Оксана Быкова
Формирование пространственных отношений у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование пространственных отношений у дошкольников с нарушениями речи – это многогранный и важный процесс, который требует комплексного подхода, учитывающего как речевые, так и когнитивные особенности детей. Как уже было сказано, развитие пространственных представлений тесно связано с развитием речи, мышления и общей социальной адаптации ребенка. Рассмотрим подробнее, как этот процесс реализуется в работе с дошкольниками.
Особенности формирования пространственных отношений у дошкольников с нарушениями речи:
Дети с нарушениями речи часто испытывают затруднения в восприятии и понимании пространственных отношений по нескольким причинам:
• Нарушение фонематического слуха: Сложности с различением звуков могут приводить к путанице в понимании слов, обозначающих пространственные отношения (например, “на” и “в”).
• Ограниченный словарный запас: У таких детей часто наблюдается бедность словарного запаса, в том числе слов, обозначающих пространственные отношения.
• Нарушение грамматического строя речи: Трудности с согласованием слов в предложении, с использованием предлогов и наречий.
• Задержка в развитии когнитивных функций: Дети могут иметь проблемы с вниманием, памятью, мышлением, что влияет на усвоение пространственных понятий.
• Проблемы с общей координацией движений: Плохая координация может затруднять понимание собственного положения в пространстве и положения предметов вокруг.
Основные направления работы:
Работа по формированию пространственных отношений у дошкольников с нарушениями речи должна проводиться комплексно и включать следующие направления:
1. Развитие представлений о собственном теле и его положении в пространстве:
o Игры “Покажи”: проговаривание и показ частей тела (голова, руки, ноги, туловище).
o Упражнения “Зеркало”: ребенок повторяет движения логопеда, осознавая свои действия и их отражение.
o Игры “Кукла”: ребенок выполняет движения с куклой по словесной инструкции.
o Игры “Кто где?”: ребенок определяет свое положение в пространстве (стою, сижу, лежу) и положение других детей.
2. Формирование представлений о расположении предметов в пространстве:
o Игры “Найди предмет”: поиск предметов по словесной инструкции (найди мячик под столом, на стуле, в коробке).
o Игры с “прятаньем”: ребенок прячет и находит предметы, ориентируясь в пространстве.
o Игры “Поставь”: размещение предметов в заданном положении (поставь кубик справа, слева, спереди, сзади).
o Использование игрушек и кукол: ребенок располагает игрушки в разных положениях, проговаривая их местонахождение.
3. Обучение использованию пространственных предлогов и наречий:
o Игры с картинками: подбор картинок с изображением различных пространственных отношений (мяч на столе, под столом, в коробке).
o Упражнения “Закончи предложение”: логопед начинает предложение, а ребенок заканчивает, используя правильный предлог (“Мячик лежит … столе”).
o Игры с действиями: ребенок выполняет действия, сопровождая их словами с использованием пространственных предлогов (“кладу кубик в коробку”, “иду к столу”).
o Использование наглядных материалов: схемы, модели, рисунки с изображением пространственных отношений.
4. Развитие представлений о направлениях и ориентировании в пространстве:
o Игры “Куда идти?”: ребенок перемещается в заданном направлении (иди прямо, налево, направо).
o Лабиринты: прохождение лабиринтов на бумаге и в реальном пространстве.
o Игры “Следуй за мной”: ребенок повторяет движения логопеда, ориентируясь в пространстве.
o Игры с планом помещения: изучение плана комнаты, определение расположения предметов на плане.
5. Интеграция с речевой работой:
o Комментирование действий: ребенок проговаривает свои действия и расположение предметов в пространстве.
o Составление рассказов: ребенок описывает картинки с использованием пространственных понятий.
o Пересказ текстов: ребенок пересказывает тексты, обращая внимание на пространственные отношения.
o Игры на расширение словарного запаса: изучение новых слов, обозначающих пространственные понятия.
Методы и приемы:
• Игровой метод: Обучение должно быть интересным и увлекательным, поэтому игры являются основным методом работы.
• Наглядность: Использование картинок, схем, моделей и других наглядных материалов помогает детям лучше понять пространственные понятия.
• Постепенность усложнения: Задания усложняются постепенно, начиная от простых к более сложным.
• Индивидуальный подход: Работа строится с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.
• Повторение и закрепление: Необходимо постоянно повторять и закреплять пройденный материал.
• Мультисенсорный подход: Использование различных каналов восприятия (зрительного, слухового, тактильного, двигательного) для лучшего усвоения материала.
• Моделирование: Дети используют модели, планы и схемы для освоения пространственных отношений.
В заключение:
Формирование пространственных отношений у дошкольников с нарушениями речи – это сложный и длительный процесс, который требует от логопеда терпения, творчества и профессионализма. Комплексная работа, включающая игры, упражнения, наглядные пособия и интеграцию с речевой работой, позволяет детям не только улучшить их пространственное восприятие, но и развить их речь, мышление и общую социальную адаптацию. Важно помнить, что каждый ребенок уникален, и необходимо адаптировать методику под его индивидуальные особенности и потребности.