Раиса Викторовна
Формирование привычки здорового образа жизни у дошкольников. (Из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья.
Отсюда вытекает важная проблема: как научить детей дошкольного возраста быть здоровыми. Начиная работу в этом направлении, я поставила цель.
Цель: разработать систему по формированию у дошкольников элементарных представлений о своем здоровье, здоровом образе жизни, сохранении и укреплении своего здоровья, выработать стойкую привычку к потребности в здоровом образе жизни. Поэтому я начала систематическую, целенаправленную работу по формированию у детей привычки здорового образа жизни, используя различные виды деятельности с детьми, созданием развивающей среды, а так же в организации помощи родителям для проведения ежедневной работы в семье.
Публикация «Формирование привычки здорового образа жизни у дошкольников, (Из опыта работы)» размещена в разделах
За основу я взяла организацию здоровьесберегающего педагогического процесса, соответствующего возрастным и индивидуальным возможностям детей, на разных возрастных этапах.
Систему выстроила по годам обучения (средний, старший дошкольный возраст). Связывающим звеном работы на разных этапах дошкольного возраста является постепенное осознание ребенком себя, своих возможностей и способностей. На каждый год обучения предусмотрен определенный минимум знаний, умений и навыков по таким направлениям: «Я – человек», «Внимание – опасность!», «Гигиена и этикет», «Физкульт-ура»
Через которые решаю такие задачи:
«Я – человек»
- развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов;
-формировать положительную оценку и образ себя;
-способах бережного отношения к своему телу, о неприятностях, которые подстерегают человека, не выполняющего правила жизненной безопасности.
«Внимание – опасность!»
-Изучить краткие теоретические основы правил безопасного поведения и здорового образа жизни в доступном для детей соответствующего возраста объеме;
-сформировать привлекательность здорового образа жизни и безопасного поведения;
-выработать практические навыки здорового образа жизни и безопасного поведения.
«Гигиена и этикет»
- Помочь детям в формировании привычек здорового образа жизни, привитию стойких культурно - гигиенических навыков;
-Расширят знания дошкольников о питании, его значимости, о взаимосвязи здоровья и питания.
- Формировать положительные качества личности ребенка, нравственного и культурного поведения - мотивов укрепления здоровья
«Физкульт-ура»
- формирование положительной мотивации, и стойкой привычки к спорту, физической культуре, зарядке.
-осознание важности и пользы занятий спортом для здоровья.
План работы я реализую:
Через специально организованные занятия «Ребенок и окружающий мир».
Выделяю следующие требования к занятиям с применением здоровьесберегающих технологий:
• Рациональное включение различных видов физминуток.
• Смена видов деятельности.
• Проветренное и чистое помещение.
• Постановка целей, задач занятия
• Благоприятный психологический фон занятия.
В совместной деятельности, через беседы:
«Ухаживай за своими руками», «Чтобы зубы были крепкими», «Красивая осанка» и т. д.
Использую беседу с детьми, как средство систематизации и уточнения, представлений, полученных ребенком в процессе его повседневной жизни. Благодаря беседе, знания детей становятся четче, осмысленнее.
Игровая деятельность.
Именно дидактические и ассоциативные игры позволяют мне сделать процесс обучения более ярким, занимательным, так как та или иная умственная задача, заключенная в игре, решается в ходе доступной и привлекательной деятельности для детей.
Досуговая деятельность.
Составила и провела физкультурно-спортивные развлечения, соревнования: «Хоровод подвижных игр», «Быть здоровыми хотим», КВН «Я здоровье берегу - быть здоровым хочу» и др. Во время проведения физкультурного досуга дошкольникам в игровой форме сообщаются те или иные гигиенические знания, в форме игры закрепляться гигиенические навыки
Режимные моменты.
Утренняя гимнастика - важный элемент двигательного режима, средство для поднятия эмоционального тонуса детей. В утреннюю гимнастику с традиционным комплексом в обязательном порядке включаю коррекционные игры и упражнения для профилактики нарушений осанки, плоскостопия; оздоровительный бег и релаксация.
