Надежда Павловна
Формирование основ безопасности у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование основ безопасности у детей
младшего дошкольного возраста
Правила безопасности возникли еще в глубокой древности. Когда люди пытались защититься от диких зверей и природных явлений. С приходом цивилизации изменились условия жизни человека, в свою очередь, изменились и правила безопасности жизнедеятельности. Теперь они связаны с интенсивным движением транспорта на городских улицах, развитой сетью коммуникаций, большим накоплением людей и прочим.
Публикация «Формирование основ безопасности у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Ребенок попадает в различные жизненные ситуации, в которых он может просто растеряться, так как не имеет навыка и жизненного опыта, поэтому, в первую очередь надо дать детям необходимый запас знаний об общепринятых человеком, нормах поведения, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке. Помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения, которые необходимы им в быту и на улице, развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность за своё здоровье и жизнь. При этом важно научить ребенка объяснить собственное поведение в той или иной ситуации.
Решение задач основ безопасности жизнедеятельности возможно лишь при постоянном общении взрослого с ребенком: вместе ищем выход из трудного положения, вместе обсуждаем проблему, ведем диалог, вместе познаем, делаем открытия, удивляемся.
В дошкольном образовательном учреждении обязательная и первоочередная задача взрослых состоит в том, чтобы оберегать и защищать самых беззащитных граждан - маленьких детей, подготовить к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность.
Беседуя с детьми о безопасности в доме и группе детского сада, обращаем внимание детей на то, что может случиться, если использовать предметы не по назначению. Прежде чем-то воспользоваться, подумать том, к чему это может привести. С детьми мы устраиваем воображаемую экскурсию по квартире и находим опасные предметы «газовая или электрическая плита, телевизор, утюг и т. д.». Например: электрический ток – наш помощник, но он может быть и опасным. Причинить вред могут даже самые обычные предметы: молоток, клещи, кнопки, иголки, если они применяются не по назначению или разбросаны.
После бесед мы подводим детей к изучению и запоминанию определенных правил.
В дошкольном возрасте дети еще не могут самостоятельно находить безопасные решения в той или иной ситуации.
Безопасность жизнедеятельности дошкольников, ее обеспечение осуществляем в двух направлениях: устранение травмоопасных ситуаций и воспитание безопасного поведения. В работе с детьми широко используем сказки, содержащие примеры нарушения героями правил безопасного поведения : «Волк и семеро козлят», «Кот, петух и лиса» и т. д. После прослушивания сказок обсуждаем с детьми опасные ситуации героев сказки, вместе ищем выход из сложившейся ситуации.
Подбираем дидактические игры и пособия, помогающие закрепить полученные знания об источниках опасности, мерах предосторожности и действиях в возможных ситуациях: «Наша улица», «Светофор», «Опасно - безопасно», и т. д. Ежедневно включаем «минутки безопасности» в образовательную деятельность и другие режимные процессы, чем закрепляем знания и умения личной безопасности у дошкольников. Широко используем принцип наглядности обучения, который эффективен для закрепления у детей представлений о правилах безопасности и последствиях их нарушения. Закрепляем с детьми знания ими домашнего адреса, фамилии, имени и отчества родителей. Используем примеры из личного опыта для иллюстрирования способов безопасного поведения.
Нами разработан цикл тематических бесед таких как «Как правильно вести себя с домашними животными», «Встреча с незнакомыми людьми», «Учись быть осторожным на улице», «Правила поведения на воде, в лесу». Чтобы заинтересовать детей, мы используем различные занимательные вопросы, стихи, загадки, игры, которые помогают усвоить детям в игровой форме знания по данному предмету, развивать творческие способности.
Лучший урок безопасного поведения – это пример окружающих взрослых. Моделирование возможных ситуаций на макете и в игровом уголке, а так же имитация образцов поведения - необходимый метод освоения детьми правил безопасности. Обучаем детей правильному обращению с бытовыми предметами в процессе трудовой деятельности.
Взаимодействуем с семьей по воспитанию безопасного поведения ребенка через активные формы сотрудничества : консультации, тренинги, семинары, мастер – классы. В беседах с родителями особое внимание уделяем вопросам хранения бытовой химии, лекарств в недоступных для детей местах дома.
Таким образом, в результате реализации комплекса педагогических условий, можно добиться динамики в освоении опыта безопасного поведения в быту и на улице ребенка дошкольного возраста. Все, чему учат детей, они должны уметь применить в реальной жизни, на практике. Важно побудить ребенка задуматься о работе своего организма, почувствовать и лучше понять его сложное устройство, осознать значение правильного питания, активного образа жизни, личной гигиены.
Использованные источники:
1. Моисеева Л. В., Погодаева М. В. «Инновационная модель образования дошкольников в области безопасности» Пед. //образование в России – 2014г. - №2
2. Захарченко С. А. «К вопросу формирования опыта безопасного поведения дошкольников» Нижневартовск, 2012