Юлия Развозжаева
Формирование образной речи у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребенка. У детей старшего дошкольного возраста речь достигает высокого уровня, накапливается значительный запас слов, возрастает вес сложных и распространенных предложений, увеличивается количество обобщающих слов и рост придаточных предложений. К 5-6 годам у детей развивается осмысленное восприятие, проявляющееся в понимании содержания и нравственного смысла произведений, в способности выделять и замечать средства художественной выразительности, т. е. у детей развивается понимание образной стороны речи.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
В то же время ученые отмечают существенное несоответствие между способностью детей к восприятию образного строя литературных и фольклорных произведений и умением образно выражать свои мысли, впечатления, переживания. Речь детей, как правило, бедна и невыразительна, в ней много шаблонных выражений и слов – «сорняков».
Дети, как губка, впитывают в себя речь окружающих их взрослых как дома, так и в ДОУ, а также речь, которую они слышат в рекламных роликах и современных мультфильмах. Все это ведет к потере индивидуальности, эмоциональности в речи.
Наш язык богат образными оборотами. Образные средства оживляют речь, делая ее меткой, эмоциональной, гибкой. Успешное формирование образной речи достигается на основе развития всех сторон речи, выполнения специальных упражнений, знакомства с художественной литературой, когда происходит заимствование выразительных авторских средств, а художественный образ в произведениях изобразительного искусства соотносится с художественным образом литературного и музыкального произведений. Когда происходит осознанный выбор детьми образных средств, наблюдается становление их речевой и общей культуры. Развитие образной речи является важной составной частью социализации дошкольников : ребенок, владеющий ее основами, быстрее наладит контакт даже в незнакомом обществе. Общение – главное условие личностного развития.
Показатели сформированности образно – эмоциональной
стороны речи.
1. Умение строить связное высказывание на основе фактов, наблюдений, когда в нем передаются обдуманные мысли, употребляемые в малых фольклорных формах.
2. Соблюдение последовательности, четкости высказываний, умение не только начать, но и закончить, завершить высказывание.
3. Владение особенностями того или иного стиля в соответствии с определенным жанром высказывания.
4. Умение использовать в речи образно – эмоциональные выражения для точности передачи авторского текста, употреблять сложные предложения, понимать смысл пословиц.
5. Владение образно – эмоциональной лексикой, интонационной выразительностью устной речи, отсутствие в речи грубых, просторечных слов и выражений.
6. Хорошая дикция, владение логическим ударениями, соблюдение правил орфоэпии.
Существует много игр, помогающих дошкольникам узнавать значение новых слов, определять лексическое значение слова в зависимости от контекста, понимать некоторые многозначные слова, подбирать синонимы и антонимы, составлять с ними предложения и некоторые связные тексты; объяснять эмоциональное состояние человека, подбирая соответствующие слова и выражения; осмысливать и объяснять происхождение некоторых слов; самостоятельно образовывать новые слова с помощью суффиксов и приставок; различать стилистические оттенки слов, употреблять их в соответствии с контекстом; овладевать навыками речевого этикета, умением составлять описательные и повествовательные тексты.
Игры для формирования образной речи :
«Что мы делали?»
Цель. Учить употреблять глаголы в настоящем, прошедшем и будущем времени, в повелительном наклонении.
«Кто играет с Таней?»
Цель. Учить называть признаки и действия предмета, пользоваться вежливой формой обращения, осмысливать значения слова гладить.
«Найди ручку»
Цель. Учить составлять предложения со словом ручка, употребляя его в разных значения.
«Расскажи про ручку»
Цель. Учить составлять рассказы со словом ручка.
«Бывает – не бывает»
Цель. Учить вслушиваться в звучание слов и стараться мысленно представить, что они обозначают, уточнять значение слов.
«Кто сумеет похвалить?»
Цель. Учить употреблять прилагательные к существительным, согласовывать их с существительными в роде, числе, падеже.
«Что это значит?»
Цель. Учить сочетать слова по смыслу, углублять представления о прямом и переносном значениях слов.
«Речевые ситуации»
Цель. Побуждать к активизации представлений, заставляя в уме совершать словесно-логические операции (находить нужное слово).