Олеся Мусабирова
Формирование сенсорного опыта в процессе игровой деятельности посредством дистанционной работы с родителями
▼ Скачать + Заказать документы
Младший дошкольный возраст - самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Темочки:
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сидим дома с пользой!
- Темочки
Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д.
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов. Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей. И поэтому так важно, чтобы сенсорное развитие планомерно и систематически включалось во все моменты жизни ребенка, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств.
Учитывая, что игра является основной формой и содержанием организации жизни детей сенсорное развитие детей осуществляю через игровую деятельность.
Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны; учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение; развивается и познает мир. Знания, полученные во время игры, помогают детям в жизни. Игры включаются во все компоненты образовательной деятельности : непосредственно образовательную деятельность, образовательную деятельность в режимных моментах, самостоятельную деятельность дошкольников.
Хочется отметить, что гармоничное всесторонне развитое становление личности ребенка невозможно обеспечить без тесного сотрудничества с родителями.
развитие сенсорных эталонов у детей раннего возраста, я реализовывала через разные формы работы с родителями.
Так для родителей в приемной оформлен уголок «Родителям на заметку», где имеется необходимая информация по развитию мелкой моторики, которая периодически меняется.
Для оформления и подготовки стендовой информации мы привлекали родителей воспитанников. Это вызывало у них особый интерес, так как они не только осознавали свою ответственность за своевременное продвижение актуальной для них информации, но и охотно делились своим опытом с другими родителями.
С помощью родителей наших воспитанников, мы изготовили цикл консультаций по играм с водой, песком, с крупами и с пуговицами для детей раннего возраста.
Наиболее эффективными я считаю индивидуальные консультации, либо консультации для малых групп (2-3 человека, так как родителям хочется получить, прежде всего, конкретные знания именно о своем ребенке. Так как они позволяют оказать конкретную адресную помощь по интересующим вопросам.
Также динамичной формой педагогической пропаганды является папка-раскладка и домашняя игротека. На родительских собраниях мы рекомендовали родителям брать их домой для более детального ознакомления. Когда родители возвращали папки-раскладки, мы проводили беседы о прочитанном, отвечали на вопросы и выслушивали предложения.
Сочетание всех форм наглядной пропаганды способствует повышению педагогических знаний родителей, побуждает их пересматривать методы и приемы домашнего воспитания.
В познавательном направлении я использовала такие формы работы, как беседы, родительские собрания, творческие мастерские, посещения родителями открытых занятий.
В беседах с родителями я разъясняла им, что овладение сенсорными способностями происходит постепенно, этому способствуют специальные игры, занятия, наблюдения в природе. Для этого, в помощь родителям были изготовлены картотеки, которые знакомят с простыми, но очень интересными, а главное полезными играми для детей.
Также был подобран материал для домашней игротеки, куда вошли как фабричные игры, так и игры, сделанные своими руками. Все игры были сгруппированы в соответствии с сенсорными эталонами, на усвоение которых они направлены.
Традиционно мы проводим родительские собрания, где раскрываем важные стороны развития ребенка на каждой возрастной ступеньке. Также были проведены тематические родительские собрания : «Королева Сенсорика» и «Кризис 3 лет. Как его пережить».
Так же во время карантина я не забывала работу по этому направлению. На данном этапе передо мной, как и другим педагогам дошкольного учреждения стояла непростая задача - непрерывно продолжать развитие воспитанников, но в дистанционном режиме.
В связи с тем, что на данном этапе нет возможности использовать традиционные формы и методы работы, я предложила родителям общаться при помощи сайта zoom. Прежде чем начать работу родителям предложила зарегистрироваться в этом сайте, определили дату и время занятия, подготовили материалы. В основном занятия проводились в утреннее время, но к сожалению ни все родители могли подключиться вовремя, так как у большинства родителей отсутствовало свободное время. После обсуждения этой проблемы с родителями мы пришли к такому выводу, что лучше всего общаться в сайте группы, куда можно отправить видеоматериалы, информации для родителей.
Кроме этого, сайт группы является для родителей источником информации учебного, методического и воспитательного характера. Хочется отметить, что не все родители сразу готовы были включиться в дистанционную работу такими методами, но постепенно количество заинтересованных родителей становилось значительно больше.
В сайте группы для родителей выкладывала видео-занятия, рекомендации и игры по сенсорному развитию. Но особенно родителям нравится такая форма работы, где они получают практическую помощь по вопросам развития ребенка. Мною дистанционно было разработано и проведено несколько видео- занятий.
Первое видео- занятие было на тему «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактических игр в домашних условиях».
На вдео-занятии я рассказала родителям о содержании работы по ознакомлению малышей с цветом, формой, величиной, о важности своевременного воспитания сенсорных способностей, а также о том, какая работа должна проводиться в семье для закрепления навыков.
Затем я познакомила родителей с игрой «Мягкий ежик». Игра проводилась с использованием массажных мячиков. Цель игры - развитие мелкой моторики рук. Я рассказала родителям, что все игры с массажными мячиками должны сопровождаться стихотворениями – это основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма.
Для детей проговаривание стихов одновременно с движением пальцев рук обладает рядом преимуществ; речь как бы ритмизуется движениями, делается более громкой, чёткой и эмоциональной. Нетрадиционное использование предметов стимулирует умственную деятельность, способствует хорошему эмоциональному настрою, повышает общий тонус, снижает психоэмоциональное напряжение, координирует движения пальцев рук, расширяет словарный запас, приучает руку к осознанным, точным, целенаправленным движениям.
Также я показала родителям дидактические игры и игрушеки, способствующих закреплению сенсорных эталонов. Объяснила родителям, как играть с детьми в эти игры, как оформить игровой уголок дома и показала родителям несколько простых игр и упражнений, которые можно проводить с детьми ежедневно. Мною были представлены игры, которые можно сделать своими руками, не затрачивая много сил, времени и денег.
Например, игра с ленточками знакомит с такими понятиями, как «длинная - короткая», «широкая - узкая», закрепляет умение различать и называть цвета, развивает мелкую моторику и координацию движений рук.
А самое главное, что такие игры не требуют особой подготовки, а материалом для игр послужит то, что легко найти в доме. Например, можно сделать «сухой бассейн» чтобы учить детей на ощупь определять фигуры, развивать осязание. Я предложила родителям определить на ощупь и назвать геометрическую фигуру, лежащую в «сухом бассейне» и они с радостью включились в игру. Мной были представлено несколько вариантов игры: «сухой бассейн» может быть как из скорлупок из-под киндер-яиц, так и из крышечек. Можно находить фигуры, можно купать руки в «сухом бассейне», можно рассыпать крышечки и сортировать их по цвету или величине, а можно просто рассыпать и собирать содержимое «сухого бассейна».
Второе видео - занятие проводилось на тему «Дидактические игры по сенсорному развитию. Сделай сам», где были показаны игры, которые способствуют совершенствованию знаний сенсорных эталонов. Это и «Чудесный мешочек» (с предметами разной величины и формы, и «Золушка» (горох, фасоль, киндер–игрушки, и «Мозаика из бросового материала» (пробки, пуговицы, и «Рисуем на крупе» (плоские блюда, мелкая крупа, и прищепки и др. Все игры соответствовали возрасту, целям, прописанном в годовом плане и программе.
Старалась так выкладывать материал, чтоб это было просто и доступно каждому из родителей и чтоб не занимало много времени для дополнительной подготовки.
Родителям были предложены и другие варианты игр, которые они могут организовать у себя дома.
Например, такая простая и очень интересная игра как «Песочница». Для изготовления всего лишь нужна манная крупа и плоская емкость. С помощью этой игры у детей развивается мелкая моторика рук, воображение, творческие способности.
Родители были ознакомлены с пальчиковой гимнастикой, вариантами игр с прищепками и показала методику работы.
Для развития осязания предлагала применять образцы материалов и поверхностей: кусочки меха, разные виды ткани и бумаги; мешочки с разными наполнителями.
Для развития мелкой моторики рук, а также для ознакомления с различными свойствами предметов родители изготовили следующие дидактические игры и пособия: «Собери бусы», «Шнуровки», «Цветочная поляна», «Найди на ощупь» и т. д.
Для развития обоняния предлогала применять свежие фрукты и овощи, а также вещества с различными запахами: кофе, мята, апельсиновые корки и др.
Следует отметить, что любая игра, занятие выкладывались с целями, задачами, ходом всего процесса, контрольными вопросами, организационными и сюрпризными моментами. Так же родители могли уточнить какие-то нюансы, попросить помощи или консультации, выкладывали работы своих детей.
В заключении хочется сказать, что систематическое использование игр и упражнений по сенсорному развитию в совместной игровой деятельности значительно повышает уровень сенсорного развития младших дошкольников. Совместная деятельность с родителями по развитию сенсомоторной культуры малышей положительно влияет на формирование познавательных процессов : восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения, а также на развитие речи, готовит руку ребёнка к продуктивной деятельности, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.