Ирина Стрельчик
Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире и представляет серьезную проблему современности.
По данным ВОЗ ежедневно во всем мире гибнет 2300 детей по причине неумышленной травмы или несчастного случая.
В ДТП -720
От утопления – 480
От ожогов – 260
В результате падения - 130
От отравлений – 125
Россия находится на 1 месте в мире по детскому травматизму.
Становится очевидным, что ключевая роль в обеспечении национальной безопасности любого государства и жизнедеятельности отдельной личности и общества принадлежит образованию.
Публикация «Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников» размещена в разделах
Современная жизнь доказывает необходимость обеспечение безопасной жизнедеятельности, требует обучение сотрудников ДОУ, родителей и детей безопасному образу жизни в сложных условиях социального, технического природного и экономического неблагополучия.
Ребенок по своим физическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности своего существования, поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты ребенка – дать элементарные знания основ безопасности.
Период дошкольного развития можно назвать своеобразным фундаментом, с которого начинается строительство и развитие всего дальнейшего характера, способностей, навыков. Именно в этот период начинается процесс социализации устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия; миром людей, природы, предметным миром, закладывается фундамент здоровья, закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни.
Работая в детском саду, мы замечаем, что дети стали менее самостоятельными, часто безынициативными, не могут принимать самостоятельно решение, не знают, к кому обратиться за помощью, не умеют принимать правильное решение в экстремальных ситуациях, не знают правила поведения по технике безопасности.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, в целевых ориентирах прописано, что на этапе завершения дошкольного образования ребенок должен пытаться самостоятельно объяснить поступки людей, обладать начальными знаниями о социальном мире в котором он живет, быть способным к принятию собственных решений, опираться на свои знания и умения, может соблюдать правила безопасного поведения.
Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей – дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них.
Безопасность- не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Педагоги стоят перед необходимостью систематизации работы по трем направлениям: предвидеть, научить и уберечь. В детском саду педагоги совместно с семьями воспитанников воспитывают культуру безопасности как формирование системы знаний об источниках опасности, средствах, их предупреждения и преодоления, формирования предпосылок экономического сознания и предполагает решение следующих задач:
- формирование представлений об опасных для человека и окружающих мира природы ситуациях и способах поведения в них;
- приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
- передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного поведения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.
Для того, чтобы наша работа дала положительный результат, необходимо привлечь родителей. Педагоги должны объяснить взрослым с помощью каких приемов можно научить дошкольника наиболее эффективному образу действий во избежание тревожных ситуаций с которыми ребенку и его родителям приходится сталкиваться в жизни.
Многие меры по обеспечению безопасности могут показаться элементарными, однако с ребенком на первом этапе необходимо разбирать и обсуждать простые правила поведения. Защитить себя и своих детей от многих проблем можно лишь при условии постоянной работы о безопасности.
Говоря о безопасности ребенка дошкольного возраста необходимо учитывать следующие особенности:
- стремление ребенка к самостоятельности и неумение адекватно оценивать свои силы и возможности;
- недостаточный опыт поведения в сложных ситуациях, неумение использовать правила безопасности и др.
Можно условно выделить основные источники опасности для ребенка дошкольника :
- опасности дома;
- опасности контакта с незнакомыми людьми;
- опасности в природе;
- Опасности на улице и на дороге;
Мероприятия по формированию основ безопасности целесообразно проводить по 5 правилам:
Информационное- обучение правилам формирования знаний безопасного поведения;
Развивающее – формирование практических умений и навыков безопасного поведения;
Воспитательное- формирование мотивации ответственного поведения;
Методическое – методическое обеспечение, создание окружающей среды;
Контрольное- система контрольных мероприятий по оценке эффективности получения детьми знаний и умений.
Формы работы с детьми :
- комплексные занятия, беседы, ознакомление с художественной литературой, беседы по иллюстрациям, сюжетные картинки, игры, экскурсии, экспериментирование, опыты, игровые тренинги, минутки безопасности, моделирование, примеры из литературных произведений, дидактические игры, ситуативно- имитационное моделирование, проектирование, использование презентаций, встреча с представителями экстремальных и социальных служб, показ последовательности действий с помощью иллюстраций, совместные рисунки, дни открытых дверей, развлечения, совместные прогулки, родительские собрания и другие мероприятия.