Татьяна Вшивкина
Формирование предпосылок положительной самооценки у детей 3–4 лет через нетрадиционные техники рисования
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование предпосылок положительной самооценки у детей 3-4 лет через нетрадиционные техники рисования.
И в десять лет, и в семь, и в пять
Все дети любят рисовать.
И каждый смело нарисует
Всё, что его интересует.
Всё вызывает интерес:
Далёкий космос, ближний лес,
Цветы, машины, сказки, пляски.
Всё нарисуем!
Были б краски,
Да лист бумаги на столе,
Публикация «Формирование предпосылок положительной самооценки у детей 3–4 лет через нетрадиционные техники рисования» размещена в разделах
- Младшая группа
- Нетрадиционные техники рисования
- Рисование. Все материалы
- Самооценка детей, развитие уверенности
- Темочки
Да мир в семье и на Земле.
Виды и критерии оценок дошкольник усваивает в общении со взрослыми. Ребенок слышит, как оценивают его поступки и деятельность, обращает внимание на оценивание других и применяет это к себе.
Самооценка дошкольника формируется под влиянием оценок значимых взрослых. Он чувствителен к замечаниям «это хорошо» и «так нельзя», «это плохо».
Если ребенок слышит отрицательные высказывания о результатах своих стараний, то он также будет занижать свои способности. А это нисколько не способствует стремлению переделать работу и добиться лучшего результата. Укрепляет веру в себя и свою умелость общая положительная оценка взрослого с вкраплением точечных замечаний, где и что ребенок способен подправить.
К примеру, услышав от мамы «Как красиво ты нарисовал!», ребенок без сомнений посчитает и свой рисунок хорошим, и себя умелым в рисовании. А став свидетелем похвалы других детей, — «Какой же Кирилл молодец! Какой яркий и необычный рисунок у него получился!» — дошкольник пытается проявить себя в каком-то деле, чтобы тоже стать «молодцом».
Чувство гордости за свои достижения является психологическим новообразованием младшего дошкольного возраста, составляет прочный фундамент в формировании самооценки
В 4 года дети связывают самооценку не со своим успешным или неудачным опытом. Они полностью ориентируются на оценочные высказывания окружающих.
Одним из средств формирования положительной самооценки является продуктивная деятельность, так как именно в ней дети открывают для себя собственные возможности.
Изобразительное творчество является одним из самых древних видов искусства. Каждый ребенок рождается художником, и задача взрослого помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть для себя красоту окружающего мира.
Все дети, на определенном отрезке жизни увлеченно рисуют. В изобразительной деятельности ребенок учится самовыражаться, пробует свои силы и совершенствует свои способности.
Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Порой детям недостаточно обычных традиционных способов и средств, чтобы воплотить свои фантазии. На помощь приходят нетрадиционные техники рисования, где происходит сочетание необычных инструментов и материалов.
В своей работе с детьми я остановилась на техниках нетрадиционного рисования, поскольку они привлекают дошкольников своей необычностью позволяют быстро достичь результата.
Например, какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Нетрадиционные техники рисования помогают развивать у ребенка оригинальные идеи, воображение, творчество, мелкую моторику пальцев рук, самостоятельность, повышают самооценку.
Обучать нетрадиционным техникам рисования можно начинать уже в младшем возрасте, постепенно усложняя их. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет детей, а наоборот вызывает стремление заниматься таким интересным делом. Им интересен сам процесс выполнения работы. Таким образом в непринужденной обстановке создается ситуация успеха.
Рисование необычными материалами, используя оригинальные техники позволяет ребенку ощутить множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых ему предметов, удивляет своей непредсказуемостью, повышает уверенность в себе и своих силах.
Создавая изображения, ребенок осмысливает качества предметов, запоминает их характерные особенности и детали, овладевает изобразительными навыками и умениями и учится осознанно их использовать.
Недаром еще Аристотель подчеркивал, что занятия рисованием способствуют разностороннему развитию ребенка. Об этом же писали такие выдающиеся педагоги прошлого, как Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ф. Фребель и многие отечественные педагоги.
Занятия рисованием создают основу для полноценного содержательного общения между собой и взрослыми, и важно помочь детям осуществить такое общение. Работы зарубежных и отечественных специалистов свидетельствуют, что художественно – творческие виды деятельности выполняют терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимают нервное напряжение, страхи, вызывают радостное, приподнятое настроение, обеспечивают положительное эмоциональное состояние ребенка. Поэтому так важно широкое включение в педагогический процесс, в жизнь детей разнообразных занятий художественной, творческой деятельностью.
На занятиях с использованием нетрадиционных техник
1. воспитывается уверенность в своих творческих возможностях, формируется положительная самооценка.
2. они способствуют снятию детских страхов, развивают уверенность в своих силах.
3. дети учатся свободно выражать свой замысел, побуждают детей к творческим поискам и решениям.
4. развивается мелкая моторика рук.
5. малыши учатся работать с разнообразными художественными, природными и бросовыми материалами.
6. развиваются творческие способности, дети получают эстетическое удовольствие.
