Получи документы

Методы и приемы формирования толерантности у детей дошкольного возраста

Юлия Князева
Методы и приемы формирования толерантности у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Воспитание толерантности стало в последнее время актуальной проблемой на мировом уровне. Своё отношение к иному человеку начинает формироваться у ребёнка примерно с 4-х лет, основываясь на элементарных проявлениях общечеловеческих чувств и непредубеждённых знаниях. Проявления отношений осмеяние, передразнивание, опасения и т. д., в основе которых лежат следующие факторы:

• • детская непосредственность;

• • ограниченный жизненный опыт;

• • детская бестактность и т. д.

Публикация «Методы и приемы формирования толерантности у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Таким образом, проблему толерантности, можно отнести к воспитательной и начинать работу в этом направлении необходимо с дошкольного возраста, поскольку именно тогда закладываются ценностные основы мировоззрения.

«Толерантность» – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).

В решении задач формирования толерантности особая роль отведена дошкольному образованию и воспитанию как начальному этапу в нравственном развитии ребенка. Терпимость, уважение, принятие и правильное понимание культур мира должно прививаться уже в раннем возрасте, в детском саду. Относиться с уважением и почтением к представителям различных национальностей является неотъемлемым условием толерантного воспитания, и воспитатели должны довести до сознания детей то, что все люди равны в своих достоинствах и правах, хотя и различны по своей природе. Период дошкольного детства очень важен для развития личности ребенка: на протяжении всего дошкольного периода интенсивно развиваются психические функции, формируются сложные виды деятельности, закладываются основы познавательных способностей

Достижение данной цели возможно при решении конкретных задач:

• • формирование негативного отношения к насилию и агрессии в любой форме;

• • формирование уважения и признания к себе и к людям, к их культуре;

• • развитие способности к межнациональному и межрелигиозному взаимодействию;

• • развитие способности к толерантному общению, к конструктивному взаимодействию с представителями социума независимо от их принадлежности и мировоззрения;

• • формирование умения определять границы толерантности.

Основные направления по формированию толерантности у детей :

• • Развитие толерантного самосознания у родителей и педагогов

• • Изучение национальных особенностей других народов на примере фольклора

• • Формирование навыков коммуникации

• • Позитивное отношение к людям с ОВЗ, разной национальности, вероисповедания

Формы воспитания толерантности у дошкольников :

• • проведение праздников, и других массовых форм, с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира; театрализованная деятельность дошкольников, в основе которых лежат сказки народов мира;

• • сюжетно-ролевые игры дошкольников, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия;

• • русские народные подвижные игры;

• • проведение русских народных праздников, например таких как “Масленица, “Рождество” в соответствии с народным календарем;

• • изучение народных праздников ближайших стран-соседей;

• • знакомство детей с традициями народов разных стран

• • с традициями празднования Нового Года, 1 мая, 1 апреля в разных странах;

• • игры-занятия, созданные на материалах различных сказок, с целью решения проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуациях;

• • сочинение сказок и историй самими детьми; инсценировки сказок.

Методы и формы работы с детьми :

Сказкотерапия, где используется психологическая, терапевтическая, развивающая работа. Сказку может рассказывать и взрослый, и это может быть групповое рассказывание, где рассказчиками может быть и группа детей.

Игротерапия –образовательная деятельность может быть организована не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности. Игра – это наиболее естественная форма жизнедеятельности ребенка. В процессе игры формируется активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, развиваются его интеллектуальные, эмоционально-волевые, нравственные качества, формируется его личность в целом.

Например, игры и игровые упражнения, направленные на:

• • развитие умений невербального общения: «Угадай-ка», «Любимый сказочный герой»;

• • развитие чувства близости с другими детьми: «Ласковое имя», «Комплименты»;

• • развитие умений, направленных на распознавание чувств других людей: «Море волнуется» :

• • гармонизацию осознания своего имени, фамилии: «Как можно нас назвать по-разному», «Угадай, кто это?»;

• • развитие умения соблюдать дистанцию в общении: «Стоящие и сидящие»;

• • развитие умения понимать настроение окружающих: «Что можно сделать для друга»;

• • регулирование своего поведения: «Выдержанный человек»;

• • проявление чувства милосердия, сострадания к другим людям: «Солнышко милосердия», «Добрый лесник»;

• • обсуждение и проигрывание ситуаций, направленных на практическое применение навыков культурного поведения в игре, образовательной деятельности, в общественных местах, на умение выражать сопереживание и сочувствие взрослым и сверстникам.

Психогимнастика – включает в себя ритмику, пантомиму, игры на снятие напряжения, развитие эмоционально-личностной сферы. Игры «Мое настроение», «Веселый – грустный».

Этюды и упражнения направленные на:

• • на воспитание гуманных и доброжелательных отношений между детьми: «Подарок»;

• • воспитание уважения к людям различных национальностей и рас: «Спиной друг к другу», «Хоровод дружбы».

Использование художественного слова: стихотворений, дразнилок, пословиц и поговорок, рассказов зарубежных авторов и сказок народов мира.

Использование наглядных пособий: сюжетных картин, фотографий, иллюстраций к сказкам, рисунков, схем и карт.

Арт-терапия – это форма работы, основанная на изобразительном искусстве и другие формы работы с ребенком. Основная задача состоит в развитии самовыражения и самопознания ребенка. «Автопортрет», «Я и моё настроение», «Моё имя», «Цветок милосердия», «Дети планеты Земля».

Вспомогательный приём – слушание музыки, детских песен, национальной музыки разных народов.

Таким образом, все занятия, беседы, проекты, конструирование, видеопросмотры, экскурсии, целевые прогулки, фольклорные и тематические праздники, театрализованные представления позволяют активизировать интерес дошкольника вначале к самому себе, потом к своему окружению, семье, обществу, способствуют воспитанию толерантности, уважения прав людей других национальностей и рас, а также обеспечивает базу развития их нравственной и правовой культуры при дальнейшем обучении и воспитании.

Работа по воспитанию у детей толерантности предполагает тесное сотрудничество педагогов детского сада и родителей. Можно использовать разнообразные формы работы с родителями : анкетирование, собрания, консультации, тренинги, семейные игротеки, выставки педагогической и детской художественной литературы, фотостенды, конкурсы, совместные экскурсии, праздники, развлечения, индивидуальные беседы с родителями. Такая согласованность в работе детского сада и семьи является важнейшим условием полноценного воспитания ребёнка, формирования у него нравственных форм поведения, правовой культуры.

Публикации по теме:

Методы артпедагогики в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста Человечество не стоит на месте, а ищет новые пути развития, совершенства. Детский сад является зеркалом общества, и поэтому появляются все.

Формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста.Формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста. Работая с детьми старшего дошкольного возраста, замечаешь, что коммуникативная деятельность представлена через межличностные отношения детей,.

Использование видеоресурсов в формировании толерантности у детей дошкольного возраста Всем давно уже известна истина, корни любого поведения человека необходимо искать в детстве. В период детства, как считал Л. С. Выготский,.

Консультация «Методы и приёмы формирования культуры общения детей со взрослыми и сверстниками» Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности,.

Методические приемы при распевании детей младшего дошкольного возраста Методические приемы при распевании детей младшего дошкольного возраста. Здравствуйте уважаемые коллеги. Я уже с вами делилась своим опытом.

Методы и приемы, активизирующие познавательную деятельность детей ДОО при ознакомлении с осенними явлениями природыМетоды и приемы, активизирующие познавательную деятельность детей ДОО при ознакомлении с осенними явлениями природы Проблемой познавательного развития детей дошкольного возраста занимались такие ученые, как: Ж. Пиаже, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н.

Методы и приемы привлечения и удержания внимания детей на занятии в детском садуМетоды и приемы привлечения и удержания внимания детей на занятии в детском саду Цель исследования: - выявить методы и приемы привлечения внимания детей на занятиях в детском саду. Задачи: - изучить литературу по данной.

Педагогические условия воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста Педагогические условия воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста. Гирфанова Татьяна Борисовна - воспитатель высшей.

Правила культуры деятельности. Методы и приёмы её формирования с учётом возрастных особенностей детей (Часть3) Организуя образовательный процесс в различных видах детской деятельности, воспитатель может придерживаться следующей последовательности.

Экспериментальная деятельность в детском саду: задачи, методы и приемыЭкспериментальная деятельность в детском саду: задачи, методы и приемы Экспериментальная деятельность в детском саду Ребёнок-дошкольник активно стремится узнать об окружающем его мире как можно больше. Наряду.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методы и приемы формирования толерантности у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 13 января 2020 в 22:15
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методы и приемы формирования толерантности у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Князева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД