Светлана
Формирование осознанного отношения к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель данного педагогического опыта - формирование у дошкольников основ здорового образа жизни и осознанного отношения к своему здоровью.
Для достижения цели были определены следующие задачи:
1. Изучить теоретические основ формирования начальных представлений о здоровом образе жизни дошкольников.
2. Рассмотреть особенности организации игровой деятельности в дошкольном образовательном учреждении.
3. Выявить, обосновать педагогические условия и создать предметно – пространственную среду, обеспечивающую реализацию задач ЗОЖ дошкольников.
Публикация «Формирование осознанного отношения к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
4. Построить целостную взаимодействующую систему процесса формирования у дошкольников основ здорового образа жизни и осознанного отношения к своему здоровью.
Условиями эффективной работы с детьми по формированию элементарных представлений о ЗОЖ являются:
• доступность сообщаемых сведений о биологических, социальных, экологических и поведенческих составляющих ЗОЖ;
• соблюдение принципов наглядности, последовательности, систематичности, постепенного усложнения материала;
• реализация воспитательно-образовательной работы с опорой на предметно-практическую и продуктивную деятельность дошкольников, обогащение их чувственного опыта, развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи между событиями;
• использование различных заданий и упражнений с учетом особенностей внимания, памяти, мышления и речи старших дошкольников; коррекция этих психических процессов в ходе формирования представлений о здоровом образе жизни;
• определение способов передачи социального опыта в соответствии с уровнем психического развития детей (совместные со взрослым действия, подражание, образец, обобщенная словесная инструкция, расчлененная словесная инструкция).
Реализация игровой технологии формирования представлений о ЗОЖ у старших дошкольников рассчитана на два блока: формирование когнитивного компонента представлений о здоровом образе жизни и поведенческого компонентов представлений о ЗОЖ. Игры проводятся в свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом. Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.
Для осуществления практической деятельности разработано перспективное планирование на три возрастные группы. Построение работы по опыту для каждого возраста ориентировано на удовлетворение ведущей потребности, свойственной конкретному периоду детства и основано на развитии ведущего психического процесса или сферы психики. Игровые ситуации, связанные с получением знаний о ЗОЖ, используются в процессе разных видов детской деятельности - специально организованных игр, двигательных упражнений, изобразительной, музыкально-творческой, трудовой деятельности, чтения художественной литературы. В планировании предусматривается следующие формы игр : сюжетно-ролевые, дидактические, ролевые, творческие, игры-беседы, игры-упражнения, подвижные игры с дидактической направленностью. Для решения задач выстроена логика трехлетнего обучения следующим образом.
Первый год: формирование понятий о человеке, его организме, здоровье и ЗОЖ; воспитание потребности выполнять правила личной гигиены.
Второй год: расширение представлений об особенностях человеческого организма; о причинах возникновения заболеваний и их профилактика; о полезных и вредных привычках; формирование начальных здоровьесберегающих правил.
Третий год: характеризуется становлением ценностного отношения к здоровью, освоению здоровьесберегающих правил, основ ЗОЖ. (Приложение №2)
Особенностью осуществления образовательной деятельности является введение игровых персонажей: Болейка-герой, который совсем не знает правил ЗОЖ, и, как следствие, болеет; Чистюля-девочка, которая соблюдает правила личной гигиены. Она обладает опытом здоровьесберегающей деятельности. А также и Здоровейка-веселый мальчик, который дружит с Чистюлей, следует ее советам, и поэтому не болеет. Общение с такими персонажами способствует развитию интереса детей к продолжению деятельности и выстраиванию логического перехода из непосредственно образовательной деятельности в игровую образовательную ситуацию. Герои преподносят детям задания, создают проблемные ситуации в соответствии с изученным материалом. Им часто требуются советы и помощь ребят. Именно в эти моменты ребята вместе с воспитателем находят ответы на жизненные вопросы, принимают нормы здорового поведения, учатся решать повседневные проблемы. Игровые ситуации формируют желания заниматься физкультурой, заботиться о своем здоровье и здоровье близких людей, учат сопереживать и помогать тем, кто в этом нуждается. Для закрепления представлений детей о здоровье и ЗОЖ используют приемы, предусматривающие постановку ребенка в позицию субъекта деятельности в ситуациях «Маленький учитель», «Совет по телефону», «Приход Тимоши».
Важно, чтобы дети проявляли компетентность не только при взаимодействии с воспитателем, но и в самостоятельной деятельности, перенося полученные знания в действия. Конечным результатом должна стать демонстрация опыта в самостоятельной деятельности детей.