Тезенина Наталья
Формирование положительных привычек у детей раннего возраста посредством бережливых технологий
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование положительных привычек у детей раннего возраста посредством бережливых технологий
Автор: Тезенина Наталья Александровна
Организация: МБДОУ д/с «Солнышко»
Населенный пункт: р. п. Большое Мурашкино
Публикация «Формирование положительных привычек у детей раннего возраста посредством бережливых технологий» размещена в разделах
Ранний возраст является одним из ключевых в жизни ребёнка. В этот период наблюдается максимальный темп формирования предпосылок, обуславливающих все дальнейшее развитие организма, поэтому важно своевременно закладывать основы полноценного развития и здоровья ребёнка.
Формировать положительные привычки - значит формировать осознанное, заботливое отношение к тому, что тебя окружает. Чем раньше начать приучать детей беречь свою одежду, игрушки, мебель, посуду и другие вещи, тем быстрее они становятся аккуратными, у них формируется уважительное отношение к труду взрослых, привычка следить за своим внешним видом.
Очень важно обратить внимание детей на то, сколько сил и труда вложено для создания той или иной вещи, как важно бережное к ней отношение.
Как известно примером для ребёнка служит взрослый, дома это родители, в детском саду - воспитатели. Если детей всегда и всюду будет окружать порядок, то эти правила усвоятся легко и быстро.
Что же такое бережливость? Это моральное качество, характеризующее заботливое отношение людей к материальным и духовным благам, к собственности. Меня заинтересовала эта технология и я решила использовать инструменты бережливого производства – 5С в работе с детьми раннего возраста для формирования положительных привычек. Так возник проект «Первые шаги к бережливости», который я реализовала совместно с родителями.
В первую очередь мною был выделен ряд проблем, устранение которых помогло бы сделать пребывание детей в детском саду более удобным и комфортным:
во-первых, повышение безопасности детей;
во-вторых, сокращение потери времени на выполнение ежедневных операций детьми и педагогами в режимных моментах
в-третьих, оптимизация игрового пространства в группе и систематизация игрового материала, обозначения содержимого на контейнерах.
Основным принципом моей работы с детьми раннего возраста является визуализация: посмотрел, вспомнил, повторил в действии, что позволяет детям самостоятельно совершать определённые алгоритмы действий. Помощниками здесь являются, карточка, сигнал, маркер.
Реализация проекта шла в трё х направлениях: бережём себя, время, место.
Безопасность была и будет приоритетным звеном в комплексе педагогической и организационной деятельности дошкольного учреждения. Поэтому первое направление Бережём себя! Там, где ребёнок может обезопасить себя сам, использовала метод воздействия на сенсорику. Для обозначения возможной опасности необходим определённый эталон. Им может стать красный цвет. Он яркий, привлекает внимание, им обозначен запрещающий сигнал светофора. Например, на острые углы мебели, зоны открывания дверей мы нанесли маркёры красного цвета. На то место где находится розетка мы поместили запрещающий знак «Руками не трогать». Ребёнок день за днём видя перед собой подобные маркёры и постепенно приучается избегать опасных мест и тем самым учится оберегать себя от опасности, у ребёнка подсознательно формируется понятие об осторожном поведении в обозначенном месте.
Когда мы себя обезопасили, то решили беречь время! Так, в группе появились настенные маркёры, которые день за днём, без постоянных назиданий со стороны взрослых напоминают ребятам правила посещения туалета, порядок одевания и раздевания, расположение вещей в шкафчике, как правильно мыть руки. Дети учатся быть аккуратными, опрятным, следить за своим внешнем видом, бережно относится к своим и чужим вещам. Находясь в условиях бережливого обучения, дети смогут беспрепятственно применять приобретённые навыки и умения в реальной жизни. Таким образом, использование подобных маркёров помогло снизить потерю времени на процесс одевания, а визуализация в шкафчиках способствовала повышению мотивации одевания.
Как мы берегли место! Ведь игрушки должны иметь удобное расположение, хранится в зоне доступа и в поле видимости ребёнка. В групповом помещение мы визуализировали места их хранения используя маркеры в виде картинок, с изображением различных зон. Структурирование игрового материала по идентичности элементов позволила превратить, например, процесс сбора деталей конструктора в увлекательное для ребят соревнование. Теперь они с лёгкостью определяют в какой контейнер положить крупные детали, в какой мелкие, а в какой – дополнительное игровое оборудование. Таким образом дети учатся бережно и аккуратно относится к игрушкам, поиграл - отнеси на место, каждой игрушке -своё место.
Реализуя проект педагоги и, родители стали единомышленниками в формировании положительных привычек у наших малышей. Родители воспитанников участвуют в совместных мероприятиях, вовлекаются в визуализацию режимных моментов в детском саду, а также используют стандартизацию ежедневных операций своих малышей дома, что помогает быстрейшему освоению ребятами навыков самообслуживания. Оказывают содействие в организации безопасного пространства. Совместно с родителями открыта фабрика процессов для поломанных игрушек или испорченных книг.
Уже сейчас реализовав проект «Первые шаги к бережливости» можно сказать, что методы бережливых технологий понятны и продуктивны для восприятия детьми раннего возраста, доступны для использования в образовательном учреждении и, самое главное, позволяют заложить ростки для дальнейшего развития активной, целеустремлённой личности, не боящейся нестандартных идей, умеющей видеть и просчитывать различные варианты развития событий, что является ценными умениями для будущей успешной реализации ребёнка в обществе.