Получи документы

Формирование пространственных отношений у дошкольников

Оксана Быкова
Формирование пространственных отношений у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование пространственных отношений у дошкольников с нарушениями речи – это многогранный и важный процесс, который требует комплексного подхода, учитывающего как речевые, так и когнитивные особенности детей. Как уже было сказано, развитие пространственных представлений тесно связано с развитием речи, мышления и общей социальной адаптации ребенка. Рассмотрим подробнее, как этот процесс реализуется в работе с дошкольниками.

Особенности формирования пространственных отношений у дошкольников с нарушениями речи:

Дети с нарушениями речи часто испытывают затруднения в восприятии и понимании пространственных отношений по нескольким причинам:

Нарушение фонематического слуха: Сложности с различением звуков могут приводить к путанице в понимании слов, обозначающих пространственные отношения (например, “на” и “в”).

Ограниченный словарный запас: У таких детей часто наблюдается бедность словарного запаса, в том числе слов, обозначающих пространственные отношения.

Нарушение грамматического строя речи: Трудности с согласованием слов в предложении, с использованием предлогов и наречий.

Задержка в развитии когнитивных функций: Дети могут иметь проблемы с вниманием, памятью, мышлением, что влияет на усвоение пространственных понятий.

Проблемы с общей координацией движений: Плохая координация может затруднять понимание собственного положения в пространстве и положения предметов вокруг.

Основные направления работы:

Работа по формированию пространственных отношений у дошкольников с нарушениями речи должна проводиться комплексно и включать следующие направления:

1. Развитие представлений о собственном теле и его положении в пространстве:

o Игры “Покажи”: проговаривание и показ частей тела (голова, руки, ноги, туловище).

o Упражнения “Зеркало”: ребенок повторяет движения логопеда, осознавая свои действия и их отражение.

o Игры “Кукла”: ребенок выполняет движения с куклой по словесной инструкции.

o Игры “Кто где?”: ребенок определяет свое положение в пространстве (стою, сижу, лежу) и положение других детей.

2. Формирование представлений о расположении предметов в пространстве:

o Игры “Найди предмет”: поиск предметов по словесной инструкции (найди мячик под столом, на стуле, в коробке).

o Игры с “прятаньем”: ребенок прячет и находит предметы, ориентируясь в пространстве.

o Игры “Поставь”: размещение предметов в заданном положении (поставь кубик справа, слева, спереди, сзади).

o Использование игрушек и кукол: ребенок располагает игрушки в разных положениях, проговаривая их местонахождение.

3. Обучение использованию пространственных предлогов и наречий:

o Игры с картинками: подбор картинок с изображением различных пространственных отношений (мяч на столе, под столом, в коробке).

o Упражнения “Закончи предложение”: логопед начинает предложение, а ребенок заканчивает, используя правильный предлог (“Мячик лежит … столе”).

o Игры с действиями: ребенок выполняет действия, сопровождая их словами с использованием пространственных предлогов (“кладу кубик в коробку”, “иду к столу”).

o Использование наглядных материалов: схемы, модели, рисунки с изображением пространственных отношений.

4. Развитие представлений о направлениях и ориентировании в пространстве:

o Игры “Куда идти?”: ребенок перемещается в заданном направлении (иди прямо, налево, направо).

o Лабиринты: прохождение лабиринтов на бумаге и в реальном пространстве.

o Игры “Следуй за мной”: ребенок повторяет движения логопеда, ориентируясь в пространстве.

o Игры с планом помещения: изучение плана комнаты, определение расположения предметов на плане.

5. Интеграция с речевой работой:

o Комментирование действий: ребенок проговаривает свои действия и расположение предметов в пространстве.

o Составление рассказов: ребенок описывает картинки с использованием пространственных понятий.

o Пересказ текстов: ребенок пересказывает тексты, обращая внимание на пространственные отношения.

o Игры на расширение словарного запаса: изучение новых слов, обозначающих пространственные понятия.

Методы и приемы:

Игровой метод: Обучение должно быть интересным и увлекательным, поэтому игры являются основным методом работы.

Наглядность: Использование картинок, схем, моделей и других наглядных материалов помогает детям лучше понять пространственные понятия.

Постепенность усложнения: Задания усложняются постепенно, начиная от простых к более сложным.

Индивидуальный подход: Работа строится с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Повторение и закрепление: Необходимо постоянно повторять и закреплять пройденный материал.

Мультисенсорный подход: Использование различных каналов восприятия (зрительного, слухового, тактильного, двигательного) для лучшего усвоения материала.

Моделирование: Дети используют модели, планы и схемы для освоения пространственных отношений.

В заключение:

Формирование пространственных отношений у дошкольников с нарушениями речи – это сложный и длительный процесс, который требует от логопеда терпения, творчества и профессионализма. Комплексная работа, включающая игры, упражнения, наглядные пособия и интеграцию с речевой работой, позволяет детям не только улучшить их пространственное восприятие, но и развить их речь, мышление и общую социальную адаптацию. Важно помнить, что каждый ребенок уникален, и необходимо адаптировать методику под его индивидуальные особенности и потребности.

Публикации по теме:

Формирование доброжелательных отношений дошкольников (1 часть)Формирование доброжелательных отношений дошкольников (1 часть) 2 часть Как показали последние социологические исследования, проведённые среди родителей и воспитателей, самыми ценными качествами детей.

Формирование доброжелательных отношений дошкольников (2 часть)Формирование доброжелательных отношений дошкольников (2 часть) 1 часть Коррекционная программа включает в себя 7 этапов: 1 – этап. Общение без слов. Главной целью первого этапа является переход.

Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр. Часть 11 ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)на тему: «Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование пространственных отношений у дошкольников
Опубликовано: 26 января 2025 в 14:35
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование пространственных отношений у дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Быкова (УИ 728505) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
28 января 2025 вторник
День лего-конструирования!
Знакомимся с художником Куинджи
29 января 2025 среда
Слава русским первооткрывателям!
Торжественное открытие акции ко Дню Победы!
Материалы для подготовки празднования 9 мая

День открытия 2025 года - Года защитника Отечества!
Развиваемся, играя!
Изучаем транспорт и машины!
Знакомимся с писателем и его героями!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД