Шевякова Ольга Вячеславовна
Формирование познавательной активности в дошкольном возрасте как основа школьной успешности
▼ Скачать + Заказать документы
Всем родителям хочется, чтобы их дети хорошо учились. Это приятно: можно рассказывать об учебных успехах ребенка соседям, родственникам и друзьям; да и просто испытывать положительные эмоции, приходя в школу, где учится сын или дочь.
Но как сделать из дошкольника ученика, который будет успешным? Ответ на этот вопрос простой: подготовка к школе должна начинаться задолго до поступления в нее. Почему этим необходимо озаботиться заранее? Потому что современные программы начального образования значительно сложнее по содержанию и форме подачи материала, нежели их советские аналоги. По сути, начальная школа сегодня «спустилась» в детский сад. Ничего удивительного в этом нет, ведь современным школьникам приходится усваивать за тот же временной период, что и их родителям, несравненно большее количество информации. Поэтому заявления родителей: «Когда я пошел (пошла) в школу, не умел (не умела) ни читать, ни писать, ни считать; и ничего, всему научился (научилась)», мягко говоря, не актуальны. Так же, как и уверенность в том, что будущего первоклассника не обязательно учить заранее, он всему научится в школе, «догонит» своих подготовленных сверстников.
Публикация «Формирование познавательной активности в дошкольном возрасте как основа школьной успешности» размещена в разделах
Современный дошкольник, выпускник детского сада, не подготовленный интеллектуально к школьному обучению, не сможет освоить программу начального образования. Это современная педагогическая аксиома.
Но для достижения высоких результатов одной интеллектуальной готовности мало. Три показателя, «три кита», на которых держится школьная успешность, это:
- способности к обучению;
- условия обучения;
- желание учиться.
И самым главным в этой тройке является последний показатель. При его отсутствии два других показателя перестают работать. Если ребенок-дошкольник имеет хорошо развитые способности, удовлетворительные условия обучения, но не хочет учиться, то результаты обучения будут низкими.
Чтобы этого не произошло, необходимо стимулировать у ребенка познавательный интерес, начиная с самого раннего возраста.
Как это сделать? Взрослые должны поощрять интерес ребенка к познанию окружающего мира. И заниматься этим обязаны не только педагоги дошкольных образовательных учреждений, но и родители, ведь ребенок большую часть времени проводит в семье.
В связи с этим мы, педагоги, стараемся активизировать родительское сообщество; сделать так, чтобы мамы и папы воспитанников не были пассивными наблюдателями процесса воспитания собственных детей.
Нами создана система работы в этом направлении. Педагоги регулярно проводят консультирование родителей по вопросам обучения детей-дошкольников в среде семьи. В некоторых вопросах привлекаются к консультативной работе специалисты: учитель-логопед и педагог-психолог.
В ходе родительских собраний ведется педагогическое просвещение: родители дошкольников знакомятся с методами и приемами обучения детей дошкольного возраста, возрастными особенностями развития, диагностическими исследованиями педагогов детского сада.
При индивидуальном консультировании педагоги объясняют, что для обучения дошкольника дома не обязательно специально усаживать его за парту или стол. Мы рекомендуем обучать ребенка на окружающих предметах. Этот процесс можно организовать в любом месте: на детской площадке, во время поездки куда-либо, похода в магазин и т. д. Рекомендуется задавать дошкольнику вопросы обо всем, что его окружает. Например, формирование элементарных математических представлений начинается с дифференциации понятий «одинаковый-разный». Взрослый показывает ребенку две чашки и спрашивает: «Скажи, чашки одинаковые или разные?» Если ребенок затрудняется с ответом, то взрослый поясняет, что значит одинаковый и что значит разный. Сравнение предметов и объектов способствует развитию памяти, мышления; формирует воображение и пробуждает интерес к процессу обучения.
Именно семья с самого раннего возраста развивает способности и формирует интересы дошкольника. Развитие интересов тесно связано с процессом познания.
Родители воспитанников часто задают вопрос: «Как сформировать интересы у ребенка?» Педагоги отвечают, что нужно пробовать со своим ребенком разные виды деятельности: подвижные игры, рисование, лепку, чтение книг, тематические прогулки. В ходе совместной деятельности происходит не только обмен информацией на уровне «ребенок-взрослый», но и развитие мелкой моторики, пространственной ориентации. Также развиваются интеллектуальные процессы и обогащается словарный запас.
Очень важно для сохранения познавательного интереса у ребенка дошкольного возраста терпеливо отвечать на бесконечные вопросы маленьких почемучек. В доступной для дошкольника форме.
Помимо этого, необходимо в процессе обучения задавать вопросы и ребенку. Начиная от простых, которые выявляют уровень запоминания материала, и заканчивая проблемными вопросами, которые провоцируют мыслительную активность дошкольника.
Учитывая важность формирования и развития познавательного интереса для школьной успешности будущего первоклассника, мы, педагоги ДОУ, разработали комплекс развивающих занятий под названием «Юный исследователь» для детей 6-7 лет.
Комплекс включает в себя 12 занятий продолжительностью 20-25 минут, проводимых 2 раза в неделю.
Структура каждого занятия подразумевает несколько важных блоков:
1 блок – телесная ориентация или «Соматогнозис».
Воспитанникам предлагаются упражнения на развитие ориентации в собственном теле. Задаются вопросы: «Что выше – голова или ладонь?», «А если поднять ладонь вверх?» и т. д.
Данный блок направлен не только на понимание пространственно-телесной ориентации: «Закройте левой рукой правый глаз», «коснитесь левым локтем правого колена». Задания способствуют развитию внимания к сигналам собственного тела, телесным ощущениям.
2 блок – знакомство с природными явлениями «Кто в доме-природе живет?»
В данном блоке проводятся экспериментальные занятия, направленные на изучение ветра, дождя, снега, радуги. Задаются вопросы: «Когда появляется радуга?», «Для чего нужны дождь и снег?», «Где живет ветер?»
3 блок – «Клубок фантазий»
Задания данного блока направлены на развитие мышления и воображения старших дошкольников.
В своей профессиональной деятельности мы стремимся к тому, чтобы дети-дошкольники воспринимали обучение как увлекательный процесс, в ходе которого происходит развитие их интересов и способностей. Но эффективность развития познавательной активности воспитанников во многом зависит от организации в процессе обучения сотрудничества с родительским сообществом, от взаимопонимания на уровне «детский сад-семья».
Список использованных источников
1. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2014. 321 с.
2. Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Средняя группа. М. : Мозаика-Синтез, 2015.-96с
3. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: 123 тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий /авт. Сост. Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова, Изд. 2-е. - Волгоград: Учитель, 2015. 333 с.
4. Образовательная область «Познавательное развитие» (Методический комплект программы «Детство): учебно-методическое пособие / З. А. Михайлова, М. Н. Полякова, Т. А. Ивченко, Т. А. Березина, ред. А. Г. Гогоберидзе. - СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2016. 304 с.
5. Познавательное развитие детей дошкольного возраста(3-7 лет) / сост. Т. В. Хабарова. (Из опыта работы по программе «Детство») СПб. : ООО «Издательство «Детство - Пресс». 2017. 96 с.