Наталья Чеснокова
Формирование навыков невербального общения детей 4–5 лет с нарушением зрения посредством игр и упражнений
▼ Скачать + Заказать документы
2014
Тема: Формирование навыков невербального общения детей среднего дошкольного возраста с нарушением зрения посредством игр и упражнений.
Проблема формирования коммуникативно-речевой активности человека приобретает всё большее значение в современной жизни. Обогащать речевое общение детей,сделать его более естественным,непринуждённым помогают невербальные средства коммуникации.
Публикация «Формирование навыков невербального общения детей 4–5 лет с нарушением зрения посредством игр и упражнений» размещена в разделах
- Гимнастика для глаз. Зрительная гимнастика
- Игры для детей
- Коммуникативные игры, для развития навыков общения
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2014
Развитие невербальных умений создаёт дополнительные возможности для установления контактов, выбора правильной линии поведения, усиливает эффективность социального взаимодействия дошкольников.
Невербальные средства общения чрезвычайно разнообразны. Непосредственно контактное общение совершается не только с помощью речи, но и с помощью невербальных средств коммуникации - жестов, мимики, позы.
Цель нашего исследования - создать комплекс игр-ситуаций для детей 4-5 лет с нарушением зрения, способствующий развитию эмоциональной сферы и связанные с ней взаимоотношения детей друг с другом.
Нами была проведена диагностика использования мимики и пантомимики при демонстрации заданной эмоции. (Работа педагога-психолога Анны Ленок, ДОУ №669,г. Москва. Журнал «Обруч», №3, 2000).
Я предлагала ребятам следующие задания:
1. Покажи с помощью лица, рук, всего тела, что ты очень удивился. (Выполняя это задание,
ребёнок может сморщить лоб, поднять брови, приоткрыть рот, всплеснуть руками).
2. Представь,что ты очень испугался. Покажи, как? (Ребёнок может расширить глаза, открыть рот, сжать руки в кулаки, напрячь тело, съёжиться, присесть).
3. Изобрази радостное, праздничное настроение. (Лицо ребёнка расцветает улыбкой, около глаз собираются морщинки, он хлопает в ладоши или поднимает вверх руки).
4. А теперь ты рассердился, очень- очень. Ты ужасно злой. Покажи это. (Ребёнок может сдвинуть брови,нахмуриться, выставить вперёд нижнюю губу или оскалить зубы, стиснуть кулаки).
5. Тебя обидели, и ты стоишь грустный,печальный. Изобрази это. (Ребёнок может приподнять и сдвинуть брови, опустить уголки губ, ссутулить плечи).
Результаты занесла в таблицу.
Обработка данных осуществлялась таким образом:
Высокий уровень - дети умеют с помощью лица, рук, всего тела использовать мимику и пантомимику при демонстрации заданной эмоции: радости, гнева, печали, удивления, страха. Умеют распознавать эмоциональное состояние другого человека по мимике.
Средний уровень - дети умеют с помощью лица показывать эмоциональное состояние,но при этом не используют движения рук и тела. Не всегда правильно распознают эмоциональное состояние другого человека по мимике.
Низкий уровень - дети не умеют с помощью лица, рук, всего тела использовать мимику и пантомимику при демонстрации заданной эмоции. Не используют движения рук и тела, не умеют распознавать эмоциональное состояние другого человека по мимике.
Изучив результаты диагностики, сформулировали следующую цель - изучить особенности и выявить уровень развития эмоциональной сферы детей.
Для реализации данной цели поставили следующие задачи:
1. Отобрать комплекс игр на формирование навыков невербального общения дошкольников.
2. Апробировать.
3. Привлечь родителей.
Нами был отобран комплекс игр на формирование навыков невербального общения и составлена картотека. За основу брали игры следующих авторов: Л. В. Куцакова «Где мы были мы не скажем, а что делали - покажем», методика Н. Ю. Клюевой «Подари подарок другу», «Сравнения», «Улыбка», сборник игр по формированию невербальных форм общения дошкольников. Данные игры апробировали к особенностям наших детей.
Работа с детьми осуществлялась по следующим этапам:
1. Формирование представлений о доброжелательных чувствах и отношениях со сверстниками и взрослыми, развитие чувства эмпатии.
Задача:
Познакомить детей с понятием «чувство», (эмоция).
Учить детей с помощью мимики, жестов передавать эмоциональное состояние.
На первом этапе использовались такие игры: «Встреча с другом» (дети обыгрывали эту ситуацию, изображая грусть, удивление, радость встречи). «Как говорят части тела», «Здороваемся без слов», «Магазин зеркал», «Бездомный заяц», «Жизнь в лесу», «Добрые эльфы» и т. д.
Они напечатаны на карточках синего цвета. Одну из таких игр я представляю вашему вниманию.
2. Следующий этап был посвящён формированию способов выражения эмоциональных состояний, взаимоотношений, формированию невербальных средств их выражения.
Задача:
Учить детей выражать своё отношение к собеседнику и предмету общения.
Развивать и укреплять мышечный аппарат, участвующий в воспроизведении мимических, жестовых, пантомимических движений.
На втором этапе эффективны следующие игры: «Театр теней», «Ожившие игрушки», «Маски», «Прочитай письмо», «Пиктограммы, «Пойми меня» и другие игры.
Они представлены на карточках розового цвета.
Для достижения наилучших результатов работы необходимо тесное взаимодействие с родителями. Для повышения компетентности родителей в вопросах развития навыков взаимодействия используем следующие формы работы :
1) наглядность,
2) индивидуальные консультации,
3) родительские собрания,
4) семинар-практикум.
Для выявления эффективности данной работы была проведена диагностика.
Данные таковы:
Конец года
Начало года Конец года
Высокий уровень-0% Высокий уровень-39%
Средний уровень-15% Средний уровень-61%
Низкий уровень-85% Низкий уровень-0%
Дети научились с помощью мимики, пантомимики передавать эмоциональные состояния, выражать своё отношение к собеседнику и предмету общения, укрепили мышечный аппарат, участвующий в воспроизведении мимических, жестовых, пантомимических движений.