Лариса Чернавская
Формирование привычки к здоровому образу жизни
В современном обществе быть здоровым не только модно и актуально, но и жизненно необходимо.
Ведь любой стране мира нужны люди здоровые, активные,всесторонне развитые.
Как же нужно воспитывать ребенка,чтобы он понимал значимость здоровья и умел бережно к нему относиться? Этот вопрос меня стал волновать в середине 90-х годов. Тогда не было таких знакомых сейчас словосочетаний как "здоровьесберегающие технологии", "формирование здорового образа жизни". Это сейчас они заняли прочное место в беседах с родителями и детьми, в планах воспитательной работы педагогов всех элементов образовательной структуры.
Публикация «Формирование привычки к здоровому образу жизни» размещена в разделах
На заре педагогики Я. Корчак поделился своими наблюдениями:
"Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье. Нет.
Детям, так же как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясни им, и они будут беречься. "
Дети по своей природе очень любопытны, их интересуют самые разнообразные вопросы,в том числе и как устроен их организм, как он живет,как работают органы, как вести себя в различных ситуациях, чтобы не навредить своему организму. Работая в то время с детьми 6-го года жизни, зная, что это сенситивный период для восприятия информации в любых областях знаний и чтобы удовлетворить интересы детей и сформировать привычку к здоровому образу жизни я наметила цели, обозначила задачи, составила перспективный план образовательной и совместной деятельности в ходе режимных моментов, сделала подборку художественной литературы, дидактических игр и пособий. Многое приходилось делать своими руками, помогали и родители.
Планируя работу по укреплению здоровья, снижению заболеваемости решила использовать методику Ю. Змановского и оздоровительные мероприятия, такие как витаминные напитки, фиточаи. Администрация помогла в формировании здоровьесберегающего пространства.
Прежде чем начать работу с детьми, проводила консультации для родителей, размещала материалы в информационных стендах, оформляла папки-передвижки.
Начав закаливание по методике Ю. Змановского вскоре поняла, что программа действий выполнима и при большом количестве детей в группе. А ведь это актуально. Закаливание мягкое, щадящее. Родители были только "за". Они легко согласились на сотрудничество. Ведь речь шла о здоровье их детей.
Детям были интересны и игра с одеялом, и упражнения в постели, и точечный массаж пальцев рук и ног, который всегда сопровождался стихами, потешками. Особое удовольствие дети получали от умывания,обливания рук до локтя или плечей (кому как нравится) водой комнатной температуры. А с каким интересом они наблюдали друг за другом,когда растирали кожу махровыми рукавичками, сшитыми их мамами или бабушками. Интересно было наблюдать, как дети готовятся к пробежкам в более прохладное помещение: немного страшновато, но боевой настрой, решительность, желание показать себя смелым. И вот страх преодолен! Все хорошо.
Корригирующие коврики, контрастные дорожки - новые ощущения для детей. Материалы использовали разные: камешки, песок, керамзит, сено, пуговицы и многое другое. Упражнения для формирования правильной осанки, игры в кругу завершали программу действий.
На прогулках стали с детьми бегать на дистанцию по методике Ю Змановского.
Опираясь на возникшие у детей интересы, мы старались их закрепить. Своим положительным отношением, справедливой оценкой возбудить у ребенка желание расти здоровым, сильным, красивым. Поддерживаемый взрослыми интерес, их внимание стимулировали дальнейшие стремления детей к активной деятельности, желанию узнавать о том, как быть здоровым.
Работу по формированию привычки к здоровому образу жизни продолжили в подготовительной к школе группе. Заинтересованность в данном виде работы педагога, родителей, детей, ожидание результата подтолкнули к поиску и включению в работу элементов новых методик и технологий: Базарного, Аветисова, Стрельниковой.
Когда пришло время провожать детей в школу, и врач, оформляя медицинские карты, заметил, что все дети нашей группы идут в школу с первой группой здоровья. К нашей большой радости наш труд принес хорошие результаты.
Впоследствии я разработала систему работы по теме "Формирование привычки к здоровому образу жизни" для детей от 3-х до 7 лет.
С целью создания оптимальных условий для индивидуально-дифференцированной работы, эффективности проведения воспитательно-образовательных мероприятий вместе с врачом проводили мониторинг здоровья и физического развития дошкольников, который показал, что эта работа позволила получить положительные результаты в укреплении здоровья детей.
Зная преимущества проектного метода в получении и усвоении информации, провели практико-ориентированный проект "Мы здоровыми растем", в котором участвовали дети средней группы, воспитатели, родители, инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель. Интересно было всем! Все обогатились новыми полезными знаниями.
Важнейшей составляющей здоровья является состояние его души. Праздники, занятия-развлечения, досуги, интересные опыты помогают создать психологическую среду, где главные герои - смех и радость. Дети по утрам спешат в детский сад, где их ждут друзья, где всегда весело и интересно. А болеть некогда! Потому что стараемся быть здоровыми. А здоровье - это красота, сила, хорошее настроение, это когда все получается!