Для детей младшего дошкольного возраста при рисовании нетрадиционными методами уместно использовать технику «Рисования руками» (пальцами, тычок жесткой полусухой кистью, ватными палочками, печать поролоном.
Первое с чего мы с детьми начали – это рисование пальчиком. Многие дети на этом этапе откровенно боялись опустить палец в краску, отпечатки получались нечеткие, часто смазанные. Индивидуальная работа с детьми в утренние и вечерние часы помогла справиться с этой трудностью.
Следующий этап – рисование ладошкой. Здесь уже трудностей не возникло, дети смело опускали ладошки в блюдечки с краской.
Тычок жесткой полусухой кистью. У моих детей он нашел самый живой отклик. Для рисования я использовала не только кисточки для клея, но и кисти для малярных работ (плоские и круглые). Работы, выполненные ими в этой технике, получаются яркими, образными, хорошо передают объем и текстуру.
Оттиск поролоном. Этот вид нетрадиционного рисования полюбился детям из-за своей доступности. В нашем уголке ИЗО очень много трафаретов, которые нам помогли вырезать родители из обычных губок для мытья посуды. Интерес детей вызван еще и тем, что они сами подсказывали родителям, какие бы формы для печати они хотели иметь.
Рисование палочками с поролоном и ватными палочками. Этот вид деятельности потребовал от малышей большей усидчивости и внимания. Площадь покрытия рисунка от тычка палочкой мала, поэтому мы, в основном, практиковали обвод рисунка по контуру.
В этом году наши дети перешли в среднюю группу и знакомство с нетрадиционными техниками рисования продолжилось.
Начали мы с печати листочками. Этот процесс так захватил детей, что и после занятия дети продолжают приносить, интересные на их взгляд, листочки. Они с удовольствием самостоятельно используют их для рисования.
Детские работы- это лучшее украшение помещений игровой комнаты и раздевалки. Видя результат своей деятельности, дети испытывают чувство гордости и удовлетворения.
В нашей группе выставки детских работ оформляются к каждому празднику.
Здесь вы видите выставки детских работ, приуроченные к Дню защитника Отечества, 8 Марта, Новый год. С какой радостью дети показывают свои работы не только своим родителям, но и всем пришедшим в группу. Родители, в свою очередь не упускают возможности сфотографировать работы своих детей и поделиться ими в соцсетях.
Тематические недели
В рамках проведения тематических недель дети включаются в самостоятельную художественную деятельность. Результаты их работы также оформляются в выставки.
Для реализации задач социального партнерства с родителям в рамках данного направления были проведены следующие мероприятия:
• Семинар-практикум для родителей «Рисуем ладошками»
• Консультации на тему: «Зачем детям рисовать», «Волшебные ладошки».
• Выставка литературы в родительском уголке.
• Помощь в изготовлении материалов для рисования (формы для печати).
В период «самоизоляции» работа с детьми и родителями продолжалась в дистанционном формате. С этой целью использовались такие онлайн ресурсы как мессенджер Viber и сайт МБДОУ.
По окончании режима самоизоляции в группе были организованы персональные выставки детей.
Ниже представлены работы, которые приняли участие в выставках. Эти работы дети выполняли совместно с родителями.
Результаты проведенной работы позволили мне констатировать следующее:
1. С помощью нетрадиционных техник рисования ребенок младшего дошкольного возраста имеет возможность выразить свое эмоциональное состояние, свое отношение к окружающему миру, учится самостоятельно создавать прекрасное.
2. Во время выполнения работ по нетрадиционному рисованию у ребенка происходит сенсорное развитие и развитие изобразительно-выразительных умений:
тренировка движений пальцев рук;
умение ритмично наносить линии, штрихи, пятна, мазки;
умения создавать несложные сюжетные композиции, повторяя изображение одного предмета;
умение составлять орнаменты, рисунки с использованием фигур, различных по величине, форме, цвету.
3. Знакомство детей с нетрадиционными техниками рисования позволяет обогатить содержание детского рисунка.
4. Нетрадиционное рисование позволяет ребенку получать удовольствие от общения с разными материалами и радоваться результатам своего труда.
5. Передавать в рисунках красоту окружающих предметов и природы
6. Строить благоустроенные позиции для изучения детьми назначения цветов (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный).
7. Ориентирование в пространстве. Ориентироваться в пространстве на основе его непосредственного восприятия и словесного обозначения пространственных категорий (местоположения, удаленности). Ориентироваться на плоскости листа бумаги, книги, тетради (верхний правый угол, нижний левый и т. д.).
8. Осуществлять свободные движения руки с карандашом и кистью во время нетрадиционного рисования.
9. Раскрывает творческие возможности ребенка, позволяет почувствовать их характер и настроение.
Таким образом, подводя итог выше сказанному, можно сделать вывод о том, что нетрадиционные техники рисования имеют потенциальные возможности не только для развития изобразительно-выразительных умений детей, их сенсорного развития и творческого воображения, но и оказывают большое влияние на формирование предпосылок положительной самооценки у дошкольников младшего возраста.
Свое выступление хочется закончить словами В. А. Сухомлинского: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».