Марина Николаенко
Логопедические пятиминутки
▼ Скачать + Заказать документы
Логопедические пятиминутки
(слайд1)
Прекрасна речь, когда она, как ручеек,
Бежит среди камней чиста, нетороплива.
И ты готов внимать ее поток
И восклицать: О! Как же ты красива!
(слайд 2)
Хорошая речь—]важное условие всестороннего полноценного развития детей.
Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Публикация «Логопедические пятиминутки» размещена в разделах
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2013
В последние годы наблюдается рост числа дошкольников, имеющих нарушения общего и речевого развития. Цепочка неблагоприятных факторов приводит к тому, что уже в средней группе детского сада мы обнаруживаем до 60% воспитанников, имеющих нарушения речевого развития.
Таким образом, возникла необходимость тесного взаимодействия и взаимопомощи между логопедом и воспитателями. Воспитатели лишены специализированного коррекционного часа для работы с «трудными» детьми, и должны выкраивать в своей работе время или включать компоненты коррекционной помощи в общеобразовательный процесс своей группы. Для этого мной были подобраны и разработаны «Логопедические пятиминутки».
«Логопедические пятиминутки» составляются на неделю и посвящены одной лексической теме. Каждое утро провожу сама, а затем воспитатели в течение дня закрепляют с детьми полученные знания. (слайд 3)
Логопедические пятиминутки –
комплекс специально подобранных логопедических упражнений, направленных на формирование правильной красивой речи.
(слайд 4)
Комплексы логопедических упражнений
направлены на. (слайд 5)
- работа по развитию артикуляционного аппарата, и над правильным звукопроизношением;
Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке.
Такая гимнастика помогает укрепить речевые мышцы и подготавливает базу для чистого звукопроизношения. (Слайд 6)
- работа над общей и мелкой моторикой;
Развитие движения пальцев как бы подготовит платформу для дальнейшего развития речи. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. (Слайд7)
Виды упражнений для развития общей и мелкой моторики:
логоритмические упражнения (развитие координации речи с движением)
пассивная гимнастика (массаж)
активная гимнастика - пальчиковые игры (Слайд 8)
- преодоление лексико-грамматического недоразвития речи на определённой лексической теме;
Для расширения словарного запаса и обучения правильному словообразованию нужно проводить тематические занятия.
Отработка каждой темы включает в себя разные игры. Некоторые из них повторяются в разных темах (изменяется только предметное содержание игры.
Типы игр, которые используются почти в каждой лексической теме.
Что бывает в это время года
Один – много, Чудесный мешочек, Назови ласково, Что пропустили
Разрезные картинки, Чего не хватает, Какой предмет лишний
Игры на развитие правильного употребления предлогов
Собери фигуру
(Слайд 9)
- развитие правильного речевого дыхания;
Залогом четкого произношения звуков и ясной дикции является хорошо поставленное речевое дыхание. (слайд 10)
Как выполнять упражнения
воздух набирать через нос
плечи не поднимать
выдох должен быть длительным и плавным
необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками)
нельзя много раз подряд повторять упражнения, так как это может привести к головокружению
Упражнения для речевого дыхания
Футбол, снегопад, листопад, бабочка, кораблик, шторм в стакане и т. д.
(слайд11)
- развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа;
Умение сосредотачиваться на звуке - слуховое внимание - очень важная особенность человека, без которой невозможно слушать и понимать речь.
Также важно различать и анализировать звуки. Это умение называется фонематическим слухом.
(Слайд 12)
- развитие пространственных отношений;
Закрепить направления пространства в схеме собственного тела, формирование навыка сравнения предметов по величине.
различение левой и правой частей собственного тела, закрепление положений тела человека, стоящего напротив.
(Слайд 13)
Проводимая совместная работа с воспитателями показывает, что использование логопедических пятиминуток, начиная с младшего возраста, помогает в скорейшем решении задач коррекционного воздействия. Таким образом, повысилась эффективность работы воспитателя, уменьшился процент детей с дефектами речи к поступлению в старшую группу, увеличился процент детей, выпущенных с грамотной речью и правильным произношением.
И я с уверенностью могу предложить использовать «Логопедические пятиминутки», как один из видов работы по профилактике речевых нарушений, как логопедами, так и воспитателями детских садов. Всем известно, что недостатки легче предупредить, чем искоренить.
(Слайд 14)