Наталья Смирнова
Формирование ранней профориентации у детей дошкольного возраста посредством знакомства с профессиями
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование ранней профориентации дошкольного возраста через знакомство с профессиями.
Смирнова Наталья Викторовна
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 18»
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
художественно – эстетического развития воспитанников, ГО Богданович,
Свердловская область.
Публикация «Формирование ранней профориентации у детей дошкольного возраста посредством знакомства с профессиями» размещена в разделах
- Младшая группа
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Ранняя профориентация дошкольников
- Темочки
Вхождение ребенка в социальный мир не возможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера, в том числе и ознакомлением с профессиями. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Как правило, профориентация начинается лишь в старших классах общеобразовательных школ. Ребенок не успевает сделать осознанный выбор, поскольку перечень предлагаемых профессий мал, знания о них минимальны и даются эпизодически. А ведь скрытые резервы профориентации таятся не только в начальном звене обучения, но и на этапе дошкольного детства. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей (потому что, к примеру, многие в роду работают в этой сфере, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем.
В соответствии с ФГОС трудовое воспитание - одно из важных направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является формирование положительного отношения к выбору профессии.
Поэтому ознакомлением с трудом взрослых необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, когда дети через доступные формы познания узнают о разных профессиях.
В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.
Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессий родителей и людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. Конечно, некоторые элементы профессиональной деятельности им еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, впечатлений работника.
Поэтому в детском саду на данном этапе необходимо создать определенную наглядную основу, на которой в последующем будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания.
В современной педагогической науке проблема ознакомления дошкольников с профессиями изучали многие ученые: Крулехт М. В., Логинова В. И., Мегедь В. В., Мишарина Л. А., Овчаров А. А., Шахманова А. Ш.
В вопросе ознакомления дошкольников с профессиями взрослых существуют различные подходы. Козлова С. А. и Шахманова А. Ш. предлагают знакомить детей с тружениками, с их отношением к труду, формировать представления о том, что профессии появились в ответ на потребности людей (нужно довести груз, приготовить обед).
Крулехт М. В. и Логинова В. И. делают упор на формирование представлений о содержании труда, о продуктах деятельности людей различных профессий, на воспитание уважения к труду.
Некоторые педагоги, такие как Веракса Н. Е., Комарова Т. С. и др. рекомендуют знакомить детей с видами профессий, наиболее распространенными в конкретной местности.
Н. Пряжников в своих работах показывает, что: «Ранняя (детская) профориентация проводится заблаговременно, когда до непосредственного выбора профессии остается еще много лет. Преимущественно она носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий, а также не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности».
Е. Евдокимова отмечает, что в детских садах есть все возможности для рациональной организации бытового труда взрослых; в нем выражен его общественный характер. Поэтому бытовой труд персонала детского сада положительно влияет на дошкольников; он имеет много преимуществ по сравнению с бытовым трудом, осуществляемым в семье.
Планомерная работа педагогов с детьми показывает, что умелый отбор содержания занятия по ознакомлению с окружающим миром профессий является важным фактором создания положительной трудовой направленности среди детей дошкольного возраста. Существенным при этом является факт - как это содержание доводится до сознания детей, какими приемами пользуется при этом воспитатель.
Только тогда дети начнут понимать роль профессии, если сопутствует оптимистическое настроение, если радует и сам процесс труда, и его результаты. Это в значительной степени зависит от того, открыли ли мы малышу интересные, увлекательные, занимательные стороны того, чем он занят; сумели ли привлечь на помощь игру.
Результатом всех видов работы по профориентации является подведение детей к пониманию, что любая деятельность взрослых имеет результат для общества – лучше отдыхать и работать; быть здоровыми; удобно и красиво одеваться; иметь красивую прическу; находиться в безопасности. Любая профессия заслуживает благодарности и уважения.
Превращения, которые происходят в разных профессиях в результате труда, у детей вызывает чувство восхищения. Все это способствует сближению между детьми и взрослыми, большему пониманию ребенком мира взрослых, а также имеет решающее значение для знакомства и понимания у дошкольника к ценности каждой профессии.
Важным педагогическим условием эффективного процесса формирования знаний о рабочих профессиях у дошкольников является использование полученных представлений в поведении, собственно ребенком, в частности в игре, ведь здесь происходит отражение социальных отношений между взрослыми в мысленной форме (игровой ситуации, которые осуществляются в процессе вербального общения между детьми как игровыми персонажами. Эта особенность детской игры позволяет ее рассматривать как один из важных средств развития ребенка и, одновременно, средство трудового воспитания, что ставит проблему руководства и организации со стороны воспитателей. Также игровая деятельность составляет основу для развития совместных трудовых действий детей в процессе трудовой деятельности, ведь игра несет в себе огромный воспитательный потенциал. Она дает возможность детям осваивать социальную действительность и эмоционально переживать получаемые представления и практические действия. Важно знать, что игра способствует воспитанию гуманистических чувств, сочувствие, стремление помочь. Также они указывают на роль игры в воспитании интереса у детей к профессиям.
Таким образом, формирование представлений дошкольников о профессиях - это необходимый процесс, которым, несомненно, управляет педагог, используя в своей деятельности все возможности процесса обучения, учитывая при этом возрастные и психофизиологические особенности дошкольников. Вопрос профориентации всегда были в центре внимания государства и общества, но настоящее требует принципиально новых подходов к организации и функционирования системы профессиональной ориентации подрастающего поколения.
Список литературы:
1. Крулех М. В. Дошкольник и рукотворный мир : Педагогическая технология целостного развития ребенка как субъекта детской деятельности. СПб., 2002.
2. Крулех М. В. Трудовое обучение как средство формирования знаний о труде и трудовых умений у детей дошкольного возраста // Формирование системных знаний и умений у детей дошкольного возраста / Под ред. Т. И. Бабаевой. Л., 1997.
3. Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий : Учебно-методическое пособие / В. П. Кондрашов. - Балашов: Изд-во "Николаев", 2004.
4. Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. – М: Воронеж, 1996. – 126 с. 33.
5. Пряжникова Е. Ю. Технологии и методы профессиональной ориентации населения. – М., 2001. – 194 с.