БЕЛЯЕВА ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА
Формирование мыслительной деятельности школьников на основе технологии развития критического мышления
▼ Скачать + Заказать документы
Беляева Татьяна Николаевна
учитель высшей категории, учитель методист
русского языка и литературы
МОУ «Школа № 140 города Донецка»
Опыт прочтения Романа И. А. Гончарова «Обломов».
Новые государственные образовательные стандарты общего образования ориентируют учителя на создание активной, деятельной, развивающей образовательной среды, способствующей формированию позитивной мотивации к обучению, овладению универсальными способами учебной деятельности, развитию креативного и критического мышления обучающихся. В связи с этим в литературном образовании учащихся актуальными задачами являются формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления текста, воспитание культуры выражения собственной позиции, способности аргументировать свое мнение, создавать развернутое высказывание творческого, аналитического и интерпретационного характера.
Публикация «Формирование мыслительной деятельности школьников на основе технологии развития критического мышления» размещена в разделах
Целью работы является формирование умений добывать знания через учебную деятельность и включать эти знания в схему регулирования собственного поведения. Иными словами, стремлюсь воспитать не только «человека знающего», но и новую личностную парадигму - «человека, подготовленного к жизнедеятельности»
Предполагаемый результат: развитие мыслительной деятельности обучающихся, формирования универсальных учебных действий.
Девизом моей работы могут быть слова Л. Н. Толстого: «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью».
Вашему вниманию представляю материал, в котором попыталась продемонстрировать построение урока на основе использования технологии развития критического мышления с опорой на системно-деятельностный подход к организации учебной деятельности обучающихся. В материалах мастер-класса вы увидите и результат использования методов развивающего обучения.
Среди множества технологий и приемов, способствующих решению указанных задач, наиболее продуктивна, как мне кажется, технология развития критического мышления через чтение и осмысление художественных текстов.
Авторы технологии Ч. Темпл, К. Мередит, Д. Стилл дают следующее определение критическому мышлению : Критическое мышление – это один из видов творческой интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.
Урок, построенный на технологии развития критического мышления, предполагает три стадии: «ВЫЗОВ» «ОСМЫСЛЕНИЕ» «РЕФЛЕКСИЯ»
Стадия вызова позволяет
- актуализировать и обобщить знания, которые есть у учащихся;
-вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме;
-мотивировать ученика к учебной деятельности.
Стадия осмысления дает возможность ученику
- получить новую информацию и освоить новые способы работы с ней;
- осмыслить информацию;
- соотнести новые знания с уже имеющимися.
На стадии рефлексии происходит
-обобщение полученной информации;
-присвоение нового знания;
-формирование собственного отношения к изучаемому материалу.
На определенной стадии учитель использует методические приемы, каждый из которого имеет своей целью раскрыть творческий потенциал учащегося.
Как это делаю я?
На первом уроке знакомства с романом должен сработать «эффект неожиданности», поэтому на начальном этапе идёт «вызов» ученика к размышлению.
На доске – тема урока и эпиграф, два ряда слов
Роман И. А. Гончарова «Обломов». Монографический характер повествования.
Пока останется хоть один русский, до тех пор будут помнить Обломова. (И. С. Тургенев)
Рубашка, платье, сорочка, халат, тулуп.
Стол, диван, кровать, лавка, колыбель.
Постановка проблемы: Чем же заслужил внимание всех русских этот литературный герой?
Стадия вызова.
Прием ассоциаций. Звучит типична восточная музыка. Учащиеся называют ассоциации, вызванные звучанием музыки: барханы, пустыня, караван верблюдов, восточные танцы, рефлексия, отдых, безделье…
Вопрос классу: Какая связь между звучащей музыкой и набором слов? - Слова халат и диван, пришедшие русский язык и культуру с востока, стали ключевыми (смысловыми) для понимания характера главного героя романа И. А. Гончарова «Обломов»
Кто же этот герой?
Актуализация знаний. Прием сравнения, узнавания и концентрации внимания. Ученикам предлагается, сравнив отрывки (начало) из разных произведений, ответить на вопрос: Чем отличаются эти типы вступления к текстам? Что дают они для понимания героя романа Гончарова «Обломов»?
