Половинкина Елена Владимировна
Формирование основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста в образовательном пространстве детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» определяются обязанности педагога в области формирования культуры здорового и безопасного образа жизни у детей. Деятельность педагога предполагает формирование у детей опыта безопасного поведения через организацию развивающей предметно-пространственной среды и целенаправленную реализацию методических принципов построения педагогического процесса в данном направлении. В статье авторы представляют педагогические условия формирования основ безопасного поведения детей 4–5 лет в образовательном пространстве детского сада, выделяют направления их реализации.
Публикация «Формирование основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста в образовательном пространстве детского сада» размещена в разделах
Ключевые слова: дошкольное образование, дошкольный возраст, безопасный образ жизни, раннее обучение, основы безопасного поведения, обучение дошкольников безопасному поведению.
Актуальность образовательной деятельности по формированию у детей основ безопасного поведения определяется требованиями Федерального государственногостандарта дошкольного образования. Задачи формирования основ безопасного поведения определены в рамках образовательной области «социально-коммуникативноеразвитие» и заключаются в формировании у детей представлений об опасных для человека и его жизнедеятельности ситуациях, возможностях их избежать и способахповедения в них, навыки осмотрительного и осторожного поведения во взаимодействии с бытовыми приборами, социальным окружением, природными объектами иобъектами городской инфраструктуры. Навыки безопасного поведения необходимо формировать, начиная с дошкольного детства в процессе целенаправленнойсистематической работы с детьми. Эти навыки должны быть осознаны ребенком, приняты им как часть собственной структуры поведения. Н. Н. Авдеева, К. Ю. Белая,О. Л. Князева и другие исследователи данной проблемы отмечают, что данные навыки должны быть «преломлены ребенком через его витагенный опыт на основе игры».Таким образом, перед дошкольными образовательными организациями встает чрезвычайно актуальная и важная задача эффективного решения вышеперечисленныхзадач.
Данная проблема всесторонне рассматривается как отечественными, так и зарубежными учеными. Однако в большей степени в научно-методической литературераскрываются способы формирования основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста. А применительно к детям среднего дошкольного возраста(4–5 лет) она затрагивается недостаточно, что и обусловило наш научный интерес к данному вопросу.
В рамках магистерского диссертационного исследования мы рассматриваем основы безопасного поведения комплексно, куда входит безопасное поведение в быту,на улице, в природе, в социуме. В рамках статьи мы остановимся только на таком виде как безопасное взаимодействие с социумом, а в качестве средства будемрассматривать игровую деятельность.
В настоящее время право ребенка на социальную защиту стало одним из значимых социально-экономических прав и свобод личности и было зафиксировано взаконодательных документах международного и отечественного уровня.
В психолого-педагогических исследованиях (А. В. Пелихова, Т. Н. Поддубная) выделяют несколько групп социальных опасностей в отношении детей дошкольноговозраста : социально-психологические, социально-правовые, социальные и социально-экономические. Все эти виды таят угрозу для полноценного развития личностиребенка, а некоторые и для жизни и здоровья.
Мы полагаем, что формированию у детей основ безопасного поведения будет способствовать создание в дошкольной образовательной организации следующихпедагогических условий:
1. Психолого-педагогическое просвещение родителей по проблеме формирования у детей основ социальной безопасности.
2. Подбор содержания образовательной работы с детьми, способствующего формированию представлений о социальных опасностях, навыков осмотрительного поведения.
3. Развитие у детей таких качеств личности, которые обеспечивают человеку «самосохранительное поведение в ситуации криминогенного риска» (А. В. Пелихова).
Для реализации первого педагогического условия мы разработали для родителей воспитанников комплекс мероприятия, способствующих повышению их психолого-педагогической просвещенности по вопросам социальной безопасности, знакомящих с возможными мерами предупреждения опасностей. Такими мероприятиями сталициклы семинаров, организуемые с участием социальных партнеров детского сада (полиция, медицинские работники и т. п.); групповые очные и заочные консультации;памятки по безопасности и выставки методической литературы; мастер-классы и деловые игры; деятельность детско-родительского клуба в детском саду.
В рамках второго педагогического условия акцент делался на работу с детьми. В игровой форме разрешались разнообразные проблемные задачи, инсценировалиськонкретные жизненные ситуации, проводились упражнения на закрепление умственных и практических действий заданного содержания. Данная работа позволилаобогатить и систематизировать представления детей о социальном окружении и опасностях, которые ему присущи, обеспечить детям накопление социально-нравственного опыта взаимодействия с окружающими.
Реализация третьего педагогического условия предполагала работу над становлением адекватной самооценки дошкольников, развитию первоначальных уменийоценивать себя, свои способности и возможности; осуществлялось обучение детей самостоятельности, умению делать выбор и принимать решение, нестиответственность за его последствия и за свое поведение в целом. В игровой деятельности дети учились анализировать окружающую обстановку прогнозироватьпоследствия своих действий.
Полагаем, что обозначенные педагогические условия позволят сформировать у детей знания и навыки безопасного поведения, осмотрительного и осторожногоотношения к потенциально опасным ситуациям.
Список литературы
1. Гризик Т. И. Формирование основ безопасного поведения у детей 3–8 лет / Т. И. Гризик, Г. В. Глушкова. – М. : Просвещение, 2017. – 96 с.
2. Михеева Е. В. Сущность понятия «здоровье» и его ценностное содержание / Е. В. Михеева, А. Г. Ильясова // Вопросы дополнительного профессионального образования педагога. – 2017. – №1 (7) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://orenipk.ru/nauka/jour/vpo7–2017.htm (дата обращения : 02.01.2019).
3. Пелихова А. В. Педагогические условия формирования социальной безопасности ребенка дошкольного возраста / А. В. Пелихова // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. – 2010. – №125 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-usloviya-formirovaniya-sotsialnoy-bezopasnosti-rebenka-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения : 26.01.2019).
4. Чермашенцева О. В. Обучение дошкольников безопасному поведению / О. В. Чермашенцева. – Волгоград: Учитель, 2017. – 226 с.