Валентина Белякова
Формирование патриотизма у детей дошкольного возраста посредством приобщения к традициям русской народной культуры
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование патриотизма у детей дошкольного возраста через приобщение к традициям русской народной культуры
Материал разработан музыкальным руководителем
Беляковой Валентиной Константиновной
на основе опыта государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №116 Выборгского района Санкт-Петербурга.
Воспитание чувства патриотизма у детей дошкольного возраста является важной задачей, которая ставится перед современными педагогами. Одним из средств достижения этой цели является приобщение малышей к русской народной культуре, знакомство с бытом, традициями и фольклором предков. В Федеральной образовательной программе это направление определено как одно из приоритетных.
В ГБДОУ Детский сад №116 комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербурга накоплен значительный опыт работы с дошкольниками в данном направлении. На основе парциальной программы О. Л. Князевой и М. Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» создана система тематических занятий, в ходе которых дети получают знания о традициях и быте русской крестьянской семьи. Особое внимание уделяется развитию у детей любви к родным и близким, уважения к родине, толерантного отношения к миру и бережного обращения с природой.
Инновационные формы работы в детском саду
Важным элементом погружения детей в народную культуру стал созданный в детском саду музей «Русская изба». Здесь воспитанники могут:
- Изучать предметы русского быта, трогать их руками, узнавать об их предназначении;
- Знакомиться с названиями и назначениями таких исторических вещей, как рубель, толкушка, рукомойник, деревянные ложки и берестяные корзины;
- Участвовать в интерактивных играх соответствующей тематики, что способствует живому восприятию материала;
- Примерять народные костюмы и смотреть слайды, иллюстрирующие жизнь русских крестьян.
Погружение становится более действенным, когда особенности народного быта и культуры разъясняются через знакомство с предметами и действиями, которые уже вышли из современного обихода. Например, детям объясняют значения старинных пословиц, загадок, народных примет или показывают процесс создания текстиля – от обработки льна до готового холста.
Тематические занятия для подготовки к праздникам
В течение учебного года воспитатели и музыкальные руководители проводят тематические занятия, которые включают в себя фольклорные элементы, традиционные игры и обряды. Примеры некоторых мероприятий:
- «Осенины» – первый праздник земледельческого календаря. Сценарий включает хороводы, народные песни и рассказы об осенних приметах. Для большего погружения дети исполняют трудовые песни, демонстрируя процесс обработки льна – "мяли, сушили, трепали, чесали, пряли, ткали ленок".
- «Покровская ярмарка» – театрализованное представление, в котором дети разыгрывают сцены с участием коробейников, предлагают предметы народного промысла, танцуют кадриль и играют в народные игры.
- «Колядки» – традиционное январское мероприятие, в котором дети не только знакомятся с обрядом колядования, но и участвуют в своих первых сценических выступлениях.
- «Масленица» – яркий и веселый праздник с блинами, хороводами, песнями и традиционными русскими забавами.
Каждое мероприятие дополняется народными песнями, играми, плясками, а также использованием народных инструментов. Родители активно подключаются к подготовке, помогая в создании костюмов и реквизита.
Тематические блоки занятий
На занятиях педагоги знакомят детей с отдельными традициями и особенностями жизни русского народа:
- «Русская изба» – общие сведения о быте русской крестьянской семьи, особое внимание уделяется главному элементу дома – печи.
- «Женский угол» – знакомство с традиционными видами женских ремесел: рукоделием, ткачеством, созданием одежды.
- «Мужской угол» – дети изучают мужские инструменты: рубанок, деревянные ножницы, гребень и другие. На занятии рассказывалось об изготовлении предметов быта и резьбе по дереву.
- «Домашняя утварь» – занятие о посуде и других предметах, которые использовались в быту. Здесь акцент делается на то, что раньше все создавалось вручную из дерева или железа, и каждое изделие имело конкретное назначение.
Особенности подхода
Работа с дошкольниками требует пояснений и адаптации материала. На занятиях дети знакомятся не только с предметами быта, но и осваивают речевой фольклор – устное народное творчество: загадки, пословицы, поговорки и пестушки. Например, в рамках темы «Женский угол» дети слушали колыбельные песни и рассказывали пестушки, которые наши предки пели младенцам:
«Ножками ходушечки,
ручками хватушечки,
роток – болтунок,
глазки – хлоп-хлоп».
«Поет, поет соловушко.
Поет, поет молоденький,
хорошенький, пригоженький».
Результаты работы
Регулярное проведение занятий, посвященных русской культуре, положительно сказывается на развитии у дошкольников интереса к истории и традициям своей страны. Они расширяют свой словарный запас, учатся уважению к труду, семейным традициям и культурным ценностям. Участие в праздниках и театрализованных мероприятиях помогает развивать творческие способности, укрепляет чувство сопричастности к культурному наследию России.
Таким образом, народное творчество становится основой для воспитания патриотизма у дошкольников, формируя любовь к родине, людям и миру вокруг. Важно, что дети на таких занятиях не только учатся, но и получают яркие эмоции, которые в будущем составят основу их любви к культуре и истории своей страны.