МААМ-картинки

Формирование патриотизма у детей дошкольного возраста посредством приобщения к традициям русской народной культуры

Валентина Белякова
Формирование патриотизма у детей дошкольного возраста посредством приобщения к традициям русской народной культуры
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование патриотизма у детей дошкольного возраста через приобщение к традициям русской народной культуры

Материал разработан музыкальным руководителем

Беляковой Валентиной Константиновной

на основе опыта государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №116 Выборгского района Санкт-Петербурга.

Воспитание чувства патриотизма у детей дошкольного возраста является важной задачей, которая ставится перед современными педагогами. Одним из средств достижения этой цели является приобщение малышей к русской народной культуре, знакомство с бытом, традициями и фольклором предков. В Федеральной образовательной программе это направление определено как одно из приоритетных.

В ГБДОУ Детский сад №116 комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербурга накоплен значительный опыт работы с дошкольниками в данном направлении. На основе парциальной программы О. Л. Князевой и М. Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» создана система тематических занятий, в ходе которых дети получают знания о традициях и быте русской крестьянской семьи. Особое внимание уделяется развитию у детей любви к родным и близким, уважения к родине, толерантного отношения к миру и бережного обращения с природой.

Инновационные формы работы в детском саду

Важным элементом погружения детей в народную культуру стал созданный в детском саду музей «Русская изба». Здесь воспитанники могут:

- Изучать предметы русского быта, трогать их руками, узнавать об их предназначении;

- Знакомиться с названиями и назначениями таких исторических вещей, как рубель, толкушка, рукомойник, деревянные ложки и берестяные корзины;

- Участвовать в интерактивных играх соответствующей тематики, что способствует живому восприятию материала;

- Примерять народные костюмы и смотреть слайды, иллюстрирующие жизнь русских крестьян.

Погружение становится более действенным, когда особенности народного быта и культуры разъясняются через знакомство с предметами и действиями, которые уже вышли из современного обихода. Например, детям объясняют значения старинных пословиц, загадок, народных примет или показывают процесс создания текстиля – от обработки льна до готового холста.

Тематические занятия для подготовки к праздникам

В течение учебного года воспитатели и музыкальные руководители проводят тематические занятия, которые включают в себя фольклорные элементы, традиционные игры и обряды. Примеры некоторых мероприятий:

- «Осенины» – первый праздник земледельческого календаря. Сценарий включает хороводы, народные песни и рассказы об осенних приметах. Для большего погружения дети исполняют трудовые песни, демонстрируя процесс обработки льна – "мяли, сушили, трепали, чесали, пряли, ткали ленок".

- «Покровская ярмарка» – театрализованное представление, в котором дети разыгрывают сцены с участием коробейников, предлагают предметы народного промысла, танцуют кадриль и играют в народные игры.

- «Колядки» – традиционное январское мероприятие, в котором дети не только знакомятся с обрядом колядования, но и участвуют в своих первых сценических выступлениях.

- «Масленица» – яркий и веселый праздник с блинами, хороводами, песнями и традиционными русскими забавами.

Каждое мероприятие дополняется народными песнями, играми, плясками, а также использованием народных инструментов. Родители активно подключаются к подготовке, помогая в создании костюмов и реквизита.

Тематические блоки занятий

На занятиях педагоги знакомят детей с отдельными традициями и особенностями жизни русского народа:

- «Русская изба» – общие сведения о быте русской крестьянской семьи, особое внимание уделяется главному элементу дома – печи.

- «Женский угол» – знакомство с традиционными видами женских ремесел: рукоделием, ткачеством, созданием одежды.

- «Мужской угол» – дети изучают мужские инструменты: рубанок, деревянные ножницы, гребень и другие. На занятии рассказывалось об изготовлении предметов быта и резьбе по дереву.

- «Домашняя утварь» – занятие о посуде и других предметах, которые использовались в быту. Здесь акцент делается на то, что раньше все создавалось вручную из дерева или железа, и каждое изделие имело конкретное назначение.

Особенности подхода

Работа с дошкольниками требует пояснений и адаптации материала. На занятиях дети знакомятся не только с предметами быта, но и осваивают речевой фольклор – устное народное творчество: загадки, пословицы, поговорки и пестушки. Например, в рамках темы «Женский угол» дети слушали колыбельные песни и рассказывали пестушки, которые наши предки пели младенцам:

«Ножками ходушечки,

ручками хватушечки,

роток – болтунок,

глазки – хлоп-хлоп».

«Поет, поет соловушко.

Поет, поет молоденький,

хорошенький, пригоженький».

Результаты работы

Регулярное проведение занятий, посвященных русской культуре, положительно сказывается на развитии у дошкольников интереса к истории и традициям своей страны. Они расширяют свой словарный запас, учатся уважению к труду, семейным традициям и культурным ценностям. Участие в праздниках и театрализованных мероприятиях помогает развивать творческие способности, укрепляет чувство сопричастности к культурному наследию России.

Таким образом, народное творчество становится основой для воспитания патриотизма у дошкольников, формируя любовь к родине, людям и миру вокруг. Важно, что дети на таких занятиях не только учатся, но и получают яркие эмоции, которые в будущем составят основу их любви к культуре и истории своей страны.

Публикации по теме:

Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природеФормирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе План по самообразованию Тема: «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе».

Формирование сенсорной культуры у детей младшего возраста посредством дидактических игр Хочу поделиться опытом работы по теме «Использование дидактических игр для развития сенсорной культуры у детей младшего возраста» (На примере.

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе МКДОУ ДС №445 «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе» Автор: Казакова Екатерина.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование патриотизма у детей дошкольного возраста посредством приобщения к традициям русской народной культуры
Опубликовано: 2 декабря 2024 в 14:13
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование патриотизма у детей дошкольного возраста посредством приобщения к традициям русской народной культуры» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Белякова (УИ 3501678) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 декабря. День написания писем Деду Морозу. Передвижка «Почта Деда Мороза»

4 декабря — это специальный день, когда принято писать письма Деду Морозу.

3 декабря. Международный день инвалидов
Ежегодно 3 декабря отмечается Международный день инвалидов



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД