” в соответствии с народным календарем;
• • изучение народных праздников ближайших стран-соседей;
• • знакомство детей с традициями народов разных стран
• • с традициями празднования Нового Года, 1 мая, 1 апреля в разных странах;
• • игры-занятия, созданные на материалах различных сказок, с целью решения проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуациях;
• • сочинение сказок и историй самими детьми; инсценировки сказок.
Методы и формы работы с детьми :
Сказкотерапия, где используется психологическая, терапевтическая, развивающая работа. Сказку может рассказывать и взрослый, и это может быть групповое рассказывание, где рассказчиками может быть и группа детей.
Игротерапия –образовательная деятельность может быть организована не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности. Игра – это наиболее естественная форма жизнедеятельности ребенка. В процессе игры формируется активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, развиваются его интеллектуальные, эмоционально-волевые, нравственные качества, формируется его личность в целом.
Например, игры и игровые упражнения, направленные на:
• • развитие умений невербального общения: «Угадай-ка», «Любимый сказочный герой»;
• • развитие чувства близости с другими детьми: «Ласковое имя», «Комплименты»;
• • развитие умений, направленных на распознавание чувств других людей: «Море волнуется» :
• • гармонизацию осознания своего имени, фамилии: «Как можно нас назвать по-разному», «Угадай, кто это?»;
• • развитие умения соблюдать дистанцию в общении: «Стоящие и сидящие»;
• • развитие умения понимать настроение окружающих: «Что можно сделать для друга»;
• • регулирование своего поведения: «Выдержанный человек»;
• • проявление чувства милосердия, сострадания к другим людям: «Солнышко милосердия», «Добрый лесник»;
• • обсуждение и проигрывание ситуаций, направленных на практическое применение навыков культурного поведения в игре, образовательной деятельности, в общественных местах, на умение выражать сопереживание и сочувствие взрослым и сверстникам.
Психогимнастика – включает в себя ритмику, пантомиму, игры на снятие напряжения, развитие эмоционально-личностной сферы. Игры «Мое настроение», «Веселый – грустный».
Этюды и упражнения направленные на:
• • на воспитание гуманных и доброжелательных отношений между детьми: «Подарок»;
• • воспитание уважения к людям различных национальностей и рас: «Спиной друг к другу», «Хоровод дружбы».
Использование художественного слова: стихотворений, дразнилок, пословиц и поговорок, рассказов зарубежных авторов и сказок народов мира.
Использование наглядных пособий: сюжетных картин, фотографий, иллюстраций к сказкам, рисунков, схем и карт.
Арт-терапия – это форма работы, основанная на изобразительном искусстве и другие формы работы с ребенком. Основная задача состоит в развитии самовыражения и самопознания ребенка. «Автопортрет», «Я и моё настроение», «Моё имя», «Цветок милосердия», «Дети планеты Земля».
Вспомогательный приём – слушание музыки, детских песен, национальной музыки разных народов.
Таким образом, все занятия, беседы, проекты, конструирование, видеопросмотры, экскурсии, целевые прогулки, фольклорные и тематические праздники, театрализованные представления позволяют активизировать интерес дошкольника вначале к самому себе, потом к своему окружению, семье, обществу, способствуют воспитанию толерантности, уважения прав людей других национальностей и рас, а также обеспечивает базу развития их нравственной и правовой культуры при дальнейшем обучении и воспитании.
Работа по воспитанию у детей толерантности предполагает тесное сотрудничество педагогов детского сада и родителей. Можно использовать разнообразные формы работы с родителями : анкетирование, собрания, консультации, тренинги, семейные игротеки, выставки педагогической и детской художественной литературы, фотостенды, конкурсы, совместные экскурсии, праздники, развлечения, индивидуальные беседы с родителями. Такая согласованность в работе детского сада и семьи является важнейшим условием полноценного воспитания ребёнка, формирования у него нравственных форм поведения, правовой культуры.