Мария Гвоздкова
Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Согласно ФГОС ДО, главная цель образования - это всестороннее развитие личности ребенка. Среди принципов Стандарта особое место занимают принципы приобщения детей к социокультурным нормам общества и государства и формирование познавательных интересов в различных видах деятельности. В эти понятия можно отнести и развитие экономической культуры личности дошкольника. Говоря о младшем возрасте, в данное определение входит, в первую очередь, знакомство с некоторыми экономическими понятиями и формирование некоторых нравственно-экономических качеств (бережливости, ответственности, практичности, трудолюбия и др.).
Публикация «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников» размещена в разделах
- Старшая группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция январь 2022
Экономика всегда была неотъемлемой частью жизни человека. В современном мире, в постоянно меняющихся условиях, экономическое образование необходимо начинать именно с младшего возраста. Дошкольники уже включены в экономическую жизнь семьи: дети каждый день видят рекламу, ходят с родителями в магазин за покупками, сами пользуются деньгами. Так, уже в дошкольном возрасте, они получают первичные экономические знания и навыки. Задача родителей состоит в том, чтобы на данном этапе познакомить детей со значением денег в семье и обществе и сформировать полезные экономические привычки. Это поможет избежать многих ошибок по мере взросления и приобрести некоторую финансовую самостоятельность. Однако, не все семьи обладают достаточными знаниями в сфере экономики, что может мешать заложить основу безопасного финансового поведения ребенку.
25 сентября 2017г утверждена Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023гг. Целью данного документа является создание основ для формирования финансово грамотного поведения населения, как необходимого условия повышения уровня и качества жизни граждан. Для эффективной организации деятельности призвано внедрить элементы финансовой грамотности в образовательные программы образовательных организаций на базе ФГОС.
Разные источники дают различные определения финансовой грамотности. Финансовая грамотность – это психологическое качество личности, определяющее уровень его знаний в финансовых вопросах, способность зарабатывать и манипулировать денежными средствами. Финансовая грамотность – это умение человека распоряжаться своими доходами и контролировать расходы, грамотно распределять денежные средства и даже приумножать их. В целом, финансовая грамотность – это знание и умения, которые позволяют достичь финансового благополучия. Согласно Стратегии, «финансовая грамотность – результат процесса финансового образования, который определяется как сочетание осведомленности, знаний, умений и поведенческих моделей, необходимых для принятия успешных финансовых решений и в конечном итоге для достижения финансового благосостояния». (4)
Характерные экономические термины сложны для восприятия детьми, а в работе с дошкольниками нельзя забывать о принципе доступности с учетом возраста детей. Поэтому в ДОУ правильнее было бы говорить об изучении основ финансовой грамотности. Прежде всего, это:
• Воспитание экономичности и умеренности («бережливая вещь два века живет»);
• Воспитание практичности («За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь»);
• Воспитание трудолюбия («Терпенье и труд – все перетрут»);
• Формирование правильного представления о финансовом мире («Скупой платит дважды», «На что спрос, на то и цена»).
Финансовая грамотность дошкольников – это заложение нравственных основ финансовой культуры, воспитания бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги (3).
Любое обучение в ДОУ будет успешным при соблюдении ряда условий:
• Последовательность и систематичность в обучении детей;
• Создание предметно-пространственной развивающей среды;
• Тесное взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в становлении начал финансовой грамотности у детей.
Различные методические пособия для ДОУ по финансовой грамотности в полной мере раскрывают методы и приемы работы с детьми и семьями воспитанников. В то же время, основными типами мышления ребенка являются наглядно-действенный и наглядно-образный. Поэтому знания дошкольников существуют в виде представлений, образов, отражающие познанные предметы, явления, их некоторые особенности. Изучение основ финансовой грамотности в ДОУ может иметь форму не только строго-регламентированной деятельности, оно также должно продолжаться в самостоятельной деятельности детей в специально-организованной развивающей среде. Поэтому, немаловажным условием обучения является создание в группе особого центра финансовой грамотности.
Семьи воспитанников могут принимать активное участие в создании игрового уголка по экономическому воспитанию. Работа с родителями включает в себя не только консультации и беседы, но и:
• Проведение тематических родительский собраний «Ребенок и деньги», «Будущая профессия моего ребенка»;
• Организация групповых творческих выставок «Моя копилка», «Семейный бюджет»;
• Помощь родителей в создании атрибутов к играм;
• Тематические встречи с родителями «Моя бабушка-коллекционер», «Профессионал своего дела»
• Фотовыставки «Кем работают мои родители?»
Помощь родителей в организации центра финансовой грамотности позволяет сформировать их интерес к экономическому воспитанию детей. Совместная работа педагога и семьи обеспечит большую логичность и последовательность в обучении детей основам финансовой грамотности.