Надежда Вотановская
Формирование нравственно-патриотических чувств у современных дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст-фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Закладываемое в ото время эмоциональное отношение к жизни и людям, развитие нравственно-патриотических чувств оставляют след на всё дальнейшее поведение и образ мысли человека. В старшем дошкольном возрасте у детей стремительно развиваются общечеловеческие ценности: любовь к родителям и семье, близким людям, родному месту, где он вырос, и, безусловно, к Родине. При этом важно не забывать, что сами по себе знания являются пищей для ума, а патриотизма «от ума» не бывает, он бывает только от «сердца». Ум как бы способствует духовно-нравственной работе души, а любящее сердце создаёт патриотическое мировоззрение.
Публикация «Формирование нравственно-патриотических чувств у современных дошкольников» размещена в разделах
Формировать нравственно-патриотические чувства, обогащать и углублять знания детей о семье, городе, активизировать работу по пропаганде патриотического воспитания через доступные средства-основная цель работы по развитию нравственно-патриотических чувств у дошкольников.
Исходя из этого, мы ставим перед собой задачи:
-воспитывать любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
-формировать бережное отношение к природе и всему живому;
-развивать интерес к русским традициям и промыслам;
-формировать элементарные знания а правах человека;
-знакомить с символами государства (герб, флаг, гимн);
-воспитывать толерантность, чувство уважения к другим народам, их традициям.
Решая данные задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, используя следующие методы.
Наглядный-необходим во время чтения педагогом рассказов, наблюдений, показа сказок, рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов, проведения дидактических игр, экскурсий по городу, целевых прогулок.
Словесный- представляется эффективным в процессе чтения литературных произведений, стихотворений детьми, воспитателем, проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно0ролевые, дидактические, игры-драматизации и др., загадывание загадок, рассказов детей по схемам, иллюстрациям, разбора житейских ситуаций, проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров.
Практический-используется, когда нужно организовать продуктивную деятельность, провести игры (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др., сшить кукол к сказкам, провести экскурсии, вечера с родителями, сверстниками, изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.
Работая над формированием нравственно-патриотических чувств, мы предлагаем включить в воспитательно-образовательный процесс занятия следующих циклов: «Мир вокруг нас», «Дерево добра», «Город, в котором я живу», «Наша Родина-Россия», «Православная культура», «Хозяева и хозяюшка».
«Мир вокруг нас»
Занятия данного блока открывают детям путь к нравственно-религиозной стороне познания окружающего мира, обращают их внимание на его богатство, красоту и разнообразие, учат видеть отличие мира, созданного руками человека, от мира природы (нерукотворного); понимать необходимость бережного отношения ко всему живому, природным богатствам, как единственную возможность их сохранения, способствуют развитию творческой личности ребёнка-дошкольника.
«Дерево добра»
Занятия на основе литературных произведений (сказок, рассказов, стихотворений) учат детей различать добро и зло, дают представления о нравственной свободе человека, помогают видеть красоту благородных поступков. Эти занятия учат ребёнка видеть в себе движение к добру и злу и различать их, воспитывают желание делать выбор в пользу добра, следовать за добрыми влечениями сердца и совести.
«Город, в котором я живу»
Занятия данных циклов знакомят детей с родным городом (история, памятники архитектуры, природно-географические особенности, историческое значение города в жизни России). Также дети раскрывают удивительный мир Тамбовского края, познают людей, живущих в средней полосе России, их быт, особенности сельскохозяйственного труда.
«Наша Родина - Россия»
На занятиях дети знакомятся с историей Российского государства, государственной символикой, жизнью русских героев, великих полководцев, святых подвижников, чтимых людей земли русской.
«Праздники России»
Занятия данного типа знакомят детей с историей православных праздников, традициями отечественной культуры, с тем, как встречаю православные праздники в России, помогают в подготовке и проведении (с участием детей и родителей) календарных праздников, раскрывают их жизненный смысл.
«Хозяева и хозяюшки»
Дети знакомятся с духовно-нравственными традициями и укладом жизни в православной семье, осмысленным и целесообразным устройством предметной среды русского дома, особенностями мужских и женских домашних дел, традиционной подготовкой и проведением праздничных дней, узнают об особенностях разных материалов и правилах пользования простыми инструментами при изготовлении поделок.
Ознакомление с каждой темой не требует дополнительных занятий, а включается в нашем детском саду в разные виды деятельности, предусмотренные базисной программой (речевую, музыкальную, физкультурную, изобразительную) :
-тематическое занятие, беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания;
-ручной труд и все виды творческой художественной деятельности детей;
-совместные праздники, творческие вечера;
-просмотр слайд-фильмов, диафильмов, использование аудиозаписей и технических средств обучения;
-экскурсии, целевые прогулки (по городу, в музей, библиотеку);
-тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия);
-организация выставок (совместная деятельность детей и родителей;
-постановка музыкальных сказок духовно-нравственного содержания;
-организация совместного проживания событий взрослыми и детьми.
Не менее важное условие нравственно-патриотического воспитания — тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребёнка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, своим историческим корням.
В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, поскольку в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение.
Помимо традиционных форм работы с родителями (родительские собрания, консультации) мы используем в своей практике:
-вечера вопросов и ответов;
-совместные мероприятия (выставки, конкурсы, родительские семинары-собеседования на диалогической основе, открытые показы воспитательно-образовательного процесса);
-экскурсии совместно с детьми;
-ведение социальной карты с целью изучения, обобщения и распространение опыта семейного воспитания4
- индивидуальную работу с детьми дома (ведение тетради эмоционального развития ребёнка).
В результате работы по теме духовно-нравственного и патриотического воспитания детей у ребёнка формируется позитивное отношение к окружающему миру, другим людям и самому себе, потребность и готовность проявлять сострадание и сорадование, деятельное отношение к труду, ответственность за свои дела и поступки.
Алёшина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью, Москва, УЦПЕРСПЕКТИВА,2008
Антонова Л. Г. Развитие речи «Уроки риторики». Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, 1997
Белобрыкина О. А. Речь и общение. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, 1998.