Мария Полякова
Формирование основ логического мышления у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с геометрическими фигурами
▼ Скачать + Заказать документы
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие его ума, формирования таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.
Уже давно известно, что ребенок с развитым логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть успешным в математике. Однако не следует думать, что развитое логическое мышление – это природный дар, с наличием или отсутствием которого можно смериться. Существует большое количество психологов и педагогов подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься.
Публикация «Формирование основ логического мышления у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с геометрическими фигурами» размещена в разделах
Формирование логических приемов является важным фактором, непосредственно способствующим развитию процесса мышления старшего дошкольника. Практически все психологические исследования, посвященные анализу способов и условий развития мышления ребенка, единодушны в том, что методическое руководство этим процессом не только возможно, но и является высокоэффективным, т. е. при организации специальной работы по формированию и развитию логических приемов мышления наблюдается значительное повышение результативности этого процесса независимо от исходного уровня развития ребенка.
Ознакомление детей с геометрическими фигурами является одним из наиболее доступных способов развития логики у детей.
Основными логическими приемами формирования мышления является анализ, синтез, сравнение, классификация и сериация.
Этот процесс включает целый комплекс задач, для формирования логики ребенка :
- знакомство с геометрическими фигурами;
- умение воспринимать форму окружающих предметов;
- формирование способов обследования;
- развитие творческих способностей и воображения.
Чтобы выполнить поставленные задачи и цели работу нужно проводить в определенных направлениях.
1. Систематизация материала о геометрических фигурах, доступного для усвоения детьми данного возраста.
2. Использование разных методов работы.
3. Создание необходимых условий предметно-развивающей среды.
Для реализации поставленных задач в группе необходимо наличие соответствующего оборудования. В своей практике мы используем дидактические игры: «Цвет и форма», «Подбери по форме», «геометрическая мозаика», «Геометрическое домино», «Геоконт», геометрический ковер, геометрические рамки, «Танграм» и др. Так же были приобретены «палочки Кьюзинера», «Соты Койе», «Кубики Никитина».
Старшие дошкольники начинают проявлять интерес к будущему школьному обучению. Перспектива школьного обучения создает особый настрой в группе старших дошкольников. Интерес к школе развивается естественным путем в общении с воспитателем, через встречи с учителем, совместные дела со школьниками, посещение школы, сюжетно-ролевые игры на школьную тему. Главное - связать развивающийся интерес детей к новой социальной позиции («Хочу стать школьником») с ощущением роста своих достижений, с потребностью познания и освоения нового. Воспитатель стремится развить внимание и память детей, формирует элементарный самоконтроль, способность к саморегуляции своих действий. Этому помогают разнообразные игры, требующие от детей сравнения объектов по нескольким признакам, поиска ошибок, запоминания, применения общего правила, выполнения действий с условиями. Такие игры ежедневно проводятся с ребенком или с подгруппой старших дошкольников.
В 5-6 лет геометрические фигуры дети воспринимают в определенной взаимосвязи по структуре, свойствам, осознают их общность.
В результате психологических исследований стало известно, что процесс познания детьми формы как свойства - длительный и сложный.
«Для того чтобы знать, чему и как обучать детей на разных этапах их развития, надо, прежде всего, проанализировать особенности сенсорного восприятия детьми формы предмета, в том числе и фигуры» - утверждает Л. А. Венгер.
Большое значение для формирования логики у детей отводится конструированию. Сначала это деятельность по образцу. На первых порах ребенок учится воспроизводить объект, повторяя за взрослым, затем повторяя по памяти и наконец, переходят к третьему этапу – самостоятельно восстанавливает способ построения уже готового объекта. Четвертый этап – творческий. Для конструирования используется «геометрическая мозаика», «кубики Никитина», «сложи узор», геометрические рамки, разные виды конструкторов. Воспитатель играет роль ненавязчивого помощника, его цель – способствовать доведению детьми работы до конца.
Детям очень интересно пособие «Танграм».
ТАНГРАМ - «семь дощечек мастерства» - древняя китайская головоломка, состоящая из семи плоских фигур (танов, которые складывают определённым образом для получения другой, более сложной, фигуры (изображающей человека, животное, букву или цифру и т. д.)
При решении головоломки требуется соблюдать два условия:
— необходимо использовать все семь фигур танграма,
— фигуры не должны перекрываться между собой.
Сначала мы с ребятами знакомимся с волшебным квадратом. Рассматриваем его на карточке схеме. Считаем сколько в нем фигур, называем цвет, название фигур. Знакомимся с параллелограммом. Далее ребята собирают квадрат из 7 фигур и радуются результату, чувствуют себя волшебниками. Ну а затем выбирают схемы и собирают на карточке заданную фигуру. У всех всё получается, лишь иногда обращаются за помощью. Следующий уровень: по схеме собираем уже не на карточке, а рядом.
Эта задачка чуть сложнее, но вполне под силу малышам.
Дошкольное детство – период интеллектуального развития всех психических процессов, которые обеспечивают ребенку возможность ознакомиться с окружающей действительностью. Ребенок учится воспринимать, думать, говорить; он овладевает многими способами действия с предметами, усваивает определенные правила, начинает управлять собой.
Но все это невозможно осуществить без поддержки семьи. Наши родители заинтересованы в том, чтобы их ребенок стал личностью умной, всесторонне развитой, способной творить, чтобы он нашел свое место в мире. В работе с родителями использую различные формы и методы : тематические беседы и консультации, оформление выставок литературы для родителей, игротек, родительские собрания интерактивной формы. В результате они становятся нашими помощниками, инициаторами интересных дел, занимают активную позицию в группе и детском саду.