Юлия Федорченко
Формирование основ безопасного поведения у дошкольников посредством разных видов деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире. ООН называет эту проблему одной из приоритетных в научных исследованиях. Психолого-педагогические исследования позволяют предположить, что дошкольный возраст является благоприятным для освоения основ безопасности жизнедеятельности, поскольку в период дошкольного детства формируются психические новообразования, определяющие возможность осуществления целенаправленной работы в данном направлении.
Публикация «Формирование основ безопасного поведения у дошкольников посредством разных видов деятельности» размещена в разделах
Деятельность является одновременно средством и условием, обеспечивающим ребёнку возможность активно познавать окружающий его мир и самому становиться частью этого мира. В совместной деятельности взрослого и ребенка происходит передача социального опыта. В деятельности ребенок овладевает умением проявлять своё отношение и отражать это в поступках и на деле в разных опасных ситуациях.
Познание окружающего у детей происходит через предметную деятельность, которая заключает в себе возможность познавать ближайшее окружение с помощью всей группы сенсорных чувств. Манипулируя с предметами, ребенок узнает об их свойствах, назначении, функциях. В окружении ребенка должны быть предметы, с помощью которых он знакомится с правилами безопасного обращения с ними.
Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте – это игра. От содержания игры зависят поступки детей в тех или иных ситуациях, их поведения, отношения друг к другу. Отражая в игре события окружающего мира, ребенок как бы становится их участником, знакомится с миром, действуя активно. В работе по формированию основ безопасного поведения необходимо использовать все виды игр. Через продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование) дети отражают окружающую их действительность. От того, как ребёнок воспринимал социальные явления, какое у него сложилось отношение, будет зависеть характер изображения этих явлений их взаимосвязь.
Опыт ребёнка обогащает освоение трудовой деятельности. Ребёнок, наблюдая за действиями взрослых, начинает подражать им. Во время труда развиваются волевые качества, формируются умения прилагать усилия для достижения цели, уверенность в своей способности преодолевать трудности.
Через наблюдение ребенком окружающего мира обогащается социальный опыт ребенка. Ребенок всегда наблюдает и все запоминает (поведение взрослых в опасных ситуациях, взаимоотношения с другими людьми). Именно наблюдение формируют картину мира. К сожалению, в эту картину может войти и отрицательный опыт, и задача взрослых – постараться расставить правильные приоритеты. Наблюдение окружающего может быть как пассивным, так и активным. Наблюдение стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет правила обращения с опасными предметами.
В процессе непосредственно образовательной деятельности ребенок имеет возможность приобретать знания под руководством взрослого человека, который организует получение знаний и контролирует их усвоение детьми, вносит необходимую коррекцию через познавательную деятельность, беседы, чтение художественной литературы, художественно- эстетическую деятельность. Планомерная и систематическая деятельность взрослых, направленная на воспитание безопасного поведения детей, является важным условием подготовки ребенка к безопасному существованию в окружающей среде и носит профилактический характер.