После нагрузок использую комплексы дыхательной гимнастики по методике А. Н. Стрельниковой, где резкий вдох носом сочетается с движениями, сжимающими грудную клетку. Это вызывает общую физическую реакцию организма, обеспечивающую необыкновенно широкий спектр позитивного воздействия.
Ещё одной формой приобщения детей к здоровому образу жизни и оздоровительного режима, которую я ежедневно используем в работе с детьми, является гимнастика после дневного сна. Её цель – поднять настроение и мышечный тонус детей, а также позаботиться о профилактике нарушений осанки и стопы.
Прогулка.
Прогулки решают не только воспитательные, но и оздоровительные задачи удовлетворяет естественную биологическую потребность ребенка в движении, оказывает оздоровительный эффект. На прогулках я провожу с детьми наблюдения за природой, индивидуальную работу по развитию движений, подвижные, спортивные игры, развлечения и физические упражнения, закрепляю знания, полученные на занятиях.
Проводим опыты и эксперименты со снегом, льдом, сосульками, выясняем такие ли они чистые, как нам кажется на первый взгляд. Проводя наблюдение за растениями дети закрепляют знания о их лекарственных свойствах, за солнцем – о благотворном влиянии солнца на здоровье человека, за животными – закрепляем меры безопасного поведения с животными на улице.
Выполняя совместные трудовые действия по уборке участка от мусора, перекапывание и поливка песка в песочнице, закрывание песочницы специальным теном, дети знают и могут объяснить значимость этого для сохранения здоровья.
Театрализованная деятельность.
Занимательный и поучительный кукольный спектакль использую в своей работе, как отличное дополнением к мероприятиям по воспитанию здорового образа жизни у дошкольников.
Трудовая деятельность.
Для детей каждой возрастной группы определены трудовые обязанности, приучаю не только добросовестно выполнять эти обязанности, но и осознавать их значимость для своего здоровья, для здоровья окружающих.
Художественная литература.
Художественное слово, детская книга - важное средство воздействия на детей. Беседа после прочитанной книги углубляет ее воспитательное воздействие. Для привития культурно-гигиенических навыков использовала потешки, сказки.
В старше и подготовительной группе авторские сказки Лопатиной А., Скрепцовой М. «Сказочный справочник здоровья», «Волшебная сила фруктов» и другие.
В группе создала такую развивающую среду, которая способствует физическому развитию и оздоровлению детей.
Оборудовала уголок здоровья, в котором находится детская литература, дидактические игры отражающие тему здоровья, культурно-гигиенические навыки, здоровый образ жизни. Уделяю большое внимание наполняемости физкультурного уголка.
Работа с родителями.
Направлена на информирование родителей о содержании работы группы, вовлечение родителей в жизнь детей, пропаганду здорового образа жизни. В работе я использую как традиционные формы работы (родительские собрания, консультации, коллективные, и индивидуальные консультации всеми специалистами беседы, тематические выставки) так и нетрадиционные (совместные развлечения, занятия).
Подготовила консультативный материал в форме журналов: «Безопасность вашего ребенка», «Права ребенка», «Профилактика нарушений осанки» и др.
Я считаю, что созданная система позволяет качественно решать задачи по формированию привычки здорового образа жизни у дошкольников.
Ориентация на успех, постоянная опора на интерес, все это дает положительный эффект в моей работе. Дети показывают высокий уровень развития физических качеств, сформированы у детей следующие представления:
• что такое здоровье и как его сберечь;
• что такое витамины;
• о своих органах, их работе и значении;
• что такое режим, гигиена и закаливание;
• о самых значимых витаминах, в чём они содержаться и как влияют на здоровье;
• о том, что есть полезные и не полезные
продукты, какие они;
• вода, какая она бывает, какая полезная для здоровья;
• как работает наш главный орган;
• что такое микробы и вирусы;
• какие бывают болезни, что их вызывает;
• как предупреждать болезни;
• некоторые правила оказания себе первой помощи;
• что такое аптека, для чего она нужна;
• сформированы навыки безопасности жизнедеятельности.
Полученные ребенком знания и представления о себе, своем здоровье, физической культуре, безопасности жизнедеятельности, позволят найти способы укрепления и сохранения здоровья. Приобретенные навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни. Полученный опыт позволит избежать несчастных случаев.