Ирина Алфёрова
Формирование привычки к здоровому образу жизни и безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический совет.
Цель: совершенствование компетентности педагогов и повышение их профессионального мастерства в формировании ЗОЖ и обеспечении безопасности жизнедеятельности дошкольников.
Задачи:
1. Теоретически обосновать формирование основ безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни детей дошкольного возраста.
2. Объединить усилия педагогов для повышения уровня организации прогулок, как важнейшего фактора ЗОЖ.
Публикация «Формирование привычки к здоровому образу жизни и безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
3. Продолжить совершенствование практических навыков организации проектной деятельности, реализации совместных проектов и презентации их.
План педагогического совета
1. Анализ выполнения решений предыдущего педсовета (руководитель)
2. Игра-разогревка (старший воспитатель)
3. Обоснование актуальности (руководитель).
4. Аналитическая справка по тематическому контролю (старший воспитатель).
5. О технологии проектной деятельности (старший воспитатель).
6. Презентация краткосрочных проектов воспитателями групп по теме «Путешествие в Страну Здоровья» (педагоги)
7. Проект решения (руководитель)
Ход заседания педагогического совета.
1. Анализ выполнения решений предыдущего педсовета (руководитель)
2. Игра-разогревка (старший воспитатель)
«Придумай слово на заданную букву»
Участники придумывают и называют слова, связанные по смыслу с темой встречи. Заданные буквы: З, Д, О, Р, О, В, Е.
Например,
«3» - зарядка, закаливание, зубы, завтрак, зубная щетка, зубная паста.
«Д» - движение, дыхание, доброта, деревья.
«О» - осанка, обувь, одежда, обед, овощи,
«Р» - развитие, радость, режим дня, рыба, рыбий жир, растения.
«О» - опрятность, осторожность, отдых, обоняние.
«В» - вода, воздух, витамины.
«Е» - еда, ежевика, единство
3. Обоснование актуальности
Проблема защиты от опасностей возникла одновременно с появлением человека на земле. Многие правила безопасности формулировались, когда люди пытались защититься от диких зверей и природных явлений. Со временем изменились условия жизни человека, изменились и правила безопасности жизнедеятельности. Теперь они связаны с интенсивным движением транспорта на городских улицах, развитой сетью коммуникаций, большим скоплением людей.
Безопасность жизнедеятельности человека представляет серьезную проблему современности. Формула безопасности гласит: предвидеть опасность, при возможности избегать; при необходимости действовать. Для детей она зарифмована в стихах:
Надо видеть, предвидеть, учесть.
По возможности - всё избежать,
А где надо - на помощь позвать.
У дошкольников часто наблюдается слабое развитие умений и навыков анализа обстановки, прогнозирования последствий своих действий. Таким образом, возникает необходимость уберечь детей от опасностей, не подавив их естественную любознательность, открытость и доверие к миру, не напугать их и подготовить к полноценной жизни. В связи с этим необходим поиск педагогических условий обеспечения социальной безопасности ребёнка.
Наравне с данной проблемой мы рассматриваем и проблему сохранения и укрепления здоровья дошкольников. Ведь уберечься от опасности может достаточно сильный и здоровый человек.
Потребность в сохранении здоровья детей есть у родителей, детского сада, общества, и все вместе мы пытаемся внушить ребенку свое представление о здоровье. Поэтому и в образовательной программе детского сада есть раздел, посвященный изучению организма человека, обеспечению безопасности его жизни. Мы считаем, что главное - помочь малышам выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни, научить оценивать свои физические возможности, видеть перспективы их развития, осознать ответственность за свое здоровье.
Возможно ли это в таком юном возрасте? При создании определенных условий возможно. Необходимо погружение ребенка в особо организованную жизненную среду, формирующую привычки здорового образа жизни без их декларирования взрослыми. Новая организация жизненной среды, активизация методов профилактики требует решения не только организационно - методических проблем, но, прежде всего изменения подходов к оздоровительной деятельности в детском саду и семье.
Одним из важных факторов здесь выступает организация прогулки. Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.
На прогулке дети играют, много двигаются. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.
Прогулка способствует умственному воспитанию. Во время пребывания на участке или на улице дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем: о труде взрослых, о транспорте, о правилах уличного движения и т. д. Из наблюдений они узнают об особенностях сезонных изменений в природе, подмечают связи между различными явлениями, устанавливают элементарную зависимость. Наблюдения вызывают у них интерес, ряд вопросов, на которые они стремятся найти ответ. Все это развивает наблюдательность, расширяет представления об окружающем, будит мысль и воображение детей.