1) М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» (Ч. 1. «Бэла») «…Я ехал на перекладных из Тифлиса…Солнце начинало прятаться за снеговой хребет, когда я въехал в Кайшаурскую долину, Со всех сторон неприступные горы, золотая бахрома снегов, внизу Арагва. Остановившись у духана, я нанял быков, чтобы втащить мою тележку на гору,- а эта гора имеет около двух верст длины…»
2) Н. В. Гоголь «Мертвые души» (1ч.) «…В ворота гостиницы губернского города NN въехала довольно красивая рессорная небольшая бричка, в которой ездят холостяки: отставные подполковники, штабс-капитаны, помещики, имеющие около сотни душ крестьян,- словом, все те, которых называют господами средней руки…»
3) И. А. Гончаров «Обломов» (1 ч.) «…В Гороховой улице, в одном из больших домов, лежит утром в постели, на своей квартире Илья Ильич Обломов. Это был человек лет 32-3 от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно- серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Мысль гуляла вольной птицей по лицу».
Вывод: прием сравнения и «узнавания» позволяет выявить в 3-м эпизоде такой тип вступления, когда с первых же строк именно главный герой ставится в центр внимания. Ученики выделяют в описании ключевые слова, которые привлекают их читательское внимание.
Стадия осмысления. Слово учителя. Сегодня мы будем знакомиться с романом И. Гончарова «Обломов», применяя прием «чтение с остановками» и читая фрагменты из романа, связанные с халатом и его ролью в жизни Обломова.
Прием «Чтение с остановками» открывает возможности целостного видения произведения. Параллельно используется прием «собирание корзины», куда учащиеся будут «складывать» свои впечатления от прочитанного о формировать представление о герое.
1. Скучная и однообразная жизнь Обломова в Обломовке.
Фрагмент 1
". На нем был халат из персидской материи, настоящий восточный халат, без малейшего намека на Европу, без кистей, без бархата, без талии, весьма поместительный, так что и Обломов мог дважды завернуться в него. Рукава, по неизменной азиатской моде, шли от пальцев к плечу все шире и шире. Хотя халат этот и утратил свою первоначальную свежесть и местами заменил свой первобытный, естественный лоск другим, благоприобретенным, но все еще сохранял яркость восточной краски и прочность ткани. "
- Как вы считаете, для чего автор так подробно описывает халат? (автор намеренно остановился на подробном описании халата, потому что через милые хозяину вещи мы узнаем основные его пристрастия. В данном случае халат является любимой вещью Обломова, потому что большую часть дня он проводит дома, а поскольку халат шелковый, следовательно, он предпочитает и вовсе не переодеваться в течение дня за ненадобностью. Отсутствие в его гардеробе изысканных вещей говорит нам ещё о том, что герой стремился к простоте и уюту)
Фрагмент 2. (постановка проблемного вопроса)
«. Халат имел в глазах Обломова тьму неоцененных достоинств: он мягок, гибок; тело не чувствует его на себе; он, как послушный раб, покоряется самомалейшему движению тела. "
-За что же так любил халат Обломов? Что вы можете сказать о характере хозяина такого халата? (Сам Обломов очень похож на свой халат, он такой же мягкий, незаметный, ласковый.)
- Как мы понимаем, снимать халат он не собирается. Были ли среди гостей те, которые пытались снять С Обломова халат? Однажды предпринял такую попытку Волков.
Фрагмент 3 (прием - инсценирование)
". Что это на вас за шлафрок? Такие давно бросили носить, – стыдил он Обломова.
– Это не шлафрок, а халат, – сказал Обломов, с любовью кутаясь в широкие полы халата. "
- А что означает слово «шлафрок»? (в пер. с немец. "schlafrock" - "спальный халат")
- Как вы считаете, получится у Волкова снять с Обломова халат? (Конечно же, нет. Он привык к своему халату и не готов с ним расстаться и заменить на что-то новое. Обломов не любит перемены.).
- А давайте заглянем вперед. Что может заставить Обломова снять халат? (Огромное желание изменить свою жизнь. А человек готов на это только в том случае, если влюбляется.)
2. Знакомство с Ольгой Ильинской. Халат и любовь к Ольге Ильинской.
