Олеся Мусабирова
Формирование сенсорного опыта в процессе игровой деятельности посредством дистанционной работы с родителями
Младший дошкольный возраст - самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Публикация «Формирование сенсорного опыта в процессе игровой деятельности посредством дистанционной работы с родителями» размещена в разделах
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сидим дома с пользой!
- Темочки
Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д.
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов. Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей. И поэтому так важно, чтобы сенсорное развитие планомерно и систематически включалось во все моменты жизни ребенка, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств.
Учитывая, что игра является основной формой и содержанием организации жизни детей сенсорное развитие детей осуществляю через игровую деятельность.
Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны; учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение; развивается и познает мир. Знания, полученные во время игры, помогают детям в жизни. Игры включаются во все компоненты образовательной деятельности : непосредственно образовательную деятельность, образовательную деятельность в режимных моментах, самостоятельную деятельность дошкольников.
Хочется отметить, что гармоничное всесторонне развитое становление личности ребенка невозможно обеспечить без тесного сотрудничества с родителями.
развитие сенсорных эталонов у детей раннего возраста, я реализовывала через разные формы работы с родителями.
Так для родителей в приемной оформлен уголок «Родителям на заметку», где имеется необходимая информация по развитию мелкой моторики, которая периодически меняется.
Для оформления и подготовки стендовой информации мы привлекали родителей воспитанников. Это вызывало у них особый интерес, так как они не только осознавали свою ответственность за своевременное продвижение актуальной для них информации, но и охотно делились своим опытом с другими родителями.
С помощью родителей наших воспитанников, мы изготовили цикл консультаций по играм с водой, песком, с крупами и с пуговицами для детей раннего возраста.
Наиболее эффективными я считаю индивидуальные консультации, либо консультации для малых групп (2-3 человека, так как родителям хочется получить, прежде всего, конкретные знания именно о своем ребенке. Так как они позволяют оказать конкретную адресную помощь по интересующим вопросам.
Также динамичной формой педагогической пропаганды является папка-раскладка и домашняя игротека. На родительских собраниях мы рекомендовали родителям брать их домой для более детального ознакомления. Когда родители возвращали папки-раскладки, мы проводили беседы о прочитанном, отвечали на вопросы и выслушивали предложения.
Сочетание всех форм наглядной пропаганды способствует повышению педагогических знаний родителей, побуждает их пересматривать методы и приемы домашнего воспитания.
В познавательном направлении я использовала такие формы работы, как беседы, родительские собрания, творческие мастерские, посещения родителями открытых занятий.
В беседах с родителями я разъясняла им, что овладение сенсорными способностями происходит постепенно, этому способствуют специальные игры, занятия, наблюдения в природе. Для этого, в помощь родителям были изготовлены картотеки, которые знакомят с простыми, но очень интересными, а главное полезными играми для детей.
Также был подобран материал для домашней игротеки, куда вошли как фабричные игры, так и игры, сделанные своими руками. Все игры были сгруппированы в соответствии с сенсорными эталонами, на усвоение которых они направлены.
Традиционно мы проводим родительские собрания, где раскрываем важные стороны развития ребенка на каждой возрастной ступеньке. Также были проведены тематические родительские собрания : «Королева Сенсорика» и «Кризис 3 лет. Как его пережить».
Так же во время карантина я не забывала работу по этому направлению. На данном этапе передо мной, как и другим педагогам дошкольного учреждения стояла непростая задача - непрерывно продолжать развитие воспитанников, но в дистанционном режиме.
В связи с тем, что на данном этапе нет возможности использовать традиционные формы и методы работы, я предложила родителям общаться при помощи сайта zoom. Прежде чем начать работу родителям предложила зарегистрироваться в этом сайте, определили дату и время занятия, подготовили материалы. В основном занятия проводились в утреннее время, но к сожалению ни все родители могли подключиться вовремя, так как у большинства родителей отсутствовало свободное время. После обсуждения этой проблемы с родителями мы пришли к такому выводу, что лучше всего общаться в сайте группы, куда можно отправить видеоматериалы, информации для родителей.
Кроме этого, сайт группы является для родителей источником информации учебного, методического и воспитательного характера. Хочется отметить, что не все родители сразу готовы были включиться в дистанционную работу такими методами, но постепенно количество заинтересованных родителей становилось значительно больше.
В сайте группы для родителей выкладывала видео-занятия, рекомендации и игры по сенсорному развитию. Но особенно родителям нравится такая форма работы, где они получают практическую помощь по вопросам развития ребенка. Мною дистанционно было разработано и проведено несколько видео- занятий.
Первое видео- занятие было на тему «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактических игр в домашних условиях».
На вдео-занятии я рассказала родителям о содержании работы по ознакомлению малышей с цветом, формой, величиной, о важности своевременного воспитания сенсорных способностей, а также о том, какая работа должна проводиться в семье для закрепления навыков.
Затем я познакомила родителей с игрой «Мягкий ежик». Игра проводилась с использованием массажных мячиков. Цель игры - развитие мелкой моторики рук. Я рассказала родителям, что все игры с массажными мячиками должны сопровождаться стихотворениями – это основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма.
Для детей проговаривание стихов одновременно с движением пальцев рук обладает рядом преимуществ; речь как бы ритмизуется движениями, делается более громкой, чёткой и эмоциональной. Нетрадиционное использование предметов стимулирует умственную деятельность, способствует хорошему эмоциональному настрою, повышает общий тонус, снижает психоэмоциональное напряжение, координирует движения пальцев рук, расширяет словарный запас, приучает руку к осознанным, точным, целенаправленным движениям.
Также я показала родителям дидактические игры и игрушеки, способствующих закреплению сенсорных эталонов. Объяснила родителям, как играть с детьми в эти игры, как оформить игровой уголок дома и показала родителям несколько простых игр и упражнений, которые можно проводить с детьми ежедневно. Мною были представлены игры, которые можно сделать своими руками, не затрачивая много сил, времени и денег.
Например, игра с ленточками знакомит с такими понятиями, как «длинная - короткая», «широкая - узкая», закрепляет умение различать и называть цвета, развивает мелкую моторику и координацию движений рук.
А самое главное, что такие игры не требуют особой подготовки, а материалом для игр послужит то, что легко найти в доме. Например, можно сделать «сухой бассейн» чтобы учить детей на ощупь определять фигуры, развивать осязание. Я предложила родителям определить на ощупь и назвать геометрическую фигуру, лежащую в «сухом бассейне» и они с радостью включились в игру. Мной были представлено несколько вариантов игры: «сухой бассейн» может быть как из скорлупок из-под киндер-яиц, так и из крышечек. Можно находить фигуры, можно купать руки в «сухом бассейне», можно рассыпать крышечки и сортировать их по цвету или величине, а можно просто рассыпать и собирать содержимое «сухого бассейна».
Второе видео - занятие проводилось на тему «Дидактические игры по сенсорному развитию. Сделай сам», где были показаны игры, которые способствуют совершенствованию знаний сенсорных эталонов. Это и «Чудесный мешочек» (с предметами разной величины и формы, и «Золушка» (горох, фасоль, киндер–игрушки, и «Мозаика из бросового материала» (пробки, пуговицы, и «Рисуем на крупе» (плоские блюда, мелкая крупа, и прищепки и др. Все игры соответствовали возрасту, целям, прописанном в годовом плане и программе.
Старалась так выкладывать материал, чтоб это было просто и доступно каждому из родителей и чтоб не занимало много времени для дополнительной подготовки.
Родителям были предложены и другие варианты игр, которые они могут организовать у себя дома.
Например, такая простая и очень интересная игра как «Песочница». Для изготовления всего лишь нужна манная крупа и плоская емкость. С помощью этой игры у детей развивается мелкая моторика рук, воображение, творческие способности.
Родители были ознакомлены с пальчиковой гимнастикой, вариантами игр с прищепками и показала методику работы.
Для развития осязания предлагала применять образцы материалов и поверхностей: кусочки меха, разные виды ткани и бумаги; мешочки с разными наполнителями.
Для развития мелкой моторики рук, а также для ознакомления с различными свойствами предметов родители изготовили следующие дидактические игры и пособия: «Собери бусы», «Шнуровки», «Цветочная поляна», «Найди на ощупь» и т. д.
Для развития обоняния предлогала применять свежие фрукты и овощи, а также вещества с различными запахами: кофе, мята, апельсиновые корки и др.
Следует отметить, что любая игра, занятие выкладывались с целями, задачами, ходом всего процесса, контрольными вопросами, организационными и сюрпризными моментами. Так же родители могли уточнить какие-то нюансы, попросить помощи или консультации, выкладывали работы своих детей.
В заключении хочется сказать, что систематическое использование игр и упражнений по сенсорному развитию в совместной игровой деятельности значительно повышает уровень сенсорного развития младших дошкольников. Совместная деятельность с родителями по развитию сенсомоторной культуры малышей положительно влияет на формирование познавательных процессов : восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения, а также на развитие речи, готовит руку ребёнка к продуктивной деятельности, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.