Галина Кутилкина
Формирование математических представлений посредством игровых технологий «Кубики Никитина, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера»
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема: Дети с трудом справляются с простыми логическими задачами в ходе непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений.
Вид проекта: игровой.
Тип проекта: долгосрочный
Сроки реализации: сентябрь 2021 г. - май 2022 г.
Возраст детей: 4 – 5 лет.
Актуальность:
Публикация «Формирование математических представлений посредством игровых технологий „Кубики Никитина, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера“» размещена в разделах
- Блоки Дьенеша
- Кубики. Игры с кубиками
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Никитин Б. П. Развивающие игры Никитина
- Палочки Кюизенера
- Темочки
На современном этапе в связи с введением ФГОС ДО возникла необходимость повышения качества дошкольного образования, которое выявляет и развивает творческие и интеллектуальные способности детей. Развитие умственных способностей ребенка, которые позволяют осваивать новое, направлены на подготовку мышления дошкольников к обучению в школе. В современных условиях новых компьютерных технологий и информационной цивилизации недостаточно научить детей счету. Возникает важная задача – формирование умений самостоятельно и творчески мыслить, что бы развивать у детей математические способности, поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, побуждать к решению логических задач, творчески и с интересом подходить к занятиям детей. Решению этой задачи помогают развивающие игры – кубики Никитина, логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера. Использование этих игр позволяет развивать у детей творчество, которое проявляется в умение рассуждать, решать нестандартные задачи любой сложности, фантазировать, конструировать и т. д.
Главная деятельность детей – это игра, которая позволяет раскрыть смысл математических заданий, заинтересовать их, а так же создать условия при которых ребенок усваивает задания самостоятельно, без давления и помощи взрослого. Это стимулирует интерес к получению знаний.
Цель проекта: Развитие математических способностей и познавательной активности ребенка через совместную игровую и познавательную деятельность.
Задачи:
- учить детей узнавать и называть размер, цвет, форму, количество предметов;
- формировать умение ориентироваться в пространстве: на листе бумаги и группе;
- продолжать учить детей обследовать предметы тактильным и зрительным способом;
- развивать сенсорные способности (цвет, форма, величина) в процессе обследования предмета;
- развивать мелкую моторику руки в процессе выполнения игровых заданий с дидактическим материалом;
- развивать грамматически правильную диалогическую и монологическую речь;
- воспитывать интерес к исследовательской деятельности;
- воспитывать самостоятельность, инициативность посредством решения интеллектуальных задач;
- воспитывать готовность к взаимопомощи в процессе общения со взрослым и
сверстниками;
Предполагаемый результат :
- проявляют познавательный интерес исследовательской деятельности;
- проявляют самостоятельность, инициативность, уверенность в себе при решении интеллектуальных задач;
- называют размер, форму, количество и цвет, геометрические фигуры;
- обследуют предметы, зрительным и тактильным путем, развивают при этом мелкую моторику рук;
I этап — подготовительный
Наблюдение за детьми.
Организация предметно-развивающей среды.
Подборка литературы, игр, иллюстрации, схем.
II этап — практический
- Ввести в игровую ситуацию детей и сформулировать проблему.
- Организовать занятия, беседы, игры.
- Чтение художественной литературы.
3 этап — заключительный.
Провести итоговое занятие.
Создать итоговую презентацию для родителей.
Описать и анализировать работу над проектом
План работы с детьми по реализации проекта.
№ Месяц Название игры Цель игры
1.
Ноябрь
1. «Отбери красные, синие…» (блоки Дьенеша, палочки Кюизенера)
2.«Отбери по одной палочке разного цвета» (палочки Кюизенера)
3. «Найди все цвета одного размера и фигуры» (блоки Дьенеша, палочки Кюизенера) Развивать умение группировать, классифицировать палочки Кюизенера и блоки Дьенеша. Развивать речь детей внимание, память мышление
4. «Дружба» (кубики Никитина) Развитие умений находить сходства и различия.
2. Декабрь
1. Заборы высокие и низкие» (палочки Кюизенера)
2. «Поезд длинный и короткий» (палочки Кюизенера)
3. «Найди фигуру по одному признаку» (блоки Дьенеша)
Совершенствовать понятия «высокий - низкий», «широкий – узкий», «длинный – короткий», «тонкий – толстый» Развивать речь детей внимание, память, логическое мышление. Познакомить детей с карточками и символами, учить находить фигуру по символам или по одному, двум признакам.
4. «Кто лишний» (Кубики Никитина) Развитие способностей к анализу, сравнению, обобщению.
3. Январь 1.«Строим дом» (блоки Дьенеша)
2.«Большой стул для медведя и маленький стол для Маши» (палочки Кюизенера)
3. «Расставь блоки по местам» (блоки Дьенеша) Совершенствовать понятие «большой – маленький» Учить отбирать фигуру по двум, по трем признакам. Развивать внимание, память, логическое мышление.
4."Продолжи последовательность" (кубики Никитина) Развитие умений выделять свойства предметов, абстрагировать их от других, следовать определенным правилам.
4. Февраль 1.«Цвет и число» (палочки Кюизенера)
2. «Найди столько» (блоки Дьенеша)
3.«Угощение для медвежат» (блоки Дьенеша)
Формировать элементарные первичные математические представления, развивать у детей количественные представления, соотносить цвет и число, учить играть с логическими кубиками.
4, «Разные дорожки» (кубики Никитина) Формировать у детей способность создавать сериационные ряды с целью понимания относительности величины, развивать умение выделять и абсрагировать цвет, форму, размер, сравнивать предметы по самостоятельно выделенным свойствам.
5. Март 1.«Построим дом» (блоки Дьенеша)
2.«Украсим елку бусами» (палочки Кюизенера)
3.«Магазин» (блоки Дьенеша) Совершенствовать умение пользоваться логическими кубиками в игре с блоками Дьенеша, находить фигуру по 3 – 4 признакам. Продолжать развивать логическое мышление
4. «Почти судоку» (кубики Никитина) Развитие логическое мышление, уметь сравнивать.
6. Апрель 1.«Собери бусы для лисички – сестрички»
2. «Построим заборчик»
3. «Разложи конфеты по коробкам»
Формировать элементарные первичные математические представления, совершенствовать умение сравнивать блоки, палочки, пользоваться словам и много, поровну, столько – сколько»
4. «Чудо квадрат» (кубики Никитина) Развивать речь, внимание, память, закреплять основные цвета.
7. Май 1. «Дорожка для колобка»
2.«Конструирование геометрических фигур»
3. «Разложи по цвету» Развивать умение выкладывать предметы в определенной последовательности (большие, маленькие, длинные, короткие, устанавливать отношения эквивалентности длины и цвета, умение выделять определенный признак, сравнивать предметы по длине, ширине. Развивать логическое мышление, речь.
4.»Выложи по памяти» (кубики Никитина) Развивать произвольное внимание, память логическое мышление.
Итоговое мероприятие: НОД по формированию элементарных математических представлений с использованием палочек Кьюизенера, кубиков Никитина.