Мы знаем, что правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей.
Цитирую требования Сан ПиН
«Рекомендуемая продолжительность ежедневных прогулок составляет 3-4 часа. Продолжительность прогулки определяется дошкольной образовательной организацией в зависимости от климатических условий. При температуре воздуха ниже минус 15°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки рекомендуется сокращать.
Рекомендуется организовывать прогулки 2 раза в день: в первую половину дня и во вторую половину дня - после дневного сна или перед уходом детей домой.»
Как обстоят дела с этим важным режимным моментом у нас, расскажет старший воспитатель, познакомит вас с аналитической справкой по тематическому контролю.
4. Аналитическая справка по тематическому контролю по теме: «Обеспечение оздоровительной направленности и физического развития детей путем активного проведения прогулок»
Цель: повышение качества прогулок как режимного момента Контроль проводился с 11 ноября по 25 ноября 2019 года.
Анализ анкетирования родителей
Рекомендации
Ну а сейчас давайте вспомним этапы проектной деятельности с детьми.
Содержание работы на этапе Деятельность обучающихся Деятельность педагога
I ЭТАП. Подготовка
Проведение вводной беседы с целью:
- формирования первичного представления об изучаемом объекте;
- формирование интереса к данной теме;
- создания условий и возможностей для дальнейшей творческой деятельности
Выбор проблемы (проблема может быть обозначена как ребёнком, так и взрослым). В зависимости от этого различают как детские, так и педагогические проекты.
II ЭТАП. Организация проектной и исследовательской работы
Подэтапы: Актуализация знаний
1. Выбор темы и целей проекта (через проблемную ситуацию, беседу, опрос и т. д.)
2. Определение количества участников проекта, состава группы Обсуждение темы с педагогом, получение при необходимости дополнительной информации, постановка цели Предъявление заранее подготовленного материала для исследования. Помощь в постановке целей
Совместное определение цели предстоящей деятельности, её мотивация. Без цели нет проекта. И обязательно - принятие задач. Отличие цели от задач:
Цель - это желаемый результат. Она должна быть конкретной, реалистичной, приемлемой.
Задачи – то, что позволяет решить сформулированные в проекте проблемы. Для каждой поставленной задачи нужно определить пути решения.
Большую помощь в этом оказывает приём 3-х вопросов. (Что знаю? Что хочу узнать? Как узнать, или Что имеем? Что хотим? Что мешает)
Плановые работы
1. Определение источников информации.
2. Планирование способов сбора и анализа информации.
3. Планирование итогового продукта (формы представления результата). Выработка плана действий (как можно это сделать)
Определение основных методов:
- прочитать в книге;
- понаблюдать;
- посмотреть в компьютере;
- задать вопросы родителям, специалистам;
- подумать самостоятельно;
- посмотреть в книгах;
- посмотреть по телевизору и т. п.
Формулировка задач Выдвижение идей, высказывание предположений.
Определение сроков работы (поэтапно)
Сбор копилок. Копилки бывают 2-х видов – материальная (настоящие объекты, образцы материалов, картинки с изображениями, фотографии)
и информационная (описание объектов, энциклопедии, художественная и познавательная литература, текстовые или музыкальные аудиозаписи.
Освоение копилки обязательно происходит в игровых тренингах, это такие игры, как «Расскажи об объекте» Цель: учить составлять описательные рассказы об объектах с помощью значков имён признаков (Используем схемы, которые я вам всем давала). Ребёнку предлагается составить описательный рассказ по какому-либо объекту по тем именам признаков, которые «открыл» педагог; «Исправь ошибку» Вата лёгкая, а гиря чёрная. (Перепутаны имена признаков «цвет» и «вес»). Надо сказать : «Вата лёгкая, а гиря тяжёлая» или «Вата белая, а гиря чёрная»; «Что лишнее, и по какому признаку» Цель: упражнять в классификации объектов по какому-либо признаку. Детям предлагается ряд объектов или картинок, им необходимо найти, какой из них лишний и обосновать свой выбор. Например: - Снег, мак, халат врача, вата. (по цвету всё белое, кроме мака). – Сосулька, мороженое, сваренный суп, снег (по температуре всё холодное, кроме супа) и т. д.
Проектная деятельность осуществляется в тесной взаимосвязи с родителями:
- родители принимают активное участие в сборе копилки объектов.
- оказывают помощь в изготовлении и оформлении книг с записями детских рифмовок, загадок, сказок и т. д.
- являются заинтересованными и активными слушателями во время презентации детских проектов.
Все это является показателем того, что родители становятся активными участниками образовательного процесса.
