Плотникова
Формирование речемыслительной деятельности в дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование речемыслительной деятельности дошкольников
«В звуке голоса, в глазах и во всём облике говорящего заключено не меньше красноречия, чем в выборе слов».
Франсуа де Ларошфуко
Дошкольный возраст - это период формирования базовых составляющих психического развития, которые обогащаются личностными и индивидуальными характеристиками. В старшем дошкольном возрасте речь и мышление объединяются, образуя речевое мышление. Речемыслительная деятельность - это процесс обобщенного отражения сущностных характеристик, причинно - следственных связей между явлениями окружающей действительности, который совершается как опосредованная вербальная деятельность по овладению логическими операциями.
Публикация «Формирование речемыслительной деятельности в дошкольном возрасте» размещена в разделах
В Национальном стандарте РФ речемыслительная деятельность трактуется так : «Это мыслительная деятельность, которая осуществляется как осознанно, так и неосознанно с использованием информации в виде, воспринимаемом как речь, предоставленная с использованием алфавита.
Развитие речемыслительной деятельности – важная задача подготовки дошкольников к школе.
Понятие развития речемыслительной деятельности включает в себя формирование процессов мышления, речи, общения, которые неотделимы друг от друга, тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены.
От уровня развития речемыслительных способностей ребенка зависит не только его школьное обучение, но и социализация ребенка в обществе.
Дошкольный возраст – это период, когда у детей начинают складываться системные представления об окружающем мире, что способствует формированию потребностей у ребенке в общении и познании. Успешная социальная адаптация ребенка зависит от уровня сформированности речемыслительных операций, обеспечивающих развертывание мысли во внешней речи.
Дети дошкольного возраста к моменту поступления в школу должны овладеть способами познания предметов, ведущими из которых являются абстрагирование, сравнение, обобщение, классификация. Должна быть развита способность прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы, классифицировать информацию, умение пользоваться знаниями. В школе всё обучении строится на речевом объяснении, поэтому активизация речемыслительной деятельности у дошкольников рассматривается как важный фактор готовности к школьному обучению.
Речь возникает вместе с возникновением сознания — высшей, специфически человеческой формы отражения действительности. В единстве с речью возникает и мышление – оформление мысли и закрепление ее в слове.
Правильность и развернутость высказываний важны не только для воспитания речи детей, но и для развития мышления, воспитания у них умения логически оформлять и развивать свою мысль.
В старшем дошкольном возрасте речь и мышление объединяются, образуя речевое мышление. Использование умственных задач в обучении старших дошкольников расширяет возможности их подготовки к обучению в школе, в том числе в формировании интереса к учению. Перед педагогами дошкольного воспитания ставится целая система задач по формированию и коррекции речемыслительной деятельности, решение которых позволит обеспечить становление мыслительных процессов у детей:
1. Развивать мыслительные операции (соотнесение признаков с предметами и явлениями, соотнесение предметов и явлений по степени выраженности признака, классификация, сравнение, анализ отношений между предметами и явлениями – аналогии) - игровые упражнения «Раздели предметы на три группы», «Скажи наоборот», «Вопрос-ответ», «Назови одним словом», «Я знаю 5 названий одежды, обуви, мебели и т. д.», «4-й лишний». «Что общего и чем отличаются», «Установи аналогии», «Найди нелепые ситуации (или чего не бывает».
2. Формировать способность выделять существенные признаки предметов и явлений и давать определения понятиям (выделение главной идеи, составление загадок, описательных рассказов по плану, формирование логических определений понятий, исправление небылиц и т. д.) - игровое упражнение «Сгруппируй предметы по цвету».
3. Побуждать к переходу от использования готовых связей между объектами к самостоятельному их открытию (установление логических, в том числе причинно – следственных связей, поиск новых связей между предметами и явлениями и т. д.) – установление причинно-следственных связей – девочка шла по лесу, запнулась за торчащий из земли корень и упала.
4. Стимулировать стремление объяснять происходящее и рассуждать (нахождение причин событий, описанных в историях, определение последовательности событий, опровержение ложных суждений и т. д.)
5. Формирование умения задавать вопросы (произвольная постановка вопроса, переход от вопросов устанавливающего типа к вопросам – гипотезам, осуществление целенаправленного поиска неизвестного с помощью вопроса и т. д.)
6. Формировать умение понимать скрытый смысл предметов и явлений, умение видеть с разных точек зрения, упражнять в мысленном экспериментировании (определение переносного значения фразеологизмов, нахождение решения в гипотетических ситуациях, понимание многозначности слов) –шишка на лбу и шишка на ветке; шляпа у гриба и женская шляпа.
7. Развивать планирующую и регулирующую функции речи (действие по словесной инструкции, составление рассказов с использованием опоры на отдельные слова, вопросы, модели, картинки, упражнение в речевом формулировании алгоритма детей) – составление рассказа с помощью таблиц, которые помогают детям более полно составить рассказ, затем у детей данная схема откладывается в памяти и они уже самостоятельно без подсказки составляют рассказы.
Как и где мы можем формировать речемыслительную деятельность у детей :
- при формировании элементарных математических представлений,
-при экспериментировании,
- при взаимодействии со взрослыми в игровой и бытовой деятельности,
-при продуктивных видах деятельности,
-при познании окружающего мира,
-при проведении конструирования.
В заключение, необходимо отметить, что не надо делать за ребенка все чему он учиться. Его можно только можно немножко подтолкнуть и направить на верный путь. И тогда и речь, и мышление, а, следовательно, и сама речемыслительная деятельность будет развита хорошо. И не возникнет у ребенка трудностей, не будет он «изгоем» или «белой вороной», а наоборот, вырастет полноценным, развитым и общительным человеком.
Таким образом, формирование речемыслительной деятельности в дошкольном возрасте, гарантирует наилучшую готовность ребенка к обучению в школе и его социализацию.