Наталья Владимировна Сюткина
Формирование предпосылок финансовой грамотности старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Творческое самовыражение детей в театрализованной деятельности»
Воспитатель МБОУ «СОШ №2» с. Сывдарма
Сюткина Наталья Владимировна
К. Станиславский говорил - «Игра ребенка отличается верой в подлинность и правду вымысла. Стоит ребенку только сказать себе, как будто - бы, и вымысел живет уже в нем».
В дошкольном возрасте театрализованная деятельность отражает мир социальных отношений; помогает ребенку преодолеть неуверенность, зажатость, скованность действий; открывает пространство для творческого самовыражения, создания образов с помощью доступных ребенку способов (движение, мимика, жесты, интонация); предоставляет возможность ребенку осуществлять выбор поведения с помощью персонажа.
Публикация «Формирование предпосылок финансовой грамотности старших дошкольников» размещена в разделах
Вся жизнь детей насыщена игрой. В игре ребёнок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, о красоте человеческих отношений, но и учится жить, строить свои отношения в этом мире, а это требует творческой активности личности (внимания, воображения, логики, эмоциональной памяти, хорошо развитой речи, мимики, жестов, т. е. умения держать себя в обществе.
Каждый ребёнок хочет сыграть свою роль, но как это сделать? Как научить малыша играть, брать на себя роль и действовать? В нашем ДОУ мы традиционно используем для творческого самовыражения детей театрализованную деятельность. Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с:
- художественным образованием и воспитанием детей;
- формированием эстетического вкуса;
- нравственным воспитанием;
- развитием коммуникативных качеств личности;
- воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи;
- созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряжённости, решением конфликтных ситуаций через игру.
Главное, театр раскрывает духовный творческий потенциал ребёнка и даёт реальную возможность адаптироваться ему в социальной среде.
Для развития творческих способностей ребё нка в театрализованной деятельности педагог обязан:
- создавать условия для развития творческой активности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонаций и т. д.);
- приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров);
- создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых. Всё выше перечисленное использую в своей работе с детьми.
Театрализованная деятельность в детском саду может быть организованна в утренние и вечерние часы в нерегламентированное время; органично включена в различные другие занятия (музыкальное, по изодеятельности и др., а также запланирована специально в недельном расписании занятий по развитию речи и ознакомлении с окружающим миром.
Предметно-развивающая среда является одним из основных средств развития личности ребёнка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-развивающая среда не только должна обеспечивать совместную театрализованную деятельность детей, но и является основой самостоятельного творчества каждого ребёнка, своеобразной формой его самообразования.
Проектирование зоны театрализованной деятельности детей предполагает соблюдение основных принципов построения предметно-развивающей среды в ДОУ :
- обеспечение баланса между совместной и индивидуальной деятельностью детей;
- организация зон «приватности»;
- предоставление права и свободы выбора;
- создание условий для моделирования, поиска и экспериментирования;
- полифункциональность использования помещения и оборудования;
- возрастная адресованность оборудования и материалов.
Содержание театрализованных занятий включает в себя:
- просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
- игры-драматизации;
- разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок, инсценировка потешек, песенок, мюзиклов, детской оперы, спектаклей ритмопластики;
- упражнения по формированию выразительности исполнения;
- упражнения по социально-эмоциональному развитию детей.
Благодаря проведению системы занятий, направленных на
формирование творческих способностей у дошкольников, посредством
театрализованной деятельности, решались такие задачи:
1. Формирование творческих способностей детей.
2. Формирование творческой самостоятельности участников
исследования.
3. Повышение интереса дошкольников к разнообразным типам
творческой деятельности.
4. Повышение уровня развития познавательных процессов.
Для решения поставленных задач в своей практике выбирала
основные направления развития творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности:
Театрализованные игры. Основные задачи: развитие способности
произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминание
слова героев спектаклей, развитие зрительного и слухового внимания,
памяти, наблюдательности, образного мышления, фантазии, воображения,
интереса к сценическому искусству.
Ритмопластика. Основные задачи: развитие умения произвольно
реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать
согласовано, развитие координации движений.
Культура и техника речи. К основным задачам относятся: развитие
речевого дыхания и правильной артикуляции, разнообразной интонации,
логики речи; обучение сочинению небольших рассказов и сказок, подбор
простейших рифм.
Основы театральной культуры. Основные задачи: знакомство
дошкольников с театральной терминологией, с основными видами
театрального искусства, формирование культуры поведения в театре.
Работа над спектаклем. Основные задачи: развитие навыков действий с
воображаемыми предметами; развитие умений пользоваться интонациями,
выражающими разнообразные эмоциональные состояния.
Большинство занятий проходили в достаточно свободной форме.
Можно было расположиться на ковре, что способствует созданию спокойной домашней атмосферы, передвигаться по группе в ходе игр-
драматизаций, в участии в подвижных играх. Расположение детей в течении занятия могло меняться несколько раз. Такая организация занятий детей даёт простор для выдумок и творчества детей, позволяет им быть свободными и утверждаться в своих силах.
Развитие театрализованной деятельности и накопление эмоционально-чувственного опыта детей – длительная работа, которая требует и непосредственного участия родителей. Активизации интереса родителей способствуют тематические утренники и развлечения, в которых родители и дети являются равноправными участниками. Родителей привлекаю в театрализованных постановках в качестве исполнителей ролей, авторов текста, изготовителей декораций, костюмов, кукол и т. д. Союз педагогов и родителей способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.