Наталья Урванова
Формирование основ духовно-нравственного развития личности дошкольников.
▼ Скачать + Заказать документы
В общей системе воспитания граждан России патриотическое воспитание стало приоритетным, чтобы дать новый импульс духовному оздоровлению народа. Для развития чувства патриотизма важно давать детям начальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре. Поэтому целью работы стало формирование основ духовно - нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию и гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Публикация «Формирование основ духовно-нравственного развития личности дошкольников,» размещена в разделах
Работая в данном направлении, мы исходим из принципа, что путь воспитания любви к Отечеству выстраивается в логике «от близкого к далекому» : от любви к родному дому, детскому саду, к своей улице, к городу до любви к родной стране. Чувство Родины начинается у ребенка с восхищения тем, что видит перед собой малыш, что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но пропущены через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Система работы по воспитанию патриотических чувств у детей в процессе приобщения к культуре и истории родного края имеет следующие задачи:
1. Создать условия для формирования нравственной основы чувства патриотизма как общечеловеческой ценности - любви к своей семье, детскому саду, родному краю, стране, людям, населяющим ее.
2. Заинтересовать детей историей их семей, детского сада, города.
3. Знакомить с русскими народными традициями, прививать любовь и уважение к ним.
4. Развивать коммуникативные и социальные навыки.
5. Заложить основу системных знаний, сформировать навыки работы с информацией.
Любой край неповторим: своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор педагогом соответствующего материала по родному краю позволяет сформировать у дошкольников представления о том, каким культурным наследием знаменита малая Родина. Очень важно показать ребенку и рассказать историю, традиции, достопримечательности родного края.
Формы работы с детьми :
- беседы о Родине и об истории своего народа;
- беседы о природе;
- чтение художественной литературы на патриотические темы;
- составление альбомов;
- организация выставок детского и семейного творчества;
- разучивание стихов и песен о Родине, об Отчизне;
- целенаправленные игры;
- встречи с интересными людьми;
- экскурсии;
Особое место в воспитании любви к своей малой Родине принадлежит экскурсиям. В младших группах дети знакомятся с детским садом и работой его сотрудников. Цель данной работы - показать детям результат труда многих людей и сформировать положительное и доброжелательное отношение к труду. В старшем возрасте большое значение уделяется экскурсиям по городу: знакомство с улицами, площадями, с зданиями жилого, социального и культурного назначения. Впечатления от увиденного дети отражают в разных видах деятельности: в конструировании, рисовании, лепке, в строительных и сюжетно-ролевых играх.
Рассказывая детям о современных зданиях, особое внимание обращали на разные виды и стили архитектурных сооружений, например, здание библиотеки имеет вид развернутой книги, на площади Ленина есть высокое здание Научного Института, домики Академического городка одноэтажные, имеют свою индивидуальную архитектуру - это лаборатории, где работают ученые. По результатам экскурсий в совместной работе с родителями и детьми были оформлены альбомы «Моя улица», «Мой микрорайон» «Мой город». Воспитание любви к родному городу невозможно без ознакомления с его достопримечательностями. Посещая с детьми выставки работ местных художников, «Каменный цветок», музея камня, музея Воинской славы школы №7, городской детской библиотеки, Дома творчества, дошкольники получают много новых и интересных знаний о родном городе, об интересных и творческих людях, которые работают и живут рядом с нами. Ознакомление детей с рабочими профессиями людей нашего края также важно, но не всегда возможно показать детям работу промышленных предприятий и производств. Для этого была проведена большая совместная работа с родителями по изготовлению макетов: «Карьер», «Расвумчоррский рудник», «Фабрика АНОФ-2». Родители и дети проявили свои творческие способности и приняли активное участие в городском конкурсе «Апатит, горжусь тобой», посвященном 80-летию объединения ОАО «Апатит», получив призовые места за интересные работы.
В целях воспитания любви и бережного отношения к родной природе вместе с детьми и родителями наблюдаем за сезонными изменениями в природе, трудимся на участке детского сада: соорудили клумбы, «альпийскую горку», посадили разнообразные цветы и кустарники. Данная работа показала, что и взрослые, и дети в наших условиях крайнего севера хотят красивых цветущих клумб, радующих всех нас. Дети бережно ухаживали за посадками и узнавали много интересного о растениях Кольского полуострова. В зимнее время уголки природы в группах дают возможность детям каждый день ухаживать, наблюдать, экспериментировать и любоваться красотой цветущих растений. Знакомя детей с природными и климатическими условиями родного края, мы изготовили макеты «Тундра зимой», «Тундра летом», «Арктика», которые используются как дидактический и игровой материал. Мини музей родного края в ДОУ позволяет детям более внимательно изучить и рассмотреть многие его экспонаты, расширять и обогащать представления о природе родного края. Принимая участие в экологических конкурсах, в 2009году во Всероссийском 15 фестивале «Экология. Творчество. Дети», наши воспитанники стали дипломантами, а в областном конкурсе детского рисунка «Арктика глазами детей» получили грамоты и медали. Традиционно ежегодно организовываем выставки семейного творчества из природного материала, что дает возможность детям вместе с родителями поучаствовать и проявить свои способности.