Продукт:
- отчёт (устный с демонстрацией материалов);
- макет, альбом с зарисовками;
- мини исследовательская конференция, праздник и т. п.
Я думаю, вы самостоятельно назовете возможные виды продуктов проектной деятельности.
Создание иллюстрированных книг, сборников сказок, загадок, стихов;
Предмет или игрушка с новыми признаками, театральная пьеса, мультфильм;
Издание газеты, журнала и др. ;
Комплексное моделирование по какой-либо теме (фантастическая планета, мир моей семьи и др.);
Серия репортажей, передач, организация экскурсионного бюро в условиях д/с;
Праздники, карнавалы и др. ;
Подиумы (макеты, выставки, плакаты, стенды);
Дизайн помещения или территории;
Игровые или обучающие комплексы.
Исследовательская деятельность
Сбор информации, решение промежуточных задач. Основные формы работы: интервью, опросы, наблюдения,изучение литературных источников и т. п.
Организация экскурсий, проведение экспериментов и т. п.
Проведение исследований. Решение промежуточных задач. Фиксирование информации различными способами: запись, рисунок, коллаж, схема, изображение символами, закладки (в книгах) Наблюдение, советы, косвенное руководство деятельностью, организация и координирование отдельных этапов проекта
Одним из элементов исследования - Создание картотеки
В детском проекте дети делают свою схематизацию, шифровку. Сами рисуют схемы, модели, таблицы, экспериментируют.
На этом этапе очень эффективен метод моделирования под названием «Системный оператор». Любой объект рукотворного мира может быть рассмотрен через девятиэкранную схему (ТРИЗ технология) как самостоятельная система.
А прослеживание развития объекта во времени есть не что иное, как маленькая исследовательская работа.
Также на этом этапе используется модель для изучения объектов. Изучить объект – значит понять, какими вопросами (именами признаков) он описывается, и найти возможные варианты ответов (значения имен признаков).
Мыслительные операции комбинаторного характера осуществляются с помощью морфологической таблицы где по вертикали и горизонтали выставляются какие-либо показатели. Пересечение значений этих показателей и является основой аналитической деятельности.
И еще один метод – это составление паспортов объекта.
Следующий подраздел второго этапа Результаты и выводы
Анализ информации.
Формулировка выводов.
Оформление результата Анализ информации. Оформление результатов. Наблюдение, советы
Цель: формирование коммуникативных навыков, умения осознавать собственную деятельность (рефлексировать).
Что делал? Как делал? Зачем?
III ЭТАП. Представление готового продукта (презентация)
Представление результата работы в разнообразных формах Отчёт, ответы на вопросы слушателей, полемика, отстаивание своей точки зрения. Формулировка окончательных выводов Знакомство с готовой работой. Формулировка вопросов как рядового участника
Одним из важных этапов реализации проекта является - презентация результатов. Используются такие формы защиты проектов: выступление с проектом перед детьми своей группы, других групп д/сада, родителями, педагогами, участие в конкурсе проектов. Краткие сообщения, которые длятся не более 10 минут проходят с использованием наглядного материала: фотоальбом, плакаты, схемы, поделки, выставки творческих работ и т. д.
IVЭТАП. Оценка процессов и результатов работы
Деятельность обучающихся Участие в оценке путём коллективного обсуждения и самооценок Деятельность педагога
Оценивание усилий обучающихся, креативности мышления, качества использования источников, потенциала продолжения работы по выбранному направлению
6. Ну, а сейчас переходим к домашнему заданию – презентация краткосрочных проектов по теме «Путешествие в Страну Здоровья» (воспитатели демонстрируют презентации проектов по ЗОЖ)
Проект решения педагогического совета
1) Продолжать работу по формированию основ здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста.
2) С целью обеспечения безопасности воспитанников и предупреждения травматизма на занятиях, в свободной деятельности всем педагогам строго выполнять инструкции
• по охране жизни и здоровья воспитанников на прогулочных площадках, во время целевых прогулок и экскурсий, труда в природе.
• по охране труда при проведении массовых мероприятий.
• по технике безопасности при организации трудовой деятельности в Детском саду.
3) Принять к исполнению рекомендации тематического контроля:
• Воспитателям путём самообразования изучить структуру прогулки и всегда её соблюдать. В случае, если время первой прогулки сокращено из-за занятий (старшая и подготовительная группы) обязательно проводить удлиненную по времени вторую прогулку.
• Выучить и неукоснительно соблюдать режим дня во всех возрастных группах.
• С учётом пожеланий родителей проводить вторую прогулку.
4) Продолжить активную работу по использованию технологии проектной деятельности.