Фрагмент 4 (прием выделения ключевых слов)
". Встает он в семь часов, читает, носит куда то книги. На лице ни сна, ни усталости, ни скуки [. ] Халата не видать на нем: Тарантьев увез его с собой к куме с прочими вещами. "
". И халат показался ему противен, и Захар глуп и невыносим, и пыль с паутиной нестерпима. "
". С халатом он простился давно и велел его спрятать в шкаф. "
- Что же заставило Обломова расстаться со своим любимым халатом? (Любовь к Ольге Ильинской).
- Какие перемены происходят в герое? Почему он так поменялся? (Обрел смысл жизни).
- Долго ли продлились эти отношения? Почему? (Отношения с Ольгой сошли на «нет». Все-таки, видимо, Обломов не готов кардинально меняться даже ради любимой. Все изменения были лишь внешние, внутри ничего не произошло. Наверное, поэтому он так быстро вернулся к привычному образу жизни).
3. Халат Обломова и возвращение к привычной жизни (аналитический пересказ)
Фрагмент 5.
". Еще я халат ваш достала из чулана, – продолжала она, – его можно починить и вымыть: материя такая славная! Он долго прослужит. "
- Как халат вновь попадает к Обломову? Хозяйственная Пшеницына достает из чулана старый халат Обломова, чтобы починить его.
- Что символизирует халат, вернувшийся к хозяину? (Возвращение к прежней жизни. Жизнь у Агафьи Пшеницыной снова вводит Обломова в привычную лень и апатию.)
4. Халат Обломова и последние годы жизни (Постановка проблемного вопроса)
Сможет ли теперь Илья Обломов расстаться со своим халатом? Высказываем предположения.
Фрагмент 6.
– «. что это ты не бросишь этого халата? Смотри, весь в заплатах! – Привычка, Андрей; жаль расстаться.» До конца своих дней Илья Обломов так и не расстается с любимым халатом, как и со своей ленью и апатией.
На завершении стадии осмысления ученикам предлагается составить кластер или ответить на вопрос: Чем же является халат для Обломова? Каково ваше общее впечатление о герое? Однозначно ли оно? Ответы оформляются в виде схемы, наглядно выявляющей противоречивые черты личности Обломова.
Вывод. Так, при помощи всего лишь одного слова «халат» мы рассмотрели и проанализировали все этапы жизни Обломова, выявили в его характере противоречивые черты.
Уютный и удобный халат сопровождает Обломова долгие годы и становится печальным символом "обломовщины" (но это уже другой урок).
Включение новых знаний. Дискуссия: Обломов - герой НЕ своего времени или НЕ герой своего времени?
Форма групповой дискуссии способствует развитию диалогичности общения, становлению самостоятельности мышления. Учащиеся самостоятельно формулируют и высказывают мнение, обмениваются мыслями, совместно приходят к выводам по уроку.
Возвращаемся к вопросу: почему «Пока останется хоть один русский, до тех пор будут помнить Обломова»? (И. С. Тургенев)
Ответ на этот вопрос находим в статье Н. А. Добролюбова «Что такое обломовщина?» - «История о том, как лежит и спит добряк-ленивец Обломов и как ни дружба, ни любовь не могут пробудить и поднять его, – не бог весть какая история. Но в ней отразилась русская жизнь, в ней предстает перед нами живой, современный русский тип, отчеканенный с беспощадной строгостью и правильностью; в ней сказалось новое слово нашего общественного развития, произнесенное ясно и твердо, без отчаяния и без ребяческих надежд, но с полным сознанием истины»
Стадия рефлексии. Написание эссэ. Этот вид письменного задания применяется, чтобы помочь учащимся подытожить свои знания по изученной теме. Для учителя – это возможность получить обратную связь.
Тема эссэ: Каким же героем является Обломов – ни на кого не похожим или похожим на каждого из нас?
Заключительное слово.
Апробировав технологию развития критического мышления на своих уроках, я могу сказать, что она дает неплохой результат: позволяет увеличить объем и качество речевой деятельности обучающихся, формирует умение четко аргументировать свою позицию, учит сотрудничеству в работе в группах. Налицо более прочное усвоение материала, так как учащиеся добывают знания самостоятельно, сознательно, переживая каждый шаг обучения, что сейчас требует ГОСстандарт образования.