Любовь Волокитина
Формирование нравственно-этических норм детей с нарушением слуха
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из важнейших компонентов учебно-воспитательного процесса является нравственно-этическое воспитание.
Ребёнок с нарушенным слухом, также как и слышащий, испытывает на себе различные воздействия среды. Он накапливает знания об окружающем мире, уточняет представления об отдельных объектах и явлениях, расширяет свой кругозор. Нарушение слуха и недоразвитие речи вносит своеобразие в его взаимоотношения с социальной средой.
Публикация «Формирование нравственно-этических норм детей с нарушением слуха» размещена в разделах
- Нарушение слуха. Обучение детей с нарушением слуха
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
В своей работе с детьми с нарушенным слухом я стараюсь создавать такие специальным образом организованные условия, которые развивали бы ребёнка, устанавливали правильные взаимоотношения между ним и социальной средой. Это достигается и в результате продуманного хода занятий с использованием наглядно-демонстрационного материала, который играет большую роль в решении задач по уточнению и обогащению знаний детей о предметах и явлениях окружающей жизни, систематизации и обобщения имеющихся у них представлений, и, особенно, в игре. Моделируя взаимоотношения людей, их поступки, перенося в игры нормы поведения, влияю на усвоение детьми в игровой форме простейших нравственно-этических правил, что постигается и в других видах деятельности, но преимущественно через речь в более поздние сроки и с большим трудом. В группе подобраны настольно-печатные и дидактические игры для формирования у детей доброжелательности, вежливости, уважения к окружающим, развивающие способность оценивать своё отношение к позитивным и негативным поступкам. Это такие игры, как «Хорошо-плохо», «Верно-неверно», серия игр «Школа этикета» («Помоги Незнайке.», «Накрой стол…», «В гости на день рождения» и т. д.). При оборудовании зон для организации бытовых, сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций привлекаются родители. При этом даю консультации о помощи в развёртывании игр глухими детьми дома, привнесении новых элементов, обыгрывании жизненного опыта. Доношу до родителей, что усвоение нравственных норм, понимание их смысла значительно сложнее происходит у дошкольников с нарушениями слуха, нежели у их слышащих сверстников. Они могут наблюдать за поступками взрослых и детей, не понимая их смысл и причины. Часто родители испытывают затруднения в объяснении ребёнку сути поступков, норм поведения. Поэтому, как бы компенсируя свою беспомощность, выполняют капризы плохо слышащего ребёнка, балуют его, не предъявляют требований к его поведению, не фиксируют внимание на негативных результатах его действий, у ребёнка уже в дошкольном возрасте формируются такие качества, как эгоизм, жадность, капризность. В дальнейшем отрицательные качества только закрепляются. Поэтому нацеливаю родителей на тесное сотрудничество с нами, воспитателями и учителями, для формирования у детей простых, жизненно необходимых представлений, отражающих взаимоотношения людей, отношение к природе, животным, элементарные понятия о добре, дружбе, справедливости, нормах поведения.
Я использую любую возникающую ситуацию в группе, из которой можно извлечь моральные основы, нравственные, этические, культурные. Прививая и формируя моральные черты, навыки, привычки, учу детей адекватно воспринимать окружающий мир, воспитывать в них личность.
Ребёнку-дошкольнику вообще, и тем более глухому, свойственно наглядно-образное мышление, поэтому в своей работе по воспитанию нравственно-этических норм ведущую роль отвожу методам, основанным на восприятии наглядных образов (картин, иллюстраций, настольно-печатных игр, кукольного театра и пр.). В своей работе я, например, использую пособия Р. С. Буре «Как поступают друзья?» и «Мы друг другу помогаем». Прекрасные альбомы, которые помогают формировать у детей представления о гуманном, доброжелательном отношении к сверстникам, о том, как нужно себя вести в условиях совместной игры или работы. На картинах изображены реальные ситуации, где ребёнок, как правило, нуждается в сочувствии, помощи сверстников, огорчён своей неудачей, оплошностью. Ситуации типичны для повседневной жизни, моральный смысл, как правило, доступен для понимания глухих детей. Изображена проблемная ситуация, показано отношение к этому ребёнку других детей. А на дополнительных картинках мы видим варианты развития сюжета - поступки детей, проявляющих гуманное отношение к пострадавшему. Дети видят, как меняется эмоциональное состояние главного персонажа при проявлении к нему заботы, сочувствия. Кроме того, использую демонстрационный материал из серии «Беседы по картинкам» (авт. Л. Б. Фесюкова) по темам: «Я и моё поведение», «Воспитываем сказкой», «Я и другие», «Чувства. Эмоции».
К сожалению, детская литература, наглядно и образно раскрывающая для слышащих мир нравственно-этических понятий, в своём первозданном виде недоступна глухим дошкольникам. Поэтому важнейшей и обязательной своей задачей считаю необходимость донести до детей хотя бы основное содержание некоторых произведений детской литературы. В своей работе использую адаптированные совместно с учителем-дефектологом тексты произведений. Кроме того, неоценимую помощь при формировании в неслышащем ребёнке полноценной нравственной личности оказывает книги для чтения детьми с нарушениями слуха Б. Д. Корсунской «Читаю сам». Доступные тексты, подобраны вопросы, иллюстрации на подобную проблемную ситуацию. В конце книги – прекрасное методическое руководство. Данную книгу я рекомендовала и родителям для чтения детьми дома.
Бронислава Давыдовна Корсунская на первое место ставила воспитание. Учить нужно, мы и учим. Но впереди у наших детей жизнь в мире слышащих. Это не просто быть глухим в мире слышащих. Одних знаний тут не достаточно. Если наши дети будут нравственными людьми, если будут добры, справедливы, честны, им будет легче жить, потому что это нормы общечеловеческие.
Нравственно - этические нормы нужно формировать, прививать. И делать это должны мы, воспитатели, учителя, совместно с родителями.