Ирина Титова
Формирование навыков соблюдения правил дорожного движения у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Обучение детей правилам дорожного движения занимает особое место в системе безопасности жизнедеятельности. Данная проблема отличается сложностью и многоплановостью и приобрела особую остроту в последнее десятилетие, в связи с возрастающей диспропорцией между приростом числа автомобилей и крайне слабой культурой безопасности и дисциплиной участников дорожного движения.
Публикация «Формирование навыков соблюдения правил дорожного движения у дошкольников» размещена в разделах
Значение и соблюдение правил дорожного движения –обязанность каждого, независимо от возраста. Чем раньше ребенок научится различать и понимать дорожные знаки, тем меньше будет несчастных случаев на дорогах. Эффективность обучения детей правилам дорожного движения во многом зависит от активного участия родителей в совместной с ними деятельности.
Проблемой безопасности, профилактикой детского дорожно-транспортного травматизма, созданием системы целенаправленного обеспечения детей знаниями, умениями и навыками, ценностными ориентирами, необходимыми при формировании основ культуры безопасности по Правилам дорожного движения, воспитанием осознанного безопасного поведения в окружающем мире, творческой активности ребенка, использовании разнообразных форм, методов и приемов в воспитательно-образовательном процессе занимаются отечественные педагоги: Н. Н. Авдеева, Т. И. Алиева, Е. П. Арнаутова, К. Ю. Белая, О. Л. Князева, Е. А. Козырева, JI. А. Кондрыкинской, Е. Ю. Протасова, Э. Я. Степаненкова, Р. Б. Стеркина. Обобщался опыт дошкольных учреждений в этом направлении А. Д. Добрушиным, В. Н. Зимониной, Н. И. Клочановым, JI. А. Комлевой, JI. В. Куцаковой, Е. А. Козловской, С. А. Козловским, С. И. Мерзляковой, И. С. Окуневым, В. Н. Сахаровой.
План работы по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения составляется с целью:
обогащения и уточнения знаний детей о правилах дорожного движения;
формирования навыков безопасного поведения на улицах и дорогах и понимания необходимости соблюдения правил дорожного движения;
обучения умению наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, ориентироваться в ближайшем пространственном окружении;
формирования представлений о работе сотрудника ГИБДД;
воспитания здорового чувства повышенной опасности;
развития внимания, наблюдательности и ответственности за порученное дело;
воспитания любви к родному городу, дисциплинированности;
организации взаимодействия с семьей и ГИБДД.
План работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма может включать в себя такие формы и методы работы как оформление уголков безопасности дорожного движения в группах, консультации для педагогов и родителей на тему «Формирование у дошкольников сознательного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих», целевые прогулки, чтение художественной литературы: Т. И. Алиева «Ехали медведи», «Дорожная азбука», А. Иванов «Как неразлучные друзья дорогу переходили», С. Михалков «Моя улица», «Я иду через дорогу» и др., загадывание детям загадок о дорожном движении, просмотр диафильмов: «Загадки улицы», «Зебра на асфальте», «Правила дорожного движения», «Сердитый автомобиль», родительское собрание «Дорожная азбука» (с приглашением представителя ГИБДД) и т. д.
Таким образом, воспитание у детей навыков безопасного поведения на улицах города является актуальной проблемой, т. к. у детей отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Систематизация знаний детей и их родителей по правилам дорожного движения, закрепление умения различать и оценивать собственное поведение в транспорте и на дороге способствует повышению качества работы воспитателей, в результате чего возрастает успешность развития детей, усвоения ими того объема знаний в данной области, который предусмотрен стандартом дошкольного образования.