Детство - время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, время приобретения знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек. В дошкольном периоде идет активное накопление нравственного опыта, и обращение к духовной жизни начинается также в дошкольном возрасте с нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности. Работа по духовно-нравственному воспитанию в детском саду вступило в качественно новую стадию развития, предусматривающую интеграцию духовно-нравственного содержания в повседневную жизнь детского сада, во все виды детской деятельности и во все традиционные методики дошкольного воспитания. Крайне полезной оказалась организация творческих мастерских, таких как "Этнографический музей", "Рождественский подарок", "Тематический диалог".
Воспитание нравственных чувств у дошкольников невозможно без приобщения детей к национальным традициям и культуре родной страны. Данная работа заключается в том, чтобы познакомить детей с историей русского народа, привить ребенку интерес и любовь к обычаям и традициям. Работа с детьми начинается с рассказывания потешек, поговорок, дразнилок, отгадывания загадок. Знакомство с фольклором развивает в детях интерес к окружающему миру, народному слову и обычаям, воспитывает художественный вкус. Дети с удовольствием используют малые фольклорные формы в свободной деятельности, играх. Особое внимание уделяем русским народным сказкам. Дети не всегда могут правильно воспринимать сведения о назначении того или иного предмета быта прошлых времен, о характере взаимоотношений между людьми. Вот пример: любой из нас с раннего детства знает сказку «Колобок», в которой бабка ходила скрести муку по сусекам. Мы с удовольствием рассказываем ее детям, но у них возникает вопрос «Что такое сусеки?» Хорошо, если в тексте есть сноска, информация о том, что сусеки - это сундуки или лари для хранения муки, но даже подобная сноска недостаточна, потому что сундук и ларь устарели. Поэтому возникла необходимость создания в детском саду музея русской избы, который выполнял бы функцию демонстрации предметов народного быта. Собранные экспонаты служат в качестве дидактического материала для разных видов деятельности - для занятий по развитию речи, аппликации, рисованию, лепке, ручному труду, театральной деятельности. Занятия, которые проводятся в избе, позволяют детям соприкоснуться как можно ближе с бытом и жизнью своего народа в прошлом, понять смысл сказок и потешек, пословиц и поговорок, воочию увидеть много интересного. Музей русской избы дает возможность детям не только рассмотреть предмет со всех сторон, но и практически его освоить. Например, веретено дает возможность попробовать прясть; ухват - правильно вынуть чугун из печки. А сколько радости у детей, когда Хозяюшка приглашает в избу попить чай из настоящего самовара и послушать сказку.
Конкурс поделок «Наши любимые русские народные сказки в семье» продемонстрировал творчество семейных коллективов. Созданные ими пальчиковые и настольные театры дети используют в играх.
Знакомство детей с традициями русского народа осуществляется через такой вид деятельности, как народные праздники: «Осенины», «Рождественские колядки», «Масленица», «Пасха». Участие детей в народных праздниках учит их творчески самовыражаться, свободно общаться со сверстниками, получать всплеск положительных эмоций, приобщаться к родной культуре, дает возможность осмыслить назначение каждого праздника, например «Осенины - окончание сбора урожая, «Масленица» - проводы зимы и встреча весны.
В наш век компьютеризации ребенку совсем не помешает иметь представление об играх, в которые играли наши бабушки и дедушки. Для проведения данной работы сделали подборку народных игр: подвижных, хороводных, словесных.
Такие хороводные игры, как «Ходит Ваня по кружочку», «Каравай», «Мы на луг ходили, «Карусель» сближают детей, дают им возможность почувствовать себя членом коллектива, учат действовать вместе и дружно. Используем народные игры в разнообразных режимных моментах, на физкультурных занятиях, в праздниках и развлечениях.
Приобщать детей к народному творчеству можно через организацию продуктивной деятельности: рисование, лепка, ручной труд. Познавая народные промыслы, дети с удовольствием расписывают дымковскую барышню, лошадок, хохломские ложки, жостовские подносы, подбирают самые яркие краски и создают узоры. Эти занятия помогают узнать детям об игрушке прошлого века, замечать, как умело люди мастерили и расписывали красивые и очень добрые по внешнему виду игрушки, которые радовали и детей, и взрослых.
Работа с родителями составляет существенную частью деятельности детского сада. Ведь те культурные эталоны, духовные ценности, которых придерживается семья, как правило, и усваивает ребенок. Для ребенка всегда дорого то, что сделано своими руками, а если это сделано вместе с папой и мамой, то эта поделка, игрушка является наиболее ценной. На занятиях семейного клуба «Содружество» вместе с детьми и родителями учились изготовлять народную куклу-закрутку, узнали историю ее возникновения.
В заключении хочется сказать, что воспитание патриотических чувств у детей в процессе приобщения к истории и культуре родного края и страны является важнейшей стороной формирования и развития личности ребенка. И только совместное воздействие таких факторов, как семья, ближайшее окружение, детский сад, объединенных в одну образовательную систему, позволяет воспитывать у ребенка чувство патриотизма, любви к своей Родине, народу и